Бесплатное образование, которое нам дорого

Оценить
или Вынужденная антиконституционная деятельность российских школ, посаженных на голодный финансовый паёк

Теоретически, то есть по Конституции Российской Федерации, в нашей стране бесплатными являются и детские сады, и школы. Их содержание и материально-техническое оснащение – зона ответственности государства. Но практически каждой семье, в которой есть несовершеннолетние дети, посещающие государственные образовательные учреждения, приходится за это платить.

Питание, учебники, канцтовары – всё это забота родителей. Зачастую родители же приобретают необходимую школе или детскому саду мебель, делают ремонт своими силами и приобретенными на свои же деньги строительными и отделочными материалами. Отдельная статья родительских расходов и тема отдельного разговора – подарки учителям, накрытие столов для экзаменационных комиссий и т.п. Школьные поборы – явление неприятное, но уже давно обыденное, обличённое в форму «добровольных благотворительных пожертвований». Более того, тратиться личными деньгами на обеспечение образовательного процесса, оказывается, приходится и самим педагогам. Потому что выделяемых из бюджета денег школам едва хватает на зарплаты и оплату коммунальных услуг.

«Газета недели» попыталась разобраться, что собой представляет система финансирования российских и саратовских школ и какую роль в их обнищании играет верховная и региональная власть.

 

В идеале должно хватать

С 1 января 2016 года общеобразовательные организации переведены на нормативно-подушевое финансирование (НПФ). Сделано это в угоду желанию президента Путина, которое он оформил в виде «майского указа» «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (№ 599 от 7 мая 2012 года).

Ключевой принцип подушевого финансирования в том, что деньги теперь следуют за учеником. То есть средства из бюджета школам выделяются на каждого ученика для реализации государственного (муниципального) задания по его обучению. Следовательно, чем больше учеников привлечет школа, тем больше денег она получит.

Норматив затрат на обучение одного ученика определяется каждым регионом самостоятельно, но в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ. Для городских, сельских школ, для организаций дополнительного образования и для детских садов устанавливаются свои нормативы.

Норматив финансирования школ включает в себя:

– затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников, административно-управленческий и прочий персонал;

– затраты на приобретение материальных запасов, основных средств и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги;

– затраты, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их педагогической деятельности.

Кроме того, по закону, власти субъектов РФ должны предусматривать в нормативах затраты на общехозяйственные нужды, которые связаны с благоустройством территории и иными затратами на содержание зданий школ. В том числе на оплату услуг связи, включая оплату Интернета, транспортных услуг, коммунальных услуг, на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации и на другие нужды, которые, может быть, и не связаны прямо с госзаданием, но без которых его выполнение будет затруднено или невозможно.

Другими словами, в нормативы финансирования должны закладываться все нужды образовательного учреждения.


[кстати сказать]

Услуги нужно оплачивать, в том числе образовательные

Как подсказывают эксперты Высшей школы экономики, которые в прошлом году изучали действие новой системы финансирования образовательных организаций в регионах страны, вся эта затея с переходом на нормативно-подушевое довольствие якобы должна стимулировать учителей работать лучше, внедрять инновационные подходы и технологии, чтобы сделать образовательный процесс качественней, а саму школу более конкурентоспособной.
Новая система распределения бюджетных денег при этом учитывает и ранее запущенный механизм, при котором зарплата педагогов начала зависеть от качества и результативности их труда. Такой подход якобы тоже стимулирует конкуренцию как среди школ одной муниципальной сети, так и среди членов одного педагогического состава внутри отдельно взятой школы.
По словам экспертов, государство в проводимой модернизации системы образования преследует одну цель – сделать школы автономнее, чтобы тем самым оптимизировать бюджетные расходы. Федеральное правительство как бы ждёт, что на местах, в регионах, власти, поставленные в стеснённые обстоятельства, найдут такие «волшебные» механизмы финансирования, которые помогут экономить бюджет, но при этом не ухудшат, а даже улучшат качество образовательных услуг. А сэкономленные деньги, мол, можно будет направлять на решение актуальных проблем отрасли. Например, на то же повышение зарплат учителей.
Проще говоря, государство постепенно уходит от трат на текущее содержание школ к финансированию оказываемых ими образовательных услуг.

