Юрий Носов, Владимир Савватеев: Об автошколах, автохамах, автоштрафах и автокамерах
Зубоскалить про работу инспекторов ГИБДД у нас умеет каждый второй, забывая, что именно эти люди следят за тем, чтобы на наших дорогах было как можно более безопасно. О том, какие вопросы приходится решать сотрудникам инспекции безопасности дорожного движения, мы поговорили с заместителем начальника ГИБДД Саратова Юрием Носовым и старшим госинспектором РЭО ГИБДД УМВД России по Саратову Владимиром Савватеевым.
– Владимир Владимирович, с недавнего времени изменились требования к автошколам. Это как-то повлияло на качество обучения в них?
Владимир Савватеев: Реформирование образовательной программы автошкол идет с 2013 года. Требования к подготовке кандидатов стали более жесткими, изменились требования к преподавательскому составу школ. В связи с этим была проведена переаккредитация. Сейчас в Саратове работает 41 автошкола, наличие у них аккредитации можно проверить на региональном сайте ГИБДД gibdd64.ru.
– Многие учащиеся жалуются, что испытания на школьных автодромах проще, чем на экзаменационном автодроме – в школах и «гараж» шире, и «параллельная парковка» удобнее. Это придумано, чтобы «валить» нерадивых учеников на экзамене?
В.С. Никто никого «валить» на экзаменах не собирается. У нас два документа регламентируют порядок проведения экзамена и расстановки испытаний для экзаменующихся – это Постановление правительства № 197 от 24 октября 2014 года и Приказ МВД № 995, действующий с 1 сентября 2016 года. Учебные программы автошкол разработаны по этим двум документам, и их требования также распространяются на автошколы. Расставлять испытания по-другому, «зауживать» или «расширять» «гараж» автошкола просто не имеет права.
Автодромы, и наш, и автошкол, регулярно проверяются на соответствие этим регламентам.
– В свое время было широко распространено убеждение, что в Саратове экзамен на права самостоятельно сдать нереально. А недавно – буквально недели две назад – прокуратура города закрыла сайт по продаже водительских прав.
В.С. Люди могут быть убеждены вообще в чем угодно, это не всегда значит, что их убеждения соответствуют действительности.
В связи с новым законодательством у нас, во-первых, ужесточились требования к экзаменаторам – высшее образование, водительский стаж не менее пяти лет на любом транспортном средстве, наличие соответствующей категории вождения. Неподтверждение квалификации – это отстранение от работы. Во-вторых, с сентября прошлого года на экзаменаторских машинах установлена аудио- и видеоаппаратура. Камеры направлены на спидометр, на салон автомобиля, на педали. Там не менее пяти точек установки. Пишется звук. Всё это записывается на флешкарту, после проведения экзамена материал пересматривается для вынесения окончательного вердикта «сдал – не сдал». Это работает на прозрачность проведения экзамена. На то, чтобы в случае спорных ситуаций конфликт был улажен на месте.
Теперь насчет водительских удостоверений. Про такой сайт я даже не слышал никогда, хотя мне рассказывают, что какие-то сайты по продаже «красивых» номеров существуют. Это такой черный, абсолютно нелегальный рынок, незаконная деятельность, связанная с мошенничеством. По этой статье к уголовной ответственности привлекается не только лицо, которое изготовило подобные документы, но и лицо, которое этим пользуется.
Нашим ведомством за первый квартал 2017 года было выявлено 23 факта сдачи документов с признаками подделки. Я не знаю, во всех ли случаях дошло до возбуждения уголовного дела, но такой факт есть.
– То есть вы это всё проверяете?
В.С. Конечно. С введением новых программ стало намного проще отслеживать прохождение документов и получение водительского удостоверения. Например, сейчас вы можете сдавать экзамен в нашем регионе, даже если вы сюда приехали работать из Самары, из Пензы или из любого другого региона России. Кстати, я бы хотел напомнить, что записаться на получение водительского удостоверения через сайт Госуслуг проще и дешевле, чем делать это лично. Госпошлина за права составляет 2000 рублей, но если вы записываетесь через gosuslugi.ru, то вы заплатите всего 1400.
