Или льготы убрать, или губернатора
Власти десятков российских областей с начала 2017 года пересматривают льготы для населения. Саратовская область тоже вынуждена приступить к их инвентаризации. Это неприятно и опасно делать за несколько месяцев до выборов губернатора и депутатов Саратовской областной думы. Поэтому подготовка к отмене льгот идет тайно. Но быстро. Потому что льготы должны кончиться 1 января 2018 года.
Предвыборная интрига
План по уничтожению льгот расписан по дням. До 21 июля над ними будут плакать исключительно в правительстве области. К 1 августа секретный документ с перечнем приговоренных правительством к расстрелу льгот передадут в межведомственную комиссию, где лучшие правительственные умы, поплакав еще неделю, все-таки две-три льготы, может быть, отстоят. Потом целый месяц расстрельный список будут тщательно скрывать от посторонних глаз, формируя под каждый его пункт свой закон об отмене государственной поддержки регионального уровня.
Тихая и позорная работа будет идти вплоть до окончания выборов губернатора Саратовской области. И только после инаугурации Валерия Радаева (никто ведь не сомневается, что губернатором выберут именно его) перечень законопроектов, отменяющих льготы, принесут в новую Саратовскую областную думу.
Новые депутаты этого законодательного органа немного посокрушаются над тем, что приходится голосовать за отбор жалких государственных рублей у населения. Но с другой стороны, не они ведь эти льготы из жалкого областного бюджета раздавали.
![]() |
Министр финансов Александр Выскребенцев хотел бы донести до губернатора Валерия Радаева весь ужас сокращения льготных обязательств, но не имел права идти к нему в кабинет через голову первого зампреда правительства Александра Стрелюхина |
Только что полученный в ходе голосования кредит доверия развязывает руки депутатам. Они пришли и увидели, как всё плохо. С этим плохим придется справиться. Так что депутаты вздохнут – и проголосуют, как надо. В проекте закона области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов» расходных обязательств по многим региональным льготам уже не будет. Речь идет, как минимум, о паре-тройке миллиардов рублей, которые тратятся на эти цели.
Нам было нечем отчитаться, нам поставили на вид
Региональные налоговые льготы раздражают российский минфин уже несколько лет. Логика федерального протеста проста: если у региона в бюджете сплошь долги, а не избыточные доходы, то регион не должен раздавать населению бюджетную поддержку. Но главы регионов и депутаты региональных собраний вынуждены ее раздавать, чтобы купить лояльность людей на подконтрольных территориях. Однако в конце декабря 2016 года вопрос был поставлен ребром.
Председатель российского правительства Дмитрий Медведев подписал постановление №1506, в котором пообещал срезать федеральную материальную помощь бедным регионам, которые не подчинятся требованию сократить свои популистские расходы. Одновременно в министерстве финансов РФ начала работать комиссия, проверяющая исполнение этого постановления регионами. В апреле нынешнего года заслушивали Саратовскую область.
Нам было нечем отчитываться. Поднять руку на льготы врио губернатора Валерий Радаев не осмелился. Рабочая группа минфина РФ записала в протокол, что органы государственной власти Саратовской области не готовы доложить о мерах, предпринятых для оздоровления плачевных бюджетных дел. Строго сказали, что еще раз вызовут на ковер и заставят доложить:
![]() |
Александр Стрелюхин не хотел портить свои отношения с губернатором плохими вестями |
на сколько уменьшатся выплаты компенсации родительской платы за детские сады
на сколько сокращена социальная поддержка сельским специалистам
сколько человек лишены возможности получать одновременно и региональные, и федеральные льготы
на сколько уменьшен объем бюджетной поддержки ветеранам труда Саратовской области
что сделано, чтобы уменьшить соцподдержку отдельным категориям граждан по компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг
сколько муниципальных образований удалось объединить, чтобы снизить расходы на чиновничий аппарат
когда будут упразднены администрации городских и сельских поселений, являющиеся центрами муниципальных районов
на сколько увеличились нормативы налоговых отчислений по НДФЛ, транспортному налогу, налогу на имущество организаций для муниципалитетов.
И если раньше губернатор Валерий Радаев мог оправдаться тем, что президент Владимир Путин еще не назначил его исполнять губернаторские обязанности, то сейчас этот номер не пройдёт – придется в Москве отчитываться по всем позициям.
Другим не легче, если врио губернатора это обрадует
На заседаниях рабочей группы минфина чихвостят не только власти Саратовской области. В протоколе №9-МФ от 21 апреля 2017 года нашлись и еще более несчастливые регионы.
Так, например, губернатору Курганской области велено не только убрать все налоговые региональные льготы и меры соцподдержки населения, но и сократить штаты региональных и муниципальных чиновников вместе с фондом зарплаты.