 

В «реале» экономят на всём

Практика применения подушевого финансирования школ показывает, что с ним не всё так хорошо, как представляется верховной власти. Например, эксперты ОНФ, изучив ситуацию в регионах, обнаружили, что в реальности новая система обеспечения школ вообще никак не влияет на состояние качества образования. Более того, в ОНФ заподозрили, что механизм финансирования учебных заведений, привязанный к количеству учащихся, больше вредит, чем что-то оптимизирует. Фактически, говорят в ОНФ, выделяемых по такой схеме денег школам не хватает на удовлетворение основных потребностей, не говоря уже о решении более глобальных проблем.

Счетная палата РФ в свою очередь обнаружила, что многие регионы и вовсе принимают заниженные нормативы финансирования школ и детских садов: или уменьшают, или вообще не планируют расходы, которые должны быть включены в подушевой норматив. Причем преимущественно те расходы, которые должны финансироваться из местных региональных бюджетов.


И 10 миллиардов мало

Когда верстался номер, редакция получила ответ от министерства образования Саратовской области по финансированию общеобразовательных организаций региона. Ведомство поясняет, что деньги школам выделяются в виде бюджетных субвенций, рассчитанных в соответствии с установленными нормативами. Нормативы предусматривают оплату труда работников образования и обеспечение учебного процесса. «В пределах субвенции на финансовое обеспечение образовательной деятельности предусмотрены средства на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, на оплату доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на использование лицензионного программного обеспечения». В 2017 году на обеспечение учебного процесса общеобразовательным учреждениям выделены следующие суммы: «Для уровня начального общего образования – 510 рублей, Для уровня основного общего образования – 730 рублей, Для уровня среднего общего образования – 700 рублей НА КАЖДОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ГОД! В 2017/2018 учебном году на учебные расходы выделено 147,5 миллиона рублей», – сообщает министерство. И добавляет, что «в 2017 году в бюджете Саратовской области на оплату труда работников образования и обеспечение учебного процесса предусмотрены субвенции на сумму 10,4 миллиарда рублей».

Эту же проблему заметили и аналитики Высшей школы экономики. По их словам, в большинстве регионов принятый базовый подушевой норматив заметно ниже «справедливого».

Так, например, сумма на обучение одного школьника в Саратовской области в среднем составляет около 30 тысяч рублей (базовый норматив, утвержденный на территории региона), тогда как «справедливой» (с учетом всех потребностей учебного заведения и ученика в образовательном процессе) была бы сумма около 40 тысяч рублей.

«Проведенный анализ выявил фиктивность утвержденных в регионах методик расчета: на практике в некоторых случаях нормативы устанавливаются без учета существующих методик, что нарушает принципы прозрачности и обоснованности расходов, – пишут эксперты ВШЭ. – Если в нормативе заложены неоправданно низкие затраты (например, на оплату труда обслуживающего персонала, на потребление коммунальных услуг, на реализацию требований СанПиНа и пр.), он становится необоснованным, снижаются нормативные затраты на реализацию всей образовательной программы. Соответственно, может возникнуть угроза невыполнения гарантий прав граждан на образование».

***

Так система финансирования школьного образования выглядит в теории и глазами экспертов. На запрос редакции о том, как деньги из бюджета попадают в саратовские школы, в каком объёме и на что их должно хватать, региональное министерство образования пока не ответило. Но мы расспросили учителей и родителей школьников, насколько дорого им обходится бесплатное образование.


