Саратовские дизайнеры «психанули» и объединились, чтобы забрендировать город

Оценить
Саратовские дизайнеры «психанули» и объединились, чтобы забрендировать город
Фото автора
Попытки последних лет создать туристический символ Саратова, даже с привлечением известной студии, пока не увенчались успехом.

В последний раз Саратову везло с графическим оформлением этак два столетия назад, когда по указу Екатерины II в 1781 году был разработан герб. Но стерляди вывелись из Волги еще века назад, а герб сам по себе носит печать официоза. Попытки последних лет создать туристический символ Саратова, даже с привлечением известной студии, пока не увенчались успехом.

Саратовские дизайнеры «психанули» и объединились, чтобы вместе разработать общую концепцию бренда города. В субботу, 14 июля, на площадке IT-лагеря «Дюна» они впервые представили свои разработки широкой аудитории.

Во всем виноват Нью-Йорк

То, что бренд продает товары и услуги и служит основой известности, понятно всем. Многие города сегодня имеют общепризнанные символы.

Туристический логотип Нью-Йорка с сердцем появился в 70-ые, когда это еще не было мейнстримом.

Во всем виноват Нью-Йорк

Идею не устают копировать последние 50 лет. Стелы «Я люблю...» (город, район, вуз и т.д.) заполонили Россию. «Забавляет подход властей, которые уверены, что если поставить такую стелу и люди будут рядом с ней фотографироваться, то они сразу полюбят город», – отмечает саратовский дизайнер Дмитрий Григорьев.

Во всем виноват Нью-Йорк

Во всем виноват Нью-Йорк

Во всем виноват Нью-Йорк

Я люблю Саратов

Дмитрий Григорьев

Относительно новый логотип Мельбурна (2009) представляет запоминающуюся букву «М», рассыпающуюся на кристаллы.

Во всем виноват Нью-Йорк

По логотипу Сан-Паулу сразу видно, что есть в этом что-то бразильское: яркое, солнечное, горячее.

Во всем виноват Нью-Йорк

Голландцам вообще очень повезло с названием города. Выражение amsterdam ассоциирует каждого жителя и даже туриста с этим городом.

Во всем виноват Нью-Йорк

А как в России?

Орнамент Добрянки передает дух маленького, но уютного города.

В Урюпинске люди поняли, что их город являются символом российской... провинции.

А как в России?

Ижевску достался яркий жужжащий символ.

Пермь – первый российский город, получивший свой логотип от студии Артемия Лебедева. Слоган – «Просто, понятно, повторяемо».

А как в России?

Как только Крым стал наш, даже у него появился неофициальный бренд (от той же студии).

А как в России?

Эта же студия решила, что для столицы с ее статусом и весом хватит и одной звезды.

А как в России?

Каждый нормальный город уже владеет набором каких-то элементов. А Саратов...

От стерлядей до пчело-человека

Герб Саратова появился Указом императрицы Екатерины II в 1781 году. Его описание гласило: «В голубом поле 3 стерляди, означающие великое сей страны изобилие таковыми рыбами».

От стерлядей до пчело-человека

В разном виде герб жил. Даже в таком:

От стерлядей до пчело-человека

В 1997 герб был официально утвержден Саратовской городской думой, и его стали лепить на все официальные документы. На этом вроде успокоились.

От стерлядей до пчело-человека

Но мечта о более простом и человечном символе не покидала умы жителей и властей города.

В сентябре 2014 года туристический логотип нашего города представил Артемий Лебедев (причем бесплатно). Таким знаком знаменитый дизайнер предлагал представлять Саратов вовне – то есть в других регионах и странах.

От стерлядей до пчело-человека

Но многие жители города не полюбили этот символ. Активист Артем Костин написал петицию против использования разработок Лебедева и собрал под ней 800 подписей.

От стерлядей до пчело-человека

Появились пародии и фотожабы.