– Юрий Анатольевич, теперь вопрос к вам, наверное. Судя по росту количества выпускников автошкол, водителей становится всё больше. Насколько вырос автомобильный трафик в Саратове за последние годы?
Юрий Носов: – По итогам 2016 года только в Саратове было зарегистрировано 328888 единиц автотранспорта. Год от года количество автомобилей в Саратове увеличивается. К сожалению, прохождение через город транзитного транспорта официально нигде не учитывается, хотя это большая доля трафика. Это люди, которые приезжают в Саратов на работу из Энгельса, Саратовского района.
– Понятно, что рост количества автомобилей приводит к более серьезному трафику, пробкам в часы пик. Но в Саратове серьезно стоит проблема искусственных пробок, создаваемых «резинящим» общественным транспортом.
Ю.Н. – У этих пробок есть экономическая составляющая. Ни один водитель, который управляет частным автобусом, не хочет ездить вхолостую. На непопулярные маршруты никто не идет: они там топлива сжигают больше, чем зарабатывают. А на прибыльных столпотворение. Наслоение маршрутов на маршруты нас тоже раздражает.
Пути решения этой проблемы есть, но они в ведении не у ГИБДД, а у организаторов транспортного управления.
Конечно, мы привлекаем к ответственности водителей общественного транспорта, если они курят за рулем, по телефону разговаривают.
– Они же их используют вместо рации.
Ю.Н. – Правда, если они используют телефон при помощи удерживающего устройства, то это у них вместо диспетчеризации: «Вася, ты отстань, я прибавлю». Хотя этим должен заниматься центр управления. Ну и дорожно-уличная сеть у нас не вмещает то количество транспорта, которое есть в городе, а ее развитие в последние годы идет ни шатко ни валко. Какие новые дороги были построены в Саратове за последнее время?
В.С. Юбилейный соединили с Солнечным, разгрузили проспект Строителей, но это опять капля в море.
Ю.Н. Хотя бы по чуть-чуть ежегодно новые дороги нужно строить или хотя бы старые расширять. Почти на каждом перекрестке есть что изменить. Пробку на перекрестке Танкистов и Навашина многие по Планерной объезжают через Осипова и Артиллерийскую, но встают опять на Танкистов. Там широкий тротуар, там стоит барьерное ограждение, и основной поток транспортных средств идет вниз, к Сенному, а те, которые идут в Ленинский район, вынуждены ждать, пока эти машины уступят место. Занимают крайнее правое положение, но повернуть не могут, пока не пройдет впереди стоящая машина. Давайте там проезжую часть расширим, барьерку перенесем, это поможет частично решить проблему затора.
Подобные предложения мы ежемесячно готовим в дорожный комитет.
– Юрий Анатольевич, как вам кажется, автохамов в Саратове стало больше или меньше?
Ю.Н. – В связи с развитием технологий, гаджетов о таких нарушителях идет огромное количество информации, что очень дисциплинирует.
– Куда идет?
Ю.Н. – На сайт ГИБДД. Пачками складывают: кто остановился на пешеходном переходе, кто у подъезда, кто не там развернулся, кто припарковался на тротуаре. С фотографиями, номерами, еще следим за подобными публикациями в СМИ. Если поступило такое сообщение, дело сразу ставится на контроль, и пока мы автохама не найдем, мы контроль не снимем. По таким случаям мы возбуждаем административное производство. Многие нарушители потом приходят, каются, несут свой крест в виде штрафа.
Мы это движение поддерживаем. Я хочу сказать только: ребята, мы сейчас все под взором всевидящего ока, все друг за другом наблюдают. Поэтому мусорить нельзя, выбрасывать из окон машин ничего нельзя, парковаться вплотную к пандусу не стоит, вторым рядом вставать нельзя. Всё это фиксируется, передается нам, и нарушитель разыскивается в кратчайшие сроки.
– Даже если это какой-нибудь «Гелендваген» какого-нибудь большого человека?
Ю.Н. – Чем круче автомобиль, чем круче номера, тем сильнее народный гнев. А наказание неотвратимо.
