Год экологии: Саратовские ученые разработали безопасный и дешевый асфальт
Нынешний, 2017 год объявлен в России Годом экологии. Между тем в Саратовской области уже несколько десятилетий существует и успешно прошла производственное внедрение инновационная технология производства холодных асфальтовых смесей, которая позволяет проводить ремонт дорог не только с меньшими затратами, но и со значительным снижением воздействия на окружающую среду. Технология позволяет полностью сократить вредные выбросы в атмосферу при производстве смесей на асфальтовых заводах. О разработке саратовских ученых корреспонденту ИА «Свободные новости» рассказал директор ПУИЦ «Волгодортранс» СГТУ Сергей Андронов, который также является одним из соавторов новой экологически безопасной и энергоэффективной технологии.
Новый асфальтобетон содержит в своем составе диспергированный битум, готовится по «холодной» технологии – без необходимости нагрева минеральной части асфальта до высоких температур. Новые асфальтовые смеси гораздо более просты в изготовлении, затраты энергии на их производство значительно ниже, а также при их производстве значительно снижены – в сравнении с традиционными технологиями – объемы вредных выбросов в атмосферу. Суть инновационного метода в том, что составляющие асфальтобетона – щебень, песок и минеральный порошок – подаются в смеситель асфальтового завода не в нагретом до 160-185 градусов виде, а при температуре окружающей среды. Благодаря этому удается достичь пятидесятипроцентной экономии в сравнении с традиционной «горячей» технологией асфальта. Нагреванию подвергается только битум, который необходимо добавить в смесь в количестве 5-6%. На выходе получается продукт, который может использоваться для ремонта и строительства дорожных покрытий так же, как и обычные асфальтовые смеси, а главное – применяться для экстренных работ в холодные периоды года, когда асфальтовые заводы не работают.
«Один квадратный метр асфальтобетонного покрытия толщиной 5 сантиметров обходится примерно в 600-1000 рублей в зависимости от назначения. Данная технология позволяет снизить стоимость до 300-500 рублей», – рассказывает директор ПУИЦ «Волгодортранс» СГТУ Сергей Андронов.
С помощью асфальта с дисперсным битумом можно ремонтировать как тротуары, так и проезжую часть дорог. Смесь идеальна для экстренного ремонта после вскрышных работ зимой, когда стационарные заводы по производству асфальта стоят: по «холодной» технологии материалы можно подготовить даже в обычной бетономешалке. Этот асфальт незаменим при ямочном ремонте, так как значительно удешевляет его.
Технология была предложена саратовским профессором Николаем Горнаевым в 1980-е годы и получила развитие благодаря работе его учеников, в том числе – Сергея Андронова. Технология уже запатентована и прошла производственное внедрение. За последние годы в Саратовской области и других регионах уже уложено несколько тысяч квадратных метров асфальта с дисперсным битумом. Так, весной этот асфальт применялся при ямочном ремонте в с. Усть-Курдюм. Все участки выдержали испытание транспортной нагрузкой.
По мере накопления знаний о новой технологии научные разработки переходят в нормативные документы и стандарты. На сегодняшний день аналогов у новой «холодной» технологии асфальтов, имеющей столь эффективные экономические и экологические показатели, пока не существует.
На правах рекламы