Безвинный Крым

Оценить
Безвинный Крым
Фото: Анастасия Лухминская
Почему в российских магазинах стало труднее встретить вина известных крымских брендов.

В 2013 году в российских городах иностранное крымское вино не было редкостью. На полках много места занимали «коренные» бренды, за которыми стояли крепкие производства, подвалы каждого из которых автор этих строк добросовестно инспектировал несколько раз в год – «Новый свет», «Инкерман», «Солнечная долина», «Магарач» и, конечно же, «Массандра». Сейчас в отдельных сетях эти марки не встретить вовсе. Их место заняли бутылки, на этикетках которых есть слова «Таврида» или «Крым», но названия которых ничего не говорят старому любителю крымского вина. Одним из самых популярных брендов, который вы с высочайшей долей вероятности встретите в ближайшем супермаркете, стали «Легенды Крыма», не имеющие собственного завода на полуострове.

Что происходит с «Массандрой»?

Летом 2014 года предприятие безвозмездно перешло под руку управления делами президента РФ. Николай Бойко, руководивший «Массандрой» последние 25 лет, вначале приветствовал «крымскую весну», но уже в мае 2014 года в беседе с корреспондентом информагентства «Интерфакс» рассказал о проблемах, которые настигли предприятие «по эту сторону границы». После этого Бойко оказался фигурантом уголовного дела об экономическом преступлении и скрылся на территории материковой Украины. Предприятие возглавила бывший директор «Нового света» Янина Павленко, которая, согласно сообщениям СМИ, вначале выступала против отделения Крыма от Украины, а затем резко изменила позицию.

Представление о том, что происходило с экономикой предприятия, могли бы дать сведения об изменении площади земель и виноградников компании. На совещании с сельхозтоваропроизводителями глава республики Крым Сергей Аксенов упоминал, что в 1991 году у «Массандры» было 26 тысяч гектаров земли, сейчас осталось 10 тысяч, но и этого, по его мнению, много, в чем, по его словам, с ним согласна и Павленко. Как изменялся земельный фонд предприятия, можно судить по тому, что зимой этого года оно по суду вернуло себе 1,6 гектара переданных под застройку участков в поселке Отрадное, но в 2016 году 36 гектаров бывших виноградников «Массандры» были проданы фирме, связанной с Вагитом Алекперовым.

Инкерман, 2013.jpg

На запрос информации об изменении площади виноградников с 2014 года по настоящее время пресс-служба «Массандры» не ответила. Вместо этого в сообщении было указано, что общая площадь под лозой в настоящее время составляет 3658 гектара, а за период с 2014 по 2016 годы в филиалах было посажено в общей сложности 71,56 гектара молодых виноградников за счет собственных средств предприятия. Как следует из ответа, в 2017 и 2018 году подсадка новых лоз прекратилась вообще, что подтверждается информацией из открытых источников. При этом в ответе ничего не было сказано о потерях от селя, который, согласно переданным СМИ сообщениям МЧС, в августе 2017 года смыл около 80 гектаров сельхозугодий вместе со шпалерами и одной тракторной бригадой.

Предприятие продолжает рассчитывать на обновление виноградников. В планах посадки 2016 года стояло 145 гектаров лозы, но, как явствует из полученного сейчас ответа пресс-службы, надежды не оправдались. Теперь, по словам официального представителя предприятия, «Массандра» рассчитывает обновлять 200 гектаров ежегодно.

Одним словом, новейшая история «Массандры» похожа на историю десяти негритят, но - как если бы у них была пресс-служба, рассказывающая, что временные трудности связаны только с неблагоприятной внешнеполитической конъюнктурой, и что в ближайшем будущем количество негритят непременно будет доведено до сотни.

Руководство «Массандры» не отрицает трудностей, но винит в них предшествующую эпоху.