[Эксперт]

Светлана Мартынова, член региональной общественной палаты, член благотворительного партнерства «Ассоциация попечителей образования»:
НЕДОФИНАНСИРОВАНИЕ ШКОЛ ВЫЗЫВАЕТ ПОБОРЫ

- Основная проблема школьного образования – недофинансирование, которое и вызывает поборы в школах. Если бы школы находились на полноценном гособеспечении, то, я думаю, не было бы необходимости осуществлять охрану за счет родителей, или покупать учебники, разные пособия (которыми должны стопроцентно снабжаться учебные заведения), или приобретать какие-то чистящие средства, мел и так далее.
Есть устоявшаяся практика, и законодатель это разрешает – создавать при школах благотворительные фонды, попечительские советы, куда родители по собственному желанию вносят деньги. Пишется программа, на что эти деньги должны потратиться. Однако на практике это всё выглядит порой совсем по-другому. Мы видим острую реакцию со стороны надзорного ведомства и общественной палаты. Государство в последнее время стало больше обращать на это внимание, и Владимир Владимирович Путин говорил, что образование должно быть бесплатным. Вот когда такой баланс интересов будет соблюден: денег в бюджете школ будет достаточно и их расход будет прозрачным, а прокуратура будет выполнять надзорные функции в полном объеме – тогда образование окончательно станет бесплатным.
После череды коррупционных скандалов в системе образования Саратовской области, как замечают родители, изменилась форма предложения оплаты, но сама она, конечно, не исчезла. Там, где раньше жестко настаивали на выплатах в пользу школы, теперь подходят со словами: «А вы не хотели бы помочь школе? Вы же для своих детей сдаете». Хотя, конечно, есть руководители образовательных учреждений, которых не меняет ничто. В целом, резких изменений в ситуации с поборами не произошло.

 

Что можно купить на сто рублей?!

Учитель математики, Энгельс:

ПОРОЙ ВЫКРУЧИВАЕМСЯ, КАК МОЖЕМ

Деньги на учебники выделяются и школой закупаются. Дети сами учебники не покупают. На учителя тоже учебник рассчитан. К сожалению, на расходные материалы: печатные тетради к учебникам и прочее, средств не хватает, учителя, как могут, выкручиваются сами. Иногда в электронном виде даем задания, например детям на флешки скидываем, либо в соцсетях рассылаем, либо ссылки для скачивания даем. Иногда распечатываем каждому.

Что касается методических пособий для учителей, то это лежит на плечах самих преподавателей. Деньги на это никогда не выделяли. Хотя в платежках есть графа «доплата к окладу» – 100 рублей в месяц. Вот это и есть возмещение за все пособия и книги, приобретаемые учителем. Но что на 100 рублей купишь...

 

Учитель информатики, Саратов:

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ ДАВЯТ НА ДИРЕКТОРОВ

Учебников не хватает, и это факт. Субсидии на покупку учебников для каждой школы рассчитываются индивидуально, но не от реальных потребностей, а от норматива финансирования – это примерно 700 рублей на одного школьника в год, кажется. Причем это средства не только на учебники, но вообще на все учебные расходы, включая канцтовары, оргтехнику и прочее. А суммы каждый год нужны большие, потому что система образования всё еще переходит на новые стандарты, так называемые ФГОСы, и учебники нужно менять, даже если старые в хорошем состоянии и полностью соответствуют новым по содержанию.

Точные цифры обеспеченности это тайна за семью печатями, потому что, с одной стороны, если школы не заявляют, что им не хватает средств, то им не будут искать дополнительное финансирование из бюджета, а с другой стороны – если они открыто скажут, что учебников не хватает, к ним придет прокуратура и накажет.

Методические издания школы не выписывают, но раз в полгода всем школам присылают из городской администрации указание – оформить подписку на энное количество экземпляров «Саратовской панорамы».

В итоге муниципальные власти давят на директоров, чтобы те решали проблему любыми доступными способами – за счет доходов от платных услуг, за счет спонсоров, за счет использования электронных учебников по отдельным предметам в старших классах. Правда, легальные электронные учебники тоже стоят денег, так что школы чаще всего просто скачивают из Интернета то, что плохо лежит.

Школы, которые отчитываются проверяющим о 100-процентной обеспеченности учебниками, иногда лукавят – выдают детям старые учебники (по старому стандарту, не ФГОС), а пишут их в отчетах как новые.

