Бюджетная кухня 2016 года

Оценить
Курильщика обидеть может каждый, а похвалить – только российский министр финансов

В бюджетных цифрах много интересного. Посмотрели мы на некоторые и удивились, как вообще еще выживает Саратовская область, раз ее так обдирают.

 

В Саратовской области кое-как свели концы с концами и урегулировались с кредиторами

Завершается процедура утверждения исполнения областного бюджета за 2016 год. На очередном заседании Саратовской областной думы депутаты поставят последнюю точку, и этот многостраничный документ можно будет списать в архив. Его уже хвалили на публичных слушаниях и на заседании правительства области, без замечаний приняли в министерстве финансов РФ и без особых нареканий – при проверке аудиторами Счетной палаты.

Прежде чем забыть этот очередной бюджетный год, важно запомнить, что он прошел без особых бурь. Правительство, конечно, штормило. Об этом говорят цифры бюджетных кредитов на пополнение остатков средств. Это такие краткосрочные займы, которыми правительство лезет в федеральный карман в установленных лимитах, чтобы буквально на несколько дней свести концы с концами до поступления на счета регионального правительства налоговых платежей от юридических и физических лиц. В общей сложности таким образом «перехватили» 10 миллиардов рублей. Рассчитались за них, не нарушая сроков, что говорит о стабильности поступления налогов, а значит, о хорошей налоговой дисциплине налогоплательщиков и их более-менее стабильном экономическом положении.

Как ни странно, но в Саратовской области даже выросли поступления по двум основным бюджетным источникам. По данным министерства финансов, налога на прибыль в 2016 году собрали на 2,6 млрд больше, чем в 2015 году. Так как ставка этого налога не менялась, то значит, с прибылью у предприятий всё обстояло более-менее нормально. Налог на доходы физических лиц тоже превысил уровень 2015 года. Здесь не такие красивые цифры, как по налогу на прибыль, но всё же дополнительные 503 млн рублей для НДФЛ – это заметный результат.

Неналоговые платежи, к которым относятся различные штрафы, пошлины и перечисления от коммерческой деятельности предприятий, составили в 2016 году около миллиарда рублей. Раньше собирали меньше на несколько сотен тысяч. По словам саратовского министра финансов, главную роль в этом превышении сыграло зачисление в областной бюджет доходов от реализации единых социальных проездных билетов. Оказывается, жители Саратовской области тратят на эти единые социальные проездные 235 миллионов рублей в год. Конечно, эти деньги потом были перераспределены по расходным статьям предприятиям-перевозчикам, но какое-то время они поддерживали доходную часть областного бюджета, помогая ему не выпасть из нормативов.

Главный норматив, который приходилось держать в голове министру финансов Саратовской области, – это государственный долг региона. Он не должен превышать 100 процентов собственных налоговых и неналоговых доходов. В 2015 году долг был больше контрольного показателя на 5 процентов. В 2016 году сумели все-таки проскользнуть под планкой, снизившись до значения в 89,6 процента. Усилия по уменьшению долга, безусловно, сократили финансирование некоторых статей расходов бюджета. Потому что пришлось погашать просроченные кредиты, отвлекая из расходов миллиарды рублей. Но чтобы сохранить эти миллиарды и продолжать тянуть с выплатами этих кредитов, требовалось собрать в областной бюджет не

56 миллиардов рублей, а хотя бы миллиардов на пять больше.

Хотели. Планировали. Но не смогли. Главным образом из-за того, что налогооблагаемая база не увеличилась. Не приехали к нам новые работники, не открылись большие новые предприятия с высокими зарплатными предложениями, не начали мы выпускать какую-то супер-пупер уникальную продукцию, за которой выстроился весь мир, а главное, не смогли выжать из федерального уровня свою часть акцизов на табачную продукцию. Как и раньше, продолжают улетать эти желанные для нас миллиарды в другой уровень бюджета.

 

Обделили нас на 50 миллиардов

Несколько дней назад интернет-ресурс «Реальное время» поделился со своими читателями рейтингом российских регионов, наглядно демонстрирующим, кто какие налоги как собирает и по каким налоговым доходам регионы переплачивают федеральному центру.

Помните, как особенно на уровне города Саратова власть любит говорить о том, что с территории этого муниципального образования пылесосится слишком много платежей наверх, а самому городу остаются на жизнь смешные деньги. Вышеуказанный рейтинг подтверждает эти упреки в излишней централизации налоговых сборов, приводящей к искажению межбюджетных отношений.

