18 этажей без воды, электричества и лифтов

Оценить
Дольщики отказались принимать квартиры в ЖК «Изумрудный» из-за большого количества недоделок

Статья опубликована в «Газете недели в Саратове» № 19 (433) от 30.05.2017 под заголовком «Сдан, но недоделан».

Представим ситуацию. Вы купили квартиру в строящемся доме по договору долевого участия. Отдали застройщику деньги и честно ждали свою жилплощадь обещанные год-полтора. Но вот сроки вышли, а квартиры нет. Вы ждете немного, потом еще немного, и, наконец, по прошествии дополнительных шести месяцев вам сообщают, что дом сдан и вы можете приехать за ключами. Вы очень рады и хотите быстрее посмотреть на дом и новую квартиру. Но тут обнаруживаете, что в вашем подъезде нет лифта. Ни одного из двух положенных – ни пассажирского, ни грузового. И в соседнем подъезде тоже нет лифтов, и в следующем тоже. Ни в одном из пяти подъездов нового 18-этажного дома нет ни одного из 10 лифтов. А квартира ваша, предположим, на 16-м этаже. Лифты не просто не работают, их нет физически, что видно по пустым и открытым шахтам. Более того, ни воды, ни света в этом доме тоже нет. А двор – всё еще строительная площадка.

Вам еще не кажется, что вас обманули?

Ни лифтов, ни воды, ни света

Будущие жильцы ЖК «Изумрудный», дольщики, приобретшие квартиры в доме № 12, почувствовали себя именно так – обманутыми. Хотя для Саратова ситуация более чем типичная. Примеров, когда в эксплуатацию сдается дом с существенными недоделками, но люди его начинают постепенно заселять – масса. Их настолько много, что кажется, будто это нормально, будто так и должно быть. На самом деле нет, не должно.

Обозначенную 18-этажку в ЖК «Изумрудный» построила одна из фирм известной строительной группы компаний «Аркада», принадлежащей депутату Саратовской городской думы Алексею Березовскому. Как рассказали «Газете недели» будущие жильцы, застройщик обещал сдать дом к 1 июля 2016 года. Но «немного» задержался – уведомление о готовности дома пришло дольщикам только в декабре. Однако до сих пор, спустя еще полгода после официальной сдачи объекта, в новом доме нет воды, электричества, лифтов и какого-либо намека на благоустройство придомовой территории. Пользоваться и распоряжаться квартирами, по словам собственников, невозможно.

Юрий Констр«В этом доме себе квартиру купила моя бабушка. Ей 84 года, и она физически не может пешком ходить на 16-й этаж. И в силу возраста, и в силу проблем со здоровьем, – рассказывает Юрий Констр. – В суде, где я выступаю от ее имени, нам только руками разводят: мол, зачем же вы для бабушки квартиру так высоко взяли. Простите, но это же дискриминация. У нас пожилые люди теперь, что, выше первого-второго этажей жить не должны? А лифты для чего?».

Важно отметить, что некоторые дольщики отказались подписывать акты приема-передачи квартир в недоделанной новостройке, но компания-застройщик, грубо говоря, всучила им квартиры, подписав эти документы в одностороннем порядке.

«В суде, где мы решали вопрос по выплате нам застройщиком неустойки за нарушение сроков сдачи квартиры, представители строительной компании передали нам копию этого акта. Но суд заверять ее отказался. Ключей от квартиры у нас до сих пор нет, есть только незаверенная копия акта по передаче нам квартиры, принимать которую в недостроенном доме мы отказались», – рассказывает Юрий Констр.

Вот как это делается

Несмотря на отсутствие лифтов в новостройке, проект которой предполагал их наличие, дом введен в эксплуатацию с разрешения администрации города Саратова. Подпись под разрешительным документом от 29 ноября 2016 года принадлежит Андрею Гнусину, уже уволившемуся с поста заместителя главы администрации города по градостроительству и архитектуре в марте текущего года.

Позицию муниципалитета по этому вопросу мы выяснить не успели. Но пользуясь возможностью, спрашиваем сейчас: «Уважаемая администрация, как так получилось, что вы выдали разрешение на ввод в эксплуатацию недостроенного жилого дома, где однокомнатная квартира еще на стадии строительства стоила почти 2 миллиона рублей?!».

18 этажей без воды, электричества и лифтов

А вот позицию ГК «Аркада», хоть и не сразу, но выяснить удалось. Заместитель генерального директора группы компаний Станислав Шмойлов на вопрос журналистов «Газеты недели» о правомерности ввода в эксплуатацию недоделанного объекта сообщил, что среди строителей это распространенная практика.

– Вы знаете, что в Москве все дома сдаются без лифтов? И даже если они установлены, [их не пускают] до тех пор, пока все [жильцы] не сделают ремонт. Вы в курсе этого?

– При чем здесь Москва? Объясните, пожалуйста, как должно быть по закону? Почему вы передали людям квартиры в доме, где нет ни коммуникаций, ни лифтов?

– А почему я должен объяснять-то? Вам вообще санкционировали это? Вы согласовали этот вопрос или вы просто так?

18 этажей без воды, электричества и лифтов

Немного погодя Станислав Семенович всё же согласился объяснить ситуацию. По его словам, «установка лифтов не влияет на то, чтобы сдать дом в эксплуатацию, а жильцы приняли свои квартиры». К тому же, как отметил Шмойлов, в доме № 12 ЖК «Изумрудный» все лифты сейчас находятся в стадии монтажа и установки. Готовы будут к июлю. Мол, и проблемы-то никакой нет.

