Михаил Лысенко вышел на свободу
25 мая бывший глава Энгельсского района Михаил Лысенко вышел на свободу, отбыв семь с половиной лет в заключении. Михаил Алексеевич не хотел привлекать внимание прессы к этому событию. Члены семьи попросили не присутствовать при встрече даже адвокатов, участвовавших в нашумевшем процессе.
СМИ обвиняли главу района до суда
Михаил Алексеевич был задержан 27 ноября 2010 года. На следующий день вышли сюжеты на всех центральных телеканалах. Демонстрировались кадры, в которых люди в масках взламывают двери дома, где хранится целый арсенал. Моменты оперативной съемки показали «оружие, взлом дверей, задержание лидера группировки». Впечатляющая телекартинка сопровождалась бодрыми сообщениями о задержании главы Энгельсского района. Информация тиражировалась сообщениями федеральных информационных агентств: «Милиционеры пресекли деятельность крупной саратовской ОПГ, руководимой главой Энгельсского района».
Позже выяснилось, что ни дом, ни оружие, ни человек в кадре не имеют отношения к Михаилу Алексеевичу Лысенко.
Тем не менее, по информационным агентствам проходит информация, опережающая фактические действия следственной группы. Например, ближе к вечеру 29 ноября 2010 года опубликовано сообщение о проведённом обыске в рабочем кабинете, а также о том, что Лысенко якобы даёт признательные показания. В реальности обыск в кабинете начался поздним вечером и проводился в ночное время. О «признательных показаниях» и речи не было. Но сообщения с пометкой «арестован» появились до решения суда.
Михаил Лысенко в «аквариуме» в зале судебного заседания
Со страниц газет сыпались обвинения в заказных убийствах, организации подпольных нефтеперерабатывающих заводов, руководстве организованным преступным сообществом. В СМИ поспешили объявить главу района крестным отцом Саратовской области. Параллельно в администрации Энгельсского муниципального района изымались рабочие документы, не имеющие ничего общего с прозвучавшими в СМИ обвинениями. Их не удалось подкрепить ни одним реальным аргументом, ни одним весомым доказательством.
Михаила Лысенко объявили преступником ДО решения судебных органов.
Арест Лысенко – политический заказ?
Спустя три дня после ареста жена Лысенко заявила корреспонденту «Комсомольской правды в Саратове», что задержание её супруга – политический заказ. В заказном характере ареста отца не сомневался и сын Лысенко, Михаил.
Галина Геннадьевна уверена, что арест мужа был обусловлен предстоящими в марте 2011 года выборами в муниципальное собрание: «Мой муж готов был снова занять пост главы района, а ни один конкурент не в силах у него выиграть в честной борьбе. Никаких прямых угроз или требований в последнее время не было, но вся эта ситуация оказалась предсказуемой, ожидаемой. Он просто старался сделать что-то для города, жил работой».
В изоляции Лысенко от руля Энгельсского района по чьей-то злой воле сверху уверена не только семья Лысенко. Аналогичного мнения придерживались и многие сотрудники администрации района, работавшие с Лысенко, и многие общественные и политические деятели, и простые жители Энгельса и Саратова.
По словам адвоката Лысенко Станислава Зайцева, он никогда не обсуждал с подзащитным заказной характер процесса. Их общение сводилось к выстраиванию линии защиты. Большой удачей адвокат считает, что удалось выйти на ведение процесса с участием присяжных заседателей. При обычном порядке судебного процесса всё могло бы завершиться обвинением по всем «бандитским» эпизодам.
На пресс-конференции присяжные из первого состава коллегии после ее роспуска
заявили, что их заменили, чтобы они не вынесли оправдательного вердикта
С марта 2013 года в суде сменилось два состава присяжных заседателей. И только к концу октября 2014-го вторым составом присяжных (первый был распущен) принято решение о виновности по одному из восьми эпизодов обвинения, экономическому – получение взятки (статья 290, часть 4) с минимальным перевесом: семь голосов присяжных против пяти.
«Признать Михаила Алексеевича Лысенко виновным в получении взятки в особо крупном размере и приговорить его к семи годам и шести месяцам с отбыванием наказания в колонии строгого режима», – вынес приговор судья Саратовского областного суда Александр Дементьев, подведя черту одного из самых громких и скандальных политических процессов в Саратовской области.