Губернатор Костромской области уже отчитался о том, что региональным ветераном труда теперь будет стать трудно, но ему велено повысить ставки налога на имущество физических лиц и организаций. А еще отменить все региональные льготы по налогам и сократить чиновников.
Губернатору Астраханской области вообще хоть в петлю лезь. Он уже потерял поддержку населения, когда ввел новые критерии для получения льгот астраханцами. Но с него не слезли, а наоборот –сели и погоняют, приговаривая, что нужно срочно увеличивать ставки транспортного налога до максимального, повысить корректирующий коэффициент К2 для малого бизнеса, используещего ЕНВД (единый налог на вмененный доход), распродавать региональную собственность.
И в Хакасии придется увеличивать ставки налога на имущество всех коммерческих организаций, и в Псковской области. В Псковской области вообще губернатору впору пускать себе пулю в висок, потому что ему велено сократить субсидии перевозчикам, а это означает, что никакого льготного проезда у него в регионе не будет, и перевозчики резко поднимут цены на проезд, чтобы выжить. В республике Коми уберут льготы по транспортному налогу физическим лицам...
В общем, лиха беда начало. Государство, чувствуя единодушную поддержку народа, сбрасывает с себя одно за другим не только социальные обязательства, но и берет в ежовые рукавицы малый бизнес.
Родителям детсадовцев пора считать прожиточный минимум
![]() |
Говорят, что Александра Галкина могут назначить отвечать за экономический блок в правительстве. И тогда отмена всех и всяческих льгот превратится в его основную работу |
Возвращаясь к нашей области, пройдем по отдельным пунктам.
Компенсация родительской платы за детский сад, скорее всего, будет привязана к доходу семьи. По опыту других областей, где уже выполнили это распоряжение, ежемесячный возврат денег на счета (20% за первого ребенка, 50% – за второго, 70% – за третьего) будут делать только тем, у кого среднедушевой доход меньше 1,5 прожиточных минимума. В нашей бедной области это, скорее всего, будет означать, что – всем.
Однако, в нашем региональном законе есть одна засада, которая отличает его от федерального. Так, в Саратовской области три ребенка не должны ходить в детский сад для того, чтобы иметь право на выплаты. Эти дети просто должны быть в семье по счету. И даже не важно, что первому ребенку может быть уже 20 лет, а второй умер. За третьего ребенка в семье уже положен возврат 70% родительской платы, если он пошел в садик. По крайней мере, так объясняют специалисты родителям на форумах. И если это на самом деле саратовское изобретение, то его опять же, скорее всего, уберут. Потому что по логике федерального закона, который был принят в тяжелом 1992 году, компенсацией родительской платы не стимулировали рождаемость, а наоборот – материально помогали родителям, поверившим государству и нарожавших много детей в 1985-1989 годах. Но тогда имелось в виду, что все три ребенка из одной семьи – детсадовцы.
Всякие разные ветераны труда и прочие заслуженные люди рискуют увеличить счет за «жировку» в два раза
Труднее всего правительству области будет отказаться от компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Сейчас, если верить различным бюджетным росписям, ее получают минимум 400 тысяч человек. И на эти выплаты в областном бюджете в этом году заложено около двух миллиардов рублей. Если все 400 тысяч человек – реальные, то они так привыкли платить за тепло, воду и электричество полцены, что могут устроить бунт. Если же половина из них и не знает, что можно платить 50% за все, включая оплату канализации и сборы за капремонт, то бедные тогда чиновники, которые могли «припивать» из этой бюджетной реки и наверняка «припивали».
По живому придется резать. Или по Валерию Васильевичу
Неприятным для правительства Саратовской области станет последний пункт об изменении нормативов. Зато, узнав о нем, будут рукоплескать муниципальные власти. Особенно саратовские. Их в последние годы практически совсем лишили доли НДФЛ, оставляя копейки и начисто обобрали с транспортным налогом. Вместо отобранных честно заработанных на территории налогов давали дотации. Но, во-первых, они поступали, когда в областном бюджете были деньги, а во-вторых, за то, чтобы эти деньги нашлись, приходилось усердно кланяться и помалкивать.
Если же правительство и депутаты найдут в себе силы отщипнуть муниципалитетам еще и дольку собираемых сегодня только себе налогов с имущества организаций, то муниципальные бюджеты станут покрасивее и пополнее.
Жалеть региональные власти не стоит. Во-первых, во всех бедах, что на них свалились, они сами виноваты. Во-вторых, декабрьским постановлением правительства за подписью Дмитрия Медведева, им оставлен шанс ничего из перечисленного не делать в этом году, но все равно в следующем получать бюджетную полноценную поддержку из федерального центра. Для этого нужно просто сменить губернатора. По настоящему новый руководитель региона не будет отвечать за срыв соглашения региональной власти с российским минфином.
Статья опубликована в «Газете недели в Саратове» № 25 (439) от 11.07.2017.