Понятно, что содержание учебников часто совпадает – что в новом, что в старом стандарте – но с формальной точки зрения нужно покупать новые, потому что этот вопрос жестко привязан к федеральному перечню учебников.

И еще интересный момент. Учителям дают доплату на методическую литературу, но она мизерная – 100 рублей в месяц. Периодические методические издания школы тоже не выписывают, но при этом раз в полгода всем школам присылают из городской администрации указание – оформить подписку на энное количество экземпляров «Саратовской панорамы».

 

Учитель одной из сельских школ Саратовской области:

В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ СИДИМ НА УРОКАХ В ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДЕ

В нашей школе сейчас учится 39 человек, работает 12 учителей. Три года назад десятый и одиннадцатый классы закрыли, учеников стали возить в соседнее село, которое находится в двадцати пяти километрах отсюда. Родители и дети, конечно, никак не могут привыкнуть. Зимой дороги заносит снегом – приходится ждать, пока местный фермер не очистит их своей техникой. Слышала, что иногда бывают перебои с поставкой бензина для школьного автобуса.

Самая главная забота для нас – сделать в школе ремонт. Деревянные окна уже отжили своё (их не меняли с момента основания школы – 1968 года), по классам гуляют сквозняки. В холодное время года мы все сидим на уроках в верхней одежде. Нам объясняют, что средства на ремонт выделяются только для одной определенной школы в районе в порядке острой необходимости – то есть очереди дождешься нескоро. Ну, мы не одни такие – во многих школах нашего муниципального района такая же тяжелая ситуация.

Попечительские взносы – не выход. У нас в школе они совсем мизерные, меньше 100 рублей в месяц, и то необязательные. Наш директор понимает, что у людей спросить нечего, когда в селе безработица.

Цена за питание у нас установлена на уровне 130 рублей, и она не менялась уже много лет. Управление образования выплачивает какую-то сумму на питание, а родители доплачивают остаток. Хорошо, что помогает собственный приусадебный участок, так что как-то выходим из положения.

 

Учитель начальных классов, Саратов:

ВСЕ ТРАТЫ – С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В нашей школе все ученики обеспечены учебниками, школа закупает всё сама. С методическими материалами сложнее. Не у всех учителей они есть в полном объеме. Вопрос решается по мере возможностей, иногда школа приобретает, иногда мы сами.

Печатные тетради, бумага и все расход­ные материалы покупаются родителями. Они же скидываются на ремонт, покупку еще чего-то необходимого классу. Все эти траты происходят с письменного согласия родителей, чтобы всё это выглядело как благотворительные пожертвования.

 

Так в школах и штатные коллекторы появятся...

Светлана Паймолова, мама двух школьниц (село Калмантай Вольского района):

В ШКОЛЕ МАЛО ДЕТЕЙ – ФИНАНСИРОВАНИЕ НЕДОСТАТОЧНОЕ

Каждый год к 1 сентября мы покупаем портфели, канцелярские принадлежности, рабочие тетради по некоторым предметам. Школьная форма – черный низ, белый верх, спортивная одежда и обувь. В этом году, чтобы собрать детей в школу, мы потратили около 20 тысяч рублей.

Ежемесячно платим за питание 100 рублей. Детей в школе кормят два раза в день – хорошее горячее питание на завтрак и обед, и ещё на продлёнке, насколько мне известно (мои дети туда не ходят), предлагают чай с булочкой.

Попечительские составляют 50 рублей в месяц, но это добровольная помощь. Бывают, случаются какие-то экстренные нужды, и мы, родители, стараемся, помогаем, чем можем. Недавно наш папа, например, ходил ремонтировать школьный забор.

На всю школу у нас осталось 18 человек. Если бы учеников было больше, думаю, были бы и педагоги дополнительного образования, которые занимались бы с детьми музыкой, изобразительным искусством, хореографией и так далее. Нам этого очень не хватает. Чтобы наши дети развивались, мы с мужем возим их на своем личном транспорте два-три раза в неделю в школу искусств в Павловку в 20 километрах от нашего села, но это уже Ульяновская область.