«В силу того, что в украинский период лоза очень слабо обновлялась, сегодня «Массандра» остро нуждается в посадках. Вот один пример: 52 % виноградных насаждений объединения находятся в возрастной категории «старше 20 лет» и для большинства из них срок полезного использования, составляющий 180-240 месяцев, истек. Продуктивность таких насаждений ежегодно снижается из-за естественных процессов старения (хотя на качество винограда и вина не сказывается, только на урожайность)», - сказано в ответе, полученном от пресс-службы.

Нетрудно заметить, что насаждения «старше 20 лет» - это лоза, высаженная в 1998 году и ранее; нет данных, какая доля ее сохранилась с более раннего периода, до того, как Крым стал частью суверенной Украины. А виноградники, пересаженные с 2014 года, составляют 2% от всех площадей.

Коктебель, 2012.jpg

Не принято жаловаться на недоступность спикеров, но в случае с исследованием крымских винных заводов само состояние контактов внушает тревогу. На многих из них все телефоны, внесенные в общедоступные справочники, молчат. На «Массандре», которая имеет разветвленную сеть филиалов, огромную «усадьбу» в одноименном поселке и внушительный административный корпус, длинные гудки давали почти все контактные номера. Отключился мобильник, предназначенный для бронирования экскурсий – и это в самом начале сезона! Единственным местом, куда можно было дозвониться, оказался отдел сбыта. Симптоматично.

Кстати, со сбытом, по крайней мере – в Саратовскую область у «Массандры» все не так радужно.  Крупнейшее предприятие одного из крупнейших винодельческих регионов представлено далеко не в каждой сети. В некоторых винных бутиках и продуктовых супермаркетах у него есть «входной билет», но используется он очень слабо: редко где можно встретить больше трех-пяти наименований. Некоторые сети от крымской классики отказались полностью.  В пресс-службе предприятия на вопрос, с какими ритейлерами налажено сотрудничество, отчего-то назвали только одну фирму, которая представлена единственным магазином

Что такое «Легенды Крыма»?

Зато у кого нет проблем с распространением в саратовских магазинах – так это у «Легенд Крыма». Головной офис располагается в Москве, зато и дозвониться туда гораздо проще, чем на «Массандру». На сайте бренда приведена краткая история развития: с 1994 году фирма импортировала вина из Крыма, в 2005 году вывела на рынок собственные тихие вина, в 2011 – игристые, а еще через год начала закладку виноградников. К 2014 году относится начало строительства собственного завода, а к 2015 – сдача первой очереди.

Солнечная долина, 2012.jpg

В телефонной беседе руководитель отдела маркетинга Александр Долганов рассказал, что завода все еще нет. «Легенды Крыма» продают вино, которое выпускают на небольших производствах, расположенных в Крыму. Как на самом деле обстоят дела с собственным заводом «Легенд», и где это таинственное сооружение находится, выяснить не удалось: на письменный запрос предприятие не ответило. Остались без ответа и другие вопросы: каковы площади собственных виноградников, какие объемы выпускает фирма в год (а судя по тому, что представлено в продажи, они должны быть впечатляющими!) и из какого виноматериала все это сделано.

Вывод о том, что теперь попадает на российские прилавки из Крыма, каждый сделает для себя сам.

Финалом маленького исследования состояния крымского виноделия в пересчете на саратовские прилавки стал эксперимент с контрольной закупкой. В случайно выбранном супермаркете в центре города обнаружилась буквально одно наименование вина, чье производство точно и несомненно базируется в Крыму, на заводе и в погребах которого автор текста бывал. Собрав коллег, автор провел дегустацию по всем канонам искусства. Коллегам было предложено оценить внешний вид, букет и вкус.

Участники дегустации пришли к выводу, что вино, предложенное им, довольно вкусно, но больше всего напоминает сбродивший компот, какой готовят увлеченные садоводством россияне летом на своих дачах.

Довольно вкусным, но сильно отдающим спиртом и сивухой бывает вино, приготовленное из неплохого материала, когда в производстве были допущены серьезные технологические вольности или ошибки. До 2014 года такого за винами исследованной марки замечено не было.