«Дом может быть сдан и без лифтов, потому что они включаются после решения жильцов на общем собрании с управляющей компанией. На этом собрании определяется грузоподъемность лифтов и сроки их запуска. Вот так это делается, – объясняет Станислав Шмойлов, замгендиректора ГК «Аркада». – Как правило, лифты пускают после окончания ремонта в квартирах, потому что в лифт грузоподъемностью 630 килограмм люди, делающие ремонт в своих новых квартирах, грузят стройматериалы весом полторы тонны, и лифт ломается. Это я вам из собственного опыта рассказываю. Вот чтобы такого не было, лифты пускают после. После ремонтов, после передачи в управляющую компанию, после собрания с жильцами, где все эти вопросы, и по коммуникациям в том числе, обсуждаются».

По словам Шмойлова, застройщик не зверь и людям охотно помогает поднять стройматериалы на этажи и без лифтов. «Мы никому не отказываем, ни разу такого не было. Люди обращаются, мы устанавливаем лебедку, даем электроэнергию, за которую мы сами пока платим, а не жильцы, и поднимаем материал, – рассказывает наш собеседник. – А те, кто жалуется, наверное, хочет, чтобы ему помогли нахаляву».

Антон БелокобыльскийДольщики, с которыми нам удалось побеседовать, факт помощи в поднятии материалов на этажи подтвердили. Правда, отметили, что оказывается она небескорыстно, а за умеренную плату. Или неумеренную. По словам Антона Белокобыльского, ремонтирующего квартиру на 13-м этаже дома № 12, поднятие материалов на этаж с помощью предоставляемой лебедки «съело» половину его бюджета на ремонт.

«Не знаю, будет ли в доме электричество, когда мы будем сюда переезжать. Если нет, забастовку, наверное, придется организовать, – говорит Белокобыльский. – В нашем случае застройщик просто обнаглел и на всё забил. Наверное, под фактором влияния депутатской силы».

Ворох поводов обратиться в прокуратуру

Юристы, опрошенные «Газетой недели», углядели в ситуации с домом в ЖК «Изумрудный» несколько странностей. Во-первых, они настаивают, что если проект дома предусматривает наличие лифта, он не может быть сдан без него.

«Объект должен быть введен в эксплуатацию только в том случае, если он соответствует проектной документации и всем необходимым техническим регламентам. Поэтому очень странно, что тот дом приняли в эксплуатацию. На мой взгляд, здесь возможно нарушение законодательства. К этой ситуации я бы посоветовал привлечь внимание прокуратуры», – говорит Дмитрий Мигунов, юрист-эксперт в сфере ЖКХ.

Во-вторых, как говорят другие эксперты, дом к моменту передачи квартир в нем дольщикам должен быть готов полностью, чтобы его реально можно было эксплуатировать. После окончания строительства застройщик и орган местного самоуправления в течение двух месяцев обязаны привлечь управляющую компанию, с которой ресурсопоставщики заключат договоры для обслуживания жильцов.

Однако наши собеседники из числа дольщиков, купивших квартиры в доме № 12 ЖК «Изумрудный», утверждают, что ни о какой управляющей организации, принявшей дом в обслуживание, их не уведомляли и заключать с ней договоры не предлагали.

«Может быть, застройщик принял обслуживание дома на себя. Но для застройщика это дорогое удовольствие. Потому что незаселенный дом в процессе обслуживания несет большие убытки: нет жильцов – нет денег на содержание дома и оплату коммунальных ресурсов. К тому же застройщик покупает эти ресурсы по более высоким тарифам, чем поставляется для категории «население», – говорит один из экспертов. – Это могло бы объяснить отсутствие в доме до сих пор электроэнергии и воды. Хотя в таком случае застройщик игнорирует требование закона привлечь управляющую организацию в установленные для этого сроки».

В-третьих, юристы напоминают, что согласно федеральному закону «О долевом участии в строительстве», если у дольщиков есть претензии к качеству квартир, коммуникаций и прочего, они имеют право не принимать квартиру.

«Участник долевого строительства до подписания передаточного акта на квартиру вправе потребовать от застройщика составления акта, в котором указывается несоответствие объекта долевого строительства требованиям, и отказаться от подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства до исполнения застройщиком его обязанностей», – поясняет Дмитрий Мигунов. Отсутствие должной реакции со стороны застройщика – повод для обращения в прокуратуру с просьбой провести проверку.

«В случае, если застройщик передает дольщику квартиру в одностороннем порядке, тогда как тот не согласен ее принимать, гражданину необходимо написать в адрес застройщика претензию с обоснованием своей позиции. Иначе застройщик всю ответственность переложит на дольщика», – подсказывают юристы.

Дольщики, обратившиеся к нам, обратились и в прокуратуру тоже, а также написали письма в администрацию Саратова, Роспотребнадзор и Ростехнадзор. Ответов пока не получили ни от одного из ведомств.

18 этажей без воды, электричества и лифтов
Дом, в котором напарник Федя гонялся за студентом Шуриком, тоже, видимо, сдавался в эксплуатацию без лифта. «В то время, когда космические корабли бороздят...»