Приговор вынес судья Саратовского областного суда Александр Дементьев.
Александр Дементьев
Энгельс при Лысенко
Известность в Энгельсе Михаил Лысенко получил в первой половине девяностых. Сначала он возил в город оптом продукты, потом создал прототип дилерского центра автомобилей ГАЗ, занимался пассажирскими автоперевозками. Потом стал депутатом городского совета. В 2001-м возглавил Энгельс и Энгельсский район.
Подробности В девяностые годы в России происходило немало бандитских разборок. Энгельс в этом плане не исключение. 13 ноября 1998-го вор в законе Николай Балашов (Балаш), коронованный четырьмя годами ранее, заехал по делам к директору рынка «Анапа-22» Юрию Нефедову (Нефёду). Когда Балаш с водителем покидали территорию рынка, к автомобилю подбежали два килера и открыли огонь. Водитель остался жив, Балаша убили. О покойном впоследствии говорили, что он хотел подмять под себя весь Энгельс. Убийство Балаша спустя 12 лет решили вменить Лысенко. Якобы он сговорился с директором рынка Нефедовым. Присяжные доводам следствия не поверили, как и другим обвинениям по «бандитским» статьям: созданию банды, причастности к похищению энгельсского предпринимателя Михаила Пронина, организации склада для хранения оружия участников банды и прочим более мелким эпизодам. |
Придя к власти, Лысенко быстро стал популярным. При нем дороги стали лучше. И улицы убирали чище. В Саратове булькало недовольство. Саратовцы кивали на заволжский город, где порядка больше. Многие застройщики, в их числе «Кронверк» и «Шелдом», стали строить объекты в Энгельсе, потому что получить разрешение на строительство при Лысенко можно было быстрее и без лишних коррупционных накладок.
При Лысенко население Энгельса росло. В 2007 году оно перевалило за 200 тысяч. В Саратове в те годы численность населения снижалась.
При Лысенко бюджет Энгельсского района увеличился в четыре раза. Это был не только результат грамотно построенной работы с депутатами облдумы, но и последствия (в хорошем смысле) прихода в город серьезных инвесторов, в числе которых – гигант рынка химической продукции Henkel Group.
Чем провинился Лысенко?
Все эти достижения привели к тому, что кандидатура Лысенко в 2005 году рассматривалась на должность губернатора. Тогда зашаталось кресло под Дмитрием Аяцковым. Кремль остановил выбор на директоре БАЭС Павле Ипатове. Но репутация перспективного политика, замеченного в столице, закрепилась за Лысенко.
В области существовала традиция встречать главу региона на границе района. Лысенко правилами этого чиновничьего раболепства пренебрегал. Встречал гостей у себя в кабинете. Подобная самостоятельность не нравилась первым лицам. В конце нулевых годов, в бытность губернатором Павла Ипатова, Лысенко вывели из состава политсовета «Единой России». Это было тревожным знаком.
Адвокаты Миахила Лысенко в пресс-центре ИА «Свободные новости» (слева направо):
Михаил Мамедов, Виктор Паршуткин, Станислав Зайцев и Ольга Скитева
Ещё более опасными были слухи о том, что Лысенко пренебрежительно, без должного пиетета отзывался о нашем могущественном земляке, ныне спикере Госдумы Вячеславе Володине.
Известный саратовский журналист Александр Крутов, скоропостижно скончавшийся от инфаркта в апреле 2017 года, высказывал предположение, что недовольство могла вызывать дружба Лысенко с покойным прокурором Саратовской области Евгением Григорьевым, убитым 13 февраля 2008 года. Крутов делился своей версией преследования Лысенко: «Он пострадал за политическую позицию и за друзей. Лысенко был близким другом покойного прокурора Саратовской области Евгения Григорьева. Они часто обедали вместе, обсуждали политику и криминал. По одной из версий, Григорьев незадолго до своей гибели вез в Москву документы по воровству на строительстве в области физкультурно-оздоровительных комплексов. Это проект «Единой России», и, так уж получалось, в Энгельсе эти ФОКи стоили в четыре раза дешевле, чем в других районах. Были основания полагать, что деньги шли в черную кассу партии. Лысенко, по моей информации, встречал Григорьева в Москве, обеспечивал транспорт и охрану – своим людям прокурор не доверял. После убийства Григорьева эти документы так и не нашли. И я допускаю, что пресс на Лысенко начался с вопросов о том, где, собственно, эти материалы».
