Рентген для дороги

Оценить
Кто и как следит за качеством дорожных работ в Саратове

В преддверии Дня работников дорожного хозяйства России корреспондент ИА «Свободные новости» поговорил о современных способах контроля качества дорожных работ с директором предприятия, которое уже 40 лет занимается научными и практическими разработками в этой сфере. Сергей Андронов руководит Поволжским учебно-исследовательским центром «Волгодортранс» СГТУ и параллельно сам занимается разработкой и внедрением в производство новейших технологий в дорожном строительстве.

ПУИЦ «Волгодортранс» СГТУ – предприятие, которому муниципальные заказчики доверяют контроль качества ремонтируемых автомобильных дорог и дворовых территорий в Саратовской области. В прошлые годы не раз повторялась ситуация, когда свежеуложенный асфальт сходил с дорог весной вместе со снегом. Задача контролирующей организации, осуществляющей строительный контроль, – не допускать подобного. В зоне ответственности «Волгодортранса» находится значительная часть опорной городской дорожной сети Саратова, в том числе реконструируемая пешеходная зона на улице Рахова, которая скоро станет еще одной достопримечательностью города.

«В этом году дорогам уделяется большое внимание, губернатор Валерий Радаев ориентирует дорожников именно на качество работ. Мы занимаемся контролем качества этих работ с целью обеспечить долговечность результата ремонта. Сейчас дорожники убеждены, что, выполнив работу с первого раза качественно, они повышают свой имидж и экономят средства на гарантийных ремонтах. Прежде не раз случались ситуации, когда дорожники были недовольны тем, что качество их работ, по оценке специалистов, не соответствовало строительным нормам и требовалась разборка дорожного полотна с его повторной укладкой. Сейчас подрядчики-дорожники в целом пришли к пониманию того, что лучше сделать один раз правильно, чем переделывать по многу раз и ежегодно выполнять ремонты по гарантийным обязательствам», – рассказал директор.

Чтобы не задерживать ход подрядных работ и приемку дорожных объектов, в этом году «Волгодортранс» обновил оборудование. На вооружении появились современные передвижные дорожные лаборатории, оснащенные георадарами, которые, как рентгеновские аппараты, сканируют асфальтобетонное покрытие. Они позволяют до миллиметра определять толщину слоев асфальтового покрытия, а также щебёночного основания. Теперь можно с высокой точностью сказать, сколько фактически, то есть на самом деле, строительных материалов ушло на участок дороги и каково было их качество. А всё это в конечном итоге сказывается на долговечности дорожных работ.

«Передвижные дорожные лаборатории, оснащённые георадарами, это как рентген для дороги, который позволяет увидеть всё тайное и скрытое от глаз. Долгое время считалось, что есть работы явные и работы скрытые, что можно установить только толщину верхнего слоя асфальтобетона, однако с развитием современных технологий контроля качества работ в дорожном строительстве стало очевидным, что после привлечения современных передвижных дорожных лабораторий, оснащенных георадаром, все тайное становится явным», – утверждает Сергей Андронов.

В прошлые годы из-за того, что не всегда объемы работ и качество соответствовали строительным нормам и правилам, даже были заведены уголовные дела, и по приговорам судов недобросовестные подрядчики были наказаны крупными штрафами. Однако контроль качества строительных работ – не единственная сфера деятельности «Волгодортранса». «В этом году мы часто производим оценку качества обратных засыпок грунтов после вскрышных работ при ремонте коммуникаций, – поясняет Сергей Андронов. – Отдельные организации, засыпая ямы после ремонтных работ, подходят к делу спустя рукава и не уплотняют грунт до требуемого состояния. В результате на дорожном покрытии зачастую появляются провалы. Вовремя проведенный контроль качества уплотнения грунтов обратных засыпок котлованов при ремонтах теплотрасс, водопроводов и других подземных коммуникаций позволяет полностью исключить просадки, и это уже давно подтверждается на практике».

Работа «Волгодортранса» не исчерпывается практическими задачами. Сотрудники центра во главе с директором, который готовится защитить докторскую диссертацию, занимаются научными разработками по двум важнейшим направлениям. Первое – создание высокопрочных асфальтобетонов, стоимость которых не отличается от обычного асфальтобетона при гораздо большем сроке службы, второе – применение фосфогипса в дорожном строительстве, что позволит решить проблему необходимости ремонтов дорог в сельской местности.

Высокопрочный асфальтобетон, армированный базальтовым волокном, имеет вдвое более долгий срок службы, ему не грозит колейность и преждевременное разрушение. Технология высокопрочных асфальтобетонов уже прошла производственное внедрение. В частности, высокопрочный дисперсно-армированный асфальтобетон был применен на территории Саратовской областной больницы, школы №77 и других социальных учреждений. Технология создания дорог из фосфогипса в настоящее время «обкатывается» на опытных участках дорог в нашем регионе.

«О своих разработках мы регулярно докладываем в соответствующие дорожные министерства и ведомства. В этом году за разработки высокоэффективных асфальтобетонов нас наградили на конкурсе «Дороги России-2017». Кроме того, наши специалисты являются соавторами СНиПов и ГОСТов, на основании которых составляются технические задания для дорожных подрядных организаций по всей России», – подчеркнул Сергей Андронов.

В заключение директор учебно-исследовательского центра обратился к коллегам, которые скоро будут отмечать профессиональный праздник:

«Хотелось бы пожелать дорожникам, чтобы в нашей стране одной бедой стало меньше. Для этого нужно, чтобы у дорожников всегда была работа и чтобы качество выполненных работ соответствовало пожеланиям заказчика, всем строительным нормам и, самое главное, нравилось жителям».

Материал публикуется на правах рекламы.