 

Ирина, лицей № 107:

ТО ПО ТЫСЯЧЕ, ТО ПО ДВЕ...

Основные учебники нам выдают. Хрестоматию и иностранные языки покупаем, ну, и тетради, которые комплектом с учебником идут. На это уходит около 2,5 тысячи рублей. До этого года на школьной ярмарке происходил обмен: свои продавали, подержанные брали.

В прошлом году мы в классе делали ремонт, сдавали по тысяче рублей. Но у нас помещение в хорошем состоянии было, стену и подоконники утеплили родители прошлого выпуска, принтер тоже они покупали.

Еще заказывали в класс мебель – шкаф учителю под пособия и шкафчики для переодевания, так как в школьной раздевалке были случаи воровства верхней одежды. На мебель сдавали по 2 тысячи рублей.

Для того чтобы розетку дополнительную поставить в классе, 1300 электрику школьному заплатить пришлось. Ежемесячно сдаем на уборку класса 1800 рублей. Полотенца, мыло, бумагу и картриджи для принтера, средства для уборщицы тоже родители покупают. На кулер в класс сбрасывались, теперь на воду сдаем ежемесячно.

 

Ольга, школа «Солярис»:

СПАСИБО ПОЛИГРАФИСТАМ ЗА СКИДКУ

В школе нас предупредили, что смогут обеспечить только учебниками в электронном виде, то есть отсканированными. Мы и другие родители решили приобрести учебники сами. У меня двое детей, поэтому всё получилось в двойном размере. Потратили больше 5 тысяч. Правда, школа договорилась с «Полиграфистом», и нам учебники заказали со скидкой.

 

Надежда, лицей № 36:

ДОБРОВОЛЬНО-НЕИЗБЕЖНО

На родительском собрании для первоклашек нам сообщили, что платить нас никто не принуждает. После чего заявили, что без добровольной поддержки учебное заведение не выживет. И назвали суммы: вступительные взносы минимум 5 тысяч рублей, попечительские – 500 рублей. Помимо этого по 2,5 тысячи мы сразу сдали на печатные тетради.

 

Андрей, школа «Солярис»:

ОТКРЫТО ОБ ЭТОМ РОДИТЕЛИ ГОВОРИТЬ БОЯТСЯ

Успели в школу по 600 рублей сдать, но это только начало, я чувствую, они скоро разойдутся по полной. Слишком инициативный классный руководитель, то на кулер нас пытается развести, то на канцелярию для тех, кто вечно дома забывает всё, то на подарки к дням рождения.

Учебники мы за свой счет покупали, еще шторы в класс. На 1 сентября со всех по сот­ке собирали на аренду проектора, экрана и на фейерверк.

Открыто говорить по поводу всех этих сборов родители боятся – одну маму уже исключили из родительского комитета.

 

Анна, гуманитарно-экономический лицей:

С ДОЛЖНИКАМИ РАЗГОВОР СУРОВЫЙ

На одном из родительских собраний классный руководитель назвала фамилии должников – тех, не оплатил ни попечительские (отмечу – они добровольные), ни вступительный взнос.

Пошла я платить, в бухгалтерии мне сказали: за неоплату отправляют к директору на беседу, и в особо запущенных случаях вопрос ставится вплоть до отчисления. Я испугалась, мы нашли денежку и оплатили все долги (у них это так называется). А платить еще надо и за летние месяцы обязательно. Помимо попечительских и взноса мы сдаем еще и на нужды класса: бумагу, полотенца, мыло, воду, заправку для принтера, ремонт класса и т.д. Когда открыли горячую линию по поборам в школах, я звонила и рассказывала о нашем лицее...

Я не против платить на нужды класса – знаю, куда идут деньги, но им в руки – не буду платить!

Ситуацию решили просто: собрались родители и попросили нас забрать своих детей из школы. Мы написали в прокуратуру. Те родители тоже написали в прокуратуру, заявив, что мы мучаем учителя и мешаем школьному процессу.