Знаете, сколько денег забрал себе в 2016 году федеральный центр акцизами на выпускаемые в Саратове сигареты? 40 миллиардов рублей. А еще в Саратове делают бензин. И акцизы на саратовский бензин в 2016 году составили 9 миллиардов рублей. Чтобы осознать, насколько 9 миллиардов большая сумма для Саратова, достаточно понимать, что примерно столько составляют все оставляемые в Саратове налоговые и неналоговые доходы, на которые содержатся детские сады, школы, осуществляется благоустройство, спортивная, культурная, дорожная и всякая другая политика. То есть если бы эти деньги оставались в городе, то денег у городской власти было бы в два раза больше. А табачные акцизы могли бы практически удвоить собственные налоговые доходы Саратовской области. Может, и в долги тогда не пришлось бы залезать.

И такая, грубо говоря, обдираловка применяется не только к нам. По этим двум акцизам российские регионы перечислили в федеральный центр 580 миллиардов рублей. Хотя правильнее, конечно, говорить, что такие «бешеные бабки» заплатила федеральному минфину курящая часть российского общества, а к акцизам на бензин причастен практически каждый гражданин РФ. Потому что акцизы на табак сидят в цене каждой покупаемой пачки сигарет, а акцизы на бензин – не только непосредственно в покупаемом на автозаправке бензине, но и в любом товаре, который преодолел неоглядную территорию нашей великой родины на автомобиле, чтобы попасть от производителя на прилавок.

Однако 467 млрд рублей из 580 млрд составили всё-таки акцизы на табачную продукцию, производимую на территории России. (Вот и думай после этого, зачем в России борются с курильщиками, которые несут такие золотые яйца? «Бюджет курильщиков» сопоставим со всеми расходами на медицину в Российской Федерации. То есть можно сказать, что это они финансируют бесплатное здравоохранение от Москвы до самых до окраин.)

 

Саратовская область с изымаемыми

40 табачными миллиардами еще не самая обделенная. 306 миллиардов рублей составляют табачные акцизы, которые забираются из Петербурга и Ленинградской области. Представьте себе, как злятся и рыдают из-за этого тамошние власти. Поскрипывают зубами Ростов (37 млрд табачных акцизов уходит мимо них в федеральный центр), Краснодарский край (31 млрд), Волгоградская область (20 млрд), Ярославская область (13 млрд), Калужская область (4 млрд). У Москвы тоже выхватывают 15 млрд. Но Москва меряет свой бюджет в триллионах рублей, ей эти 15 миллиардов что есть, что нет – без разницы.

 

Чем и с кем меряемся, что и зачем выпячивают

Из огромной таблички с объемом поступлений федеральных и региональных налогов и сборов в консолидированный бюджет России в 2016 году я выбрала только те регионы, которые собирают на своих территориях сопоставимые с Саратовской областью бюджетные доходы всех видов. Таких, как мы, оказалось еще восемь. Хотя если отнять из наших общих доходов почти 50 млрд рублей акцизов на табак и топливо, мы из этого списка более-менее приличных соседей выпадем. И это на самом деле правильно, потому что предприятия, выпускающие на-гора сигареты и бензин, достались нашему региону в стародавние времена, когда нынешние региональные управленцы Саратовской областью еще и не мечтали рулить. Но не это главный вывод из получившейся таблички.

Посмотрите, как много у нас забирает федеральный центр и как мало оставляет в сравнении с другими регионами. Нас вычищают так же, как Республику Удмуртию, где численность населения на миллион меньше, а значит – меньше бюджетных расходов на региональные обязательства. Хуже, чем к нам, федеральный центр относится только к Томской области, но и там людей живет даже меньше, чем в Удмуртии. Так что, как ни крути, получается, что мы самые что ни на есть изгои у Москвы.

Для того чтобы мы совсем не вымерли, с барского плеча нам подбрасывают трансфертами деньги из федерального бюджета. В 2016 году мы получили от федерального минфина почти 22 миллиарда рублей. И каждый транш этой помощи сопровождался восторженными рассказами о том, какие усилия предпринимали губернатор Радаев и наш земляк Вячеслав Володин, чтобы договориться, вымолить, убедить минфин не оставить Саратовскую область своим вниманием. Хотя в минфине же не дураки такие таблички рассматривают. Цифры-то говорящие. Но кому-то нравится делать себе репутацию на трансфертах. Ну и делают.

Общий объем федеральных и региональных налогов

Статья опубликована в «Газете недели в Саратове» № 22 (436) от 20.06.2017.