От стерлядей до пчело-человека

От стерлядей до пчело-человека

От стерлядей до пчело-человека

Осенью 2014 года было запущено голосование на сайте министерства молодежной политики, спорта и туризма региона. И люди начали креативить.

Тема «про любовь» еще не до конца была закрыта.

От стерлядей до пчело-человека

Некоторых народных дизайнеров мысли о Саратове уводили в бесконечность...

От стерлядей до пчело-человека

Кто-то попытался объединить в одном символе монументальный советский классицизм, Волгу и гармошку.

От стерлядей до пчело-человека

Для кого-то город – как кардиограмма (в конце все умирают).

От стерлядей до пчело-человека

По-всякому пытались пристроить старых-добрых стерлядей.

От стерлядей до пчело-человека

От стерлядей до пчело-человека

От стерлядей до пчело-человека

И поиздевались над символами города.

От стерлядей до пчело-человека

Три проекта по итогам голосования вырвались в лидеры.

От стерлядей до пчело-человека

От стерлядей до пчело-человека

От стерлядей до пчело-человека

Неожиданно в конкурс включился еще один вариант, предложенный депутатом Госдумы (ЛДПР). «Один из графических элементов логотипа – вариация хорошо известной в России эмблемы холодильников «Саратов», символизирующий стабильность, надежность и стремление к развитию, второй является гербом города» – представил свою идею Антон Ищенко. И одержал победу в конкурсе.

Правда, о нем, бренде, быстро все забыли.

От стерлядей до пчело-человека

В Саратове также пытались забрендировать разные мероприятия.

К 80-летию области (2016) чиновники подготовили соответствующий логотип. На темном фоне памятник «Журавли» кому-то напомнил смерть с косой.

От стерлядей до пчело-человека

Искали также спортивный талисман Саратова.

От стерлядей до пчело-человека

И в итоге нашли. Победил Волжик – «антропоморфный пчело-человек с телом человека и головой пчелы», символизирующий «движение вверх, трудолюбие и ловкость». Волжик по-настоящему участвует в различных спортивных соревнованиях и болеет за наших.

От стерлядей до пчело-человека

От стерлядей до пчело-человека

Три кита и несколько идей

«Последней каплей стало то, что в декабре 2017 года одна непрофильная кафедра одного вуза предложила использовать свой логотип «солнечный медиатор». Официальный шрифт – Саlibri, чтобы не заморачиваться», – рассказывает на презентации «Три кита саратовского брендинга» руководитель digital-агентства Nopreset Евгений Крылов.

Три кита и несколько идей

Евгений Крылов

«В январе 2018 года, не выдержав, решили попытаться сделать что-то сами, потому что как критиковать то, что есть, если ничего не предлагать?! Мы организовали первую встречу, а потом поняли, что нужна периодичность», – продолжает он.

Три кита и несколько идей

«Наша история – о том, что мы, такие энтузиасты-дурачки, хотим без какого-либо государственного заказа сделать что-то в Саратове лучше. Мы работаем в коммерческих организациях, но тратим нехилое количество своего личного времени, потому что если так оставлять, будет только хуже. У нас позади – антропоморфный пчело-человек», – отмечает Дмитрий Григорьев.

Три кита и несколько идей

Члены инициативной группы презентовали на площадке IT– лагеря «Дюна» четыре собственных проекта, подчеркнув, что не представляют готовых концепций, много над чем нужно будет поработать.

Представитель студенческого творческого объединения ArtCircle Степан Балашов считает, что ни один из существующих архитектурных объектов не выражает город.

Степан Балашов

«Центральная тема Саратова – это люди. Саратов – город для людей. Привлечение человеческого капитала – это не миф, нам есть, что предложить людям, но нужно это развивать», – заметил выступающий. Он предлагает слоган «Саратов – город для каждого». В проекте представлена рекламная графика, скомбинированная из буквы «С» и фотографий знакомых объектов.

