Репортаж из подземелья. На двухметровой глубине подвалов оперного театра можно пускаться вплавь
В редакцию ИА «Свободные новости» обратились работники Театра оперы и балета в Саратове, которым грозит сразу две опасности. Одна подстерегает здание театра на глубине, другая нависает над труппой из высших сфер. Как водится, обо всем по порядку.
Вода под театром
Слухи о том, что театральный подвал затоплен грунтовыми водами, ходили уже давно, но мало кто видел это своими глазами. Это было похоже на кадр из классического фильма «Призрак оперы», который передвигался по подвалам Гранд опера на лодке – с поправкой на саратовский масштаб. Подвал, куда проникла вода, находится на глубине около двух метров ниже уровня асфальта Театральной площади. Подвал спускается вниз уступами: вот сухая лестничная площадка, только на стенах видны разводы от грибка и поднимающейся по штукатурке сырости, а следующее помещение, где пол на двадцать сантиметров ниже, уже утонуло.
Всего, как говорят в театре, глубина подвалов составляет более пяти метров. Правда, в этой нижней точке никто из ныне работающих вроде бы не бывал. В самом деле, если на глубине двух метров уже можно пускаться вплавь, не исключено, что нижнюю точку подвала получится обследовать только с аквалангом.
Идти дальше не получается: в затопленном помещении нет света, пол покрыт строительным мусором, и продвигаться вперед можно только со специальным снаряжением. Сотрудники театра там и не бывают.
Кстати, вода абсолютно чистая. Возможно родниковая. Может быть, даже приятная на вкус (этого пока никто не проверял). Кто знает, можно было бы наладить выпуск собственного бренда «Кастальский источник», если бы события происходили в комедийном фильме.
Надводная часть подвала тоже давно нуждается в ремонте. Очарованию театральным кулисам придают небольшие следы разрушений, оставленных после прокладки скандально известной системы климат-контроля, из-за чего сейчас судят экс-директора Рената Мухамедьярова. Не помешал бы ремонт и оркестровой яме.
Разлом
Если подняться выше, в зрительскую часть театра, можно заметить крупные трещины в стенах фойе. Они сосредоточены в районе буфета и проходят, условно говоря, по «границе старого и нового». Основная часть здания, куда входит купол зрительного зала, поднимающийся на высоту четырех ярусов, возводилась в XIX веке, и ей, по имеющимся данным, ничто не угрожает. Знаменитая «Голубая гостиная», где проходят детские праздники и камерные концерты, вместе со входной группой была пристроена к зданию театра в 1970-е, и она теперь фактически отваливается наружу. На трещинах стоят электронные маячки. Те, что в гостиной, ведут себя в последние годы тихо. «Пациент в тяжелом, но стабильном состоянии», - шутят в театре. Однако с колоннами уже наметилась проблема: за весну они основательно «собрались в путь», о чем докладывал в облдуме замминистра культуры Владимир Баркетов.
Громкое заявление губернатора о сносе здания в театре встретили со смешанными чувствами. С одной стороны, это произошло прямо в преддверии Собиновского, и многие зрители, испугавшись за свою жизнь, сдали билеты. Слова Радаева, как шепнули корреспонденту ИА «Свободные новости», обошлись учреждению культуры в несколько миллионов. С другой стороны, «лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас». С замиранием сердца мои театральные собеседники ждут каждого нового детского мероприятия в «Голубой гостиной», когда от топота хорошо питающегося подрастающего поколения трясутся стены, не слишком крепкие в этом месте.
Входная группа здания и «Голубая гостиная» вместе составили группу риска, и в рамках ближайшей реконструкции будут снесены – это вопрос решенный, о чем докладывала министр культуры Татьяна Гаранина. Тем не менее, пока экспертиза состояния здания не завершена, средства на ремонт не выделены, театр продолжает работу, и в первых числах октября планирует открытие сезона в старом здании.
Однако в театре не все верят, что до конца сезона удастся дотянуть. Долгожданное выделение средств на реконструкцию может произойти неожиданно. А может приключиться ЧП, после которого закрытие станет неизбежным. Вопрос – что будет с Собиновским фестивалем, который успел стать не только межрегиональной визитной карточкой театра, но и любимым завершением сезона для саратовцев. Непонятно, что вообще будет с театром, который на неопределенный срок потеряет собственную площадку.
Опера на «Техстекло»
По неофициальным данным, пока оперному театру предлагают перебраться в один из дворцов культуры. Можно представить, сколько будет желающих послушать, например, «Царскую невесту», премьеру которой несмотря ни на что готовит худрук Юрий Кочнев, например, на площадке ДК «Техстекло». Это, кстати, один из наиболее вероятных кандидатов на роль доброй принимающей стороны. Незабываемые ощущения получат театралы, разъезжаясь после спектакля около десяти часов вечера с крепкой рабочей окраины.
В городе есть центральные площадки, где театру оперы было бы не в пример комфортнее. Например, новый ТЮЗ. По расчетам мастеров оперы, слегка потеснившись, оба театра могли бы ужиться под одной крышей. У ТЮЗовцев на этот счет, вероятно, другое мнение, и «наверху» такой вариант не рассматривается. Не идет речи и о том, чтобы попроситься на огонек к Драме: у них слишком хорошо идет дело с предоставлением сцены в аренду и нет никакой мотивации быть добрее ТЮЗа.
Где в итоге окажется опера и во сколько раз сократятся ее доходы от продажи билетов, можно только гадать.
PS. Пока нет никакой ясности с реконструкцией, можно было бы использовать загадочные театральные подземелья по назначению – организовать экстрим-экскурсии с опытным спелеологом в качестве проводника. У хорошего хозяина все, что не предмет гордости, так - туристический потенциал.