– Какая у вас статистика по аварийности? В чем основная причина аварий?
Ю.Н. – В целом по количеству ДТП у нас неплохая динамика – они идут на спад. В 2016 году количество аварий по сравнению с 15-м годом сократилось на 3,7 процента. За пять месяцев этого года тоже пока наблюдаем сокращение аварийности. Но обострилась ситуация с количеством погибших в авариях – за пять месяцев прошлого года в авариях погибли 19 человек, в этом году уже 24.
Что касается причин, то первое место – у нарушений правил маневрирования – это 22 процента аварий, второе – у несоответствия скорости условиям движения – 16 процентов. Это необязательно превышение. Иногда водители двигаются со скоростью, при которой не успевают среагировать на препятствие.
– В тумане, например, или в темноте?
Ю.Н. – Как один из вариантов. Есть, конечно, и превышение допустимой скорости. Но ее трудно зафиксировать. Что интересно, количество ДТП, совершенных водителями в нетрезвом состоянии, – всего 5 процентов.
Конечно, неудовлетворительные дорожные условия – отсутствие разметки, повреждение знаков, плохое дорожное покрытие – играют свою роль. Но все-таки это сопутствующая причина. Не основная.
Есть еще проблема с наездом на пешеходов на пешеходных переходах. Вот здесь неудовлетворительные дорожные условия выходят на первый план – точнее, отсутствие изолированных пешеходных переходов – подземных и надземных. Мы наказываем водителей за непредоставление преимущества пешеходу, но ситуация, тем не менее, не меняется.
– Тут я с вами, простите, не соглашусь. В городе Стокгольм, сопоставимом с Саратовом по площади и количеству населения, – ровно один подземный переход. Остальные все наземные. Никаких воздушных.
Ю.Н. – Но вы знаете, какое там законодательство? Задел человека на дороге, неважно, насколько сильно – и сел на три месяца. Это уголовная ответственность.
– Сейчас Саратов покрыт целой сетью дорожных камер фото- и видеофиксации. Как вы думаете, оправданна ли эта система? Нужна ли она? Влияет ли на соблюдение правил водителями?
Ю. Н. – Вопрос этот в компетенции областного минтранса. Обслуживанием камер занимается Региональный навигационно-информационный центр. Но меня этот вопрос самого интересовал, так что я отвечу. Передвижных комплексов у нас 23 – это так называемые треноги. 74 стационарных комплекса, 38 из которых установлены по федеральной целевой программе. И один передвижной парктрон – он фиксирует нарушения правил остановки-стоянки.
Многие водители думают, что камеры у нас работают только на превышение скорости. Вынужден их разубедить. Они фиксируют еще и выезд на встречную полосу. Есть уже привлеченные, там серьезный штраф – 5 тысяч рублей.
Я думаю, что это хорошее начинание. Во-первых, у камер гигантская работоспособность. Во-вторых, они беспристрастны. «Треноге» всё равно, кто вы – депутат, чиновник или инспектор ГИБДД. Я сам уже оплачивал штраф за превышение на служебной машине. И от этой системы есть эффект – камеры дисциплинируют водителей и снижают аварийность на тех участках, где они установлены.
– Как обстоят дела со штрафами?
Ю.Н. – За 2016 год было наложено штрафов на 70 млн рублей, взыскано 52 млн, остальные пока в производстве.
В.С. – Тут большую роль играет скидка в 50 процентов при оплате штрафа в течение 20 дней. Конечно, это не касается повторных нарушений. Я хочу обратить внимание, что судебные приставы работают по штрафам замечательно. Все вовремя не оплаченные штрафы мы передаем в УФССП, они накладывают ограничения моментально. Даже из-за 500 рублей. Если у вас есть неоплаченный штраф, у вас будут проблемы при регистрации транспортного средства, например. Надо будет штраф оплатить, потом уведомить службу судебных приставов об оплате, дождаться постановления о снятии ограничения. Длительный процесс. Лучше сразу оплачивать.
Статья опубликована в «Газете недели в Саратове» № 22 (436) от 20.06.2017.