Три кита и несколько идей

Три кита и несколько идей

Дизайнер Дмитрий Григорьев предложил в качестве основного логотипа города стилизованную ось координат, уводя в сторону трехмерности. Под названием города – волны (куда ж без них).

Слушатели заметили сходство «саратовской оси» с логотипом браузера «Яндекс». На это дизайнер ответил, что сегодня сложно не обращаться к символам, которые вообще нигде никогда не использовались.

Три кита и несколько идей

Дмитрий Григорьев

Такими символами можно украшать городские вывески.

Три кита и несколько идей

И сувенирную продукцию. Например, можно будет носить майку с ироничной надписью «Саратов – ты просто космос!» А это, как-никак, дань Юрию Алексеевичу.

Три кита и несколько идей

Другой саратовский дизайнер Дмитрий Шаповал тоже согласен, что нужно избавляться от привязки к избитым символам.

«Есть консерватория, но она одна – оказавшись в Саратове, вы не попадаете в атмосферу готического города. Мост как конструкция прекрасен, но им не очень удобно пользоваться. Я недавно попробовал пройтись по нему пешком и понял, что для этого надо пройти через трехполосный нерегулируемый переход, а это опасно. Волга, к сожалению, плохо используется городом и не принадлежит людям. Раньше нельзя было строить здания, которые могли бы перекрывать вид на Волгу, а сейчас все застраивается небоскребами», – отмечает Шаповал.

Дмитрий Шаповал

«Но город-то прекрасен! Вы можете пройтись по улице со зданиями 19 века, ради которых вы едет в Европу за дорого (но там, наверное, не завешано рекламой). Есть старые советские здания – такого вообще нет нигде в мире, только в России! Есть искусство мирового уровня и так далее – есть все, но оно не организовано. Но если присмотреться, проявить внимательность, это становится видно», – продолжает Дмитрий Шаповал.

В его логотипе города заложена фигура, с виду напоминающая перевернутую замочную скважину. С другой стороны, угадывается неочерченный силуэт буквы «С».

Три кита и несколько идей

Три кита и несколько идей

Три кита и несколько идей

А молодой дизайнер Эрик Шевченко озаботился созданием визуальной системы, основанной на геометрических фигурах. Каждая из них символизирует какую-то отличительную особенность Саратова.

Три кита и несколько идей

Три кита и несколько идей

Эрик Шевченко

Предложенный текстовый логотип Саратова выстроен по тому же принципу: в букве «А» просматривается образ моста, а волнообразная буква «Т» добавляет динамики.

Три кита и несколько идей

Не хватало какого-то значка... Эрик решил использовать значок, напоминающий «С» с двоеточием, корневой каталог файловой системы, смайл.

«Понятно, что смайл идентифицировать с Саратовом нелегко, но реакция у аудитории будет. Это запоминается: «А-а, как в Саратове» – будут говорить люди, увидев где-нибудь такой смайл. Саратов не – Нью-Йорк, но позитивного смысла тоже достоин», – считает Шевченко.

Три кита и несколько идей

Три кита и несколько идей

Дизайнеры напоминают, что представленные варианты являются «сырыми» и нуждаются в доработке. Все паттерны будут выкладываться в открытом доступе в группе «Дизайн-код и брендирование Саратова» на Facebook.

После того, как наберется около десятка готовых концепций, инициативная группа планирует выйти на диалог с администрацией города. Вне зависимости от того, получат они или нет поддержку мэрии, дизайнеры хотят запустить голосование на выбор бренда города. В дальнейшем они вместе продолжат работать над внедрением концепции-победителя.

Члены инициативной группы отмечают, что брендирование города – это не только использование разработанного логотипа, но и приведение к единой концепции всего графического оформления города.

Три кита и несколько идей

В материале использованы слайды авторов концепций. Полные презентации доступны в сообществе «Дизайн-код и брендинг Саратова».