Виктор Паршуткин и Александр Крутов (справа) в зале судебного заседания
Должно быть, не случайно адвокат Лысенко, известный московский юрист Виктор Паршуткин до приговора постоянно говорил о политической подоплеке дела его подзащитного. На вопрос, кто же за этим стоит, он отвечал: «У Вячеслава Володина спросите!». В марте 2017 года Паршуткин умер в Москве «при загадочных обстоятельствах».
Еще одна гипотетическая причина устранения Лысенко с политической арены, гулявшая среди саратовских политиков и журналистов: якобы Лысенко выводил из России (в частности, в Объединенные Арабские Эмираты) столько средств, что даже в Москве на это обратили внимание и дали команду разобраться. Инициаторами дела могли стать те, кто хотел получить политический и финансовый контроль над Энгельсом.
Но все эти версии так и остались неподтвержденными.
ТЦ «Лазурный» – краеугольный камень обвинения
Экономический эпизод в деле Лысенко появился только весной 2011 года. Квалифицировался как взятка с элементами вымогательства. Однако обстоятельства её получения сильно отличаются от обычных для чиновников случаев.
В 2002-м в Энгельсе началось строительство торгового центра «Лазурный» (открыт в 2011 году; сейчас он самый большой в городе). Застройщиком выступила компания «Стройсервис-2», учредителями которой были местные предприниматели Лев Борисов и Владимир Кремнев. Учредители поссорились, стройка замерла. Лысенко начал искать тех, кто купит и достроит центр (по версии следствия, угрожал Борисову серьезными неприятностями, если он откажется продать свою долю).
Лев Борисов и Владимир Кремнев дают показания в суде
Покупатель был найден. Компания «Премьер-финанс» выкупила недострой за 1,5 млрд рублей по такой схеме: «Стройсервис-2» передавал «Лазурный» во владение специально созданному ООО «Энгельсский торговый центр», а «Премьер-финанс» купил в этом ООО контрольный пакет. 40 процентов акций «Энгельсского торгового центра» принадлежали непосредственно Лысенко. Таким образом после продажи «Лазурного», выплаты взятого предыдущими собственниками кредита и других расходов доля Лысенко в сделке составила 92,4 млн рублей.
Доводы Лысенко, что в этой схеме он выступал не как глава района, а как обычный предприниматель, суд не убедили. Кроме того, судья выписал ему штраф в размере зарплаты за пять лет – получилось 3,7 млн рублей.
Эти деньги Лысенко должен вернуть в бюджет вместе с 92 миллионами выгоды, хотя последняя сумма не имеет к бюджету никакого отношения.
От звонка до звонка
В колонии за осужденным Лысенко не было замечено никаких нарушений. Однако он отсидел срок «от звонка до звонка». В июне 2011 года покончила с собой 82-летняя Ольга Александровна Лысенко, мать Михаила Алексеевича. Проститься с матерью Лысенко не позволили.
По словам адвоката Станислава Зайцева, в России сложилась практика не предоставлять УДО осужденным, имеющим долги. Судебные приставы так долго занимались реализацией содержимого банковской ячейки (не могли оценить, искали экспертов, готовили документы к реализации), что имущество, в том числе золотые слитки, было продано лишь в начале 2018 года, когда подавать прошение об УДО уже не имело смысла.
Ему удалось всё пережить, уцелеть и выжить. Сейчас в жизни Михаила Лысенко наступил новый этап.
Наблюдение Когда был арестован Лысенко, жители Энгельса добивались его освобождения: простые люди выходили на митинг, депутаты районного собрания обращались к президенту Медведеву. В комментариях в сети люди выражали сочувствие и негодование. 30 января 2018 года был задержан Дмитрий Лобанов, тоже глава Энгельсского района. Никаких митингов протеста никто не устраивал. А в соцсетях народ активно оставлял восторженные комментарии про «реальную радость для Энгельса». |
Статья опубликована в «Газете недели в Саратове» № 17 (477) от 29.05.2018.