Из-за внедрения системы ГЛОНАСС российские авиакомпании могут поднять цены на авиабилеты

Оценить
Дмитрий Рогозин предложил Путину оснастить все пассажирские самолеты российских авиакомпаний системой ГЛОНАСС. Опрошенные нами эксперты считают, что это предложение приведет компании к серьезным финансовым трудностям.

8 августа, на совещании по вопросам развития космической отрасли Владимир Путин поддержал предложение главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина обязать российские авиакомпании устанавливать на все свои самолеты — как отечественного производства, так и иностранного — систему ГЛОНАСС. Эксперты считают, что подобная мера обернется бюрократическими сложностями для производителей самолетов, а финансовые затраты лягут на авиакомпании-перевозчиков, которые вынуждены будут повысить цены на билеты.

На совещании у президента Рогозин напомнил, что с 1 января 2017 года все автомобили, продаваемые в России, уже оснащаются модулями ЭРА-ГЛОНАСС для оповещения экстренных служб о ДТП: «Это уже сотни спасённых жизней, мы действительно здесь опережаем даже европейскую практику. Мы предлагаем ввести аналогичную практику при приобретении российскими авиакомпаниями даже в лизинге самолетов иностранного производства и тем более производимых на территории России. Они таким же образом должны быть оснащены в обязательном порядке – и мы предлагаем это сделать законодательно – модулями ГЛОНАСС или ГЛОНАСС-GPS в отдельных случаях» — сказал Рогозин, отметив, что это обеспечит более точную навигацию.

Президент Владимир Путин поддержал данную меру: «Я – за. Проработайте, пожалуйста, в установленном порядке с Правительством и внесите предложения».

Директор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак считает, что оснащение системой ГЛОНАСС всех самолетов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, станет «трудно выполнимой задачей»: «Сертификация – затянутый бюрократический процесс, который ляжет на производителей самолетов, - отметил эксперт в беседе с корреспондентом «Газеты недели». Он добавил:  «Что касается финансовых затрат на внедрение данной системы – всё ляжет на эксплуатантов самолетов. Это повлечет за собой дополнительные затраты, которые авиакомпании  вынуждены будут переложить на пассажиров».

Ранее в марте этого года с подобным предложением уже выступал Минтранс РФ. Тогда эксперт некоммерческого партнерства ГЛОНАСС (федеральный оператор в области навигации) Андрей Аникин в комментарии РБК заявлял, что установка сертифицированной бортовой аппаратуры, совмещающей ГЛОНАСС и GPS, для воздушного судна иностранного производства стоит от 100 тысяч долларов в зависимости от класса оборудования. Все коммерческие воздушные суда российского производства уже оснащены аппаратурой ГЛОНАСС.

Саратовский эксперт в области авиации, кандидат технических наук Юрий Пригородов предполагает, что таким образом российские авиакомпании экономически вынуждают брать в лизинг самолеты отечественного производства. «Уже была ситуация, когда российским авиакомпаниям запрещали брать в лизинг иностранные высокоэффективные самолеты (при этом для некоторых компаний делали исключение). Но если авиакомпании не будут использовать высокоэффективные самолеты, они просто не выживут», - отмечает эксперт.

На его взгляд, внедрение отечественной системы ГЛОНАСС на самолеты, в которых ее нет, обернется большими финансовыми сложностями. «Если заставить все российские авиакомпании оборудовать все самолеты без исключения аппаратурой ГЛОНАСС, - а на каждый самолет такая доработка может составлять от нескольких сотен тысяч долларов до миллиона долларов, в зависимости от типа самолета и аппаратуры - то некоторым компаниям это будет просто не по силам, их обрекут на нищенское существование.

Лишних денег у компаний нет. Авиабизнес очень низкорентабельный. Да, оборот денежных средств большой, но рентабельность крайне низкая – это показывает мировой опыт.

Считаю, что здесь должен быть дифференцированный подход: чтобы у авиакомпаний был выбор, на какие самолеты ставить ГЛОНАСС, а на какие нет – чтобы затраты были разумные и по силам авиакомпаниям. Никогда нельзя никого принуждать, насильно заставлять. Мы никогда не решим проблемы одной отрасли за счет другой», - заключает Юрий Пригородов.