Такое кино
В мае президент Путин подписал закон, ограничивающий долю, которой могут владеть иностранцы в капитале российских онлайн-кинотеатров. Изначально документ разрабатывался как средство защиты отечественного рынка от вторжения зарубежных компаний вроде Netflix, однако вызвал негативную реакцию со стороны российских видеосервисов: по их мнению, на самом деле законопроект вредил отрасли и принимался в угоду узкой группы компаний. «Газета недели» разобралась, как теперь изменится работа онлайн-кинотеатров в России.
Документ, устанавливающий новые правила на относительно молодом рынке ОТТ-сервисов (OTT – метод предоставления видеоуслуг через интернет), был подписан президентом 1 мая. Согласно ему, с начала июля владельцы «аудиовизуальных сервисов» должны будут установить на своих ресурсах счетчики определения числа пользователей, разместить адреса электронной почты для направления «юридически значимых сообщений», не использовать сервисы в целях распространения «материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань» и пр. Однако, пожалуй, самым скандальным стал пункт, ограничивающий участие в работе ОТТ-ресурсов иностранных лиц и компаний. Данное предложение еще на стадии законопроекта вызвало бурю негодования со стороны крупных российских онлайн-кинотеатров, заподозривших, что таким образом рынок просто пытаются перекроить.
Вторжение с Запада
Настойчивые голоса о том, что работу российских онлайн-кинотеатров надо подвергнуть регулированию, раздались в начале прошлого года. До этого отрасль развивалась весьма бурными темпами: по данным агентства «ТМТ консалтинг», в 2014 году рынок легальных видеосервисов в нашей стране вырос более чем в полтора раза, а в 2015-м – еще почти на треть. В Рунете действовало свыше 15 легальных OTT-сервисов. Угроза пришла, как обычно, из-за рубежа. В январе 2016 года в России официально заработал Netflix – американский видеосервис, являющийся крупнейшим онлайн-кинотеатром в мире. И хотя к этому моменту компания даже не успела перевести свой сайт на русский язык, реакция на ее появление была оперативной. В короткие сроки представители медиабизнеса заявили, что из-за Netflix российский рынок может откатиться на 15 лет назад; что из-за обесценивания рубля российский видеопродукт стал слишком доступен для зарубежного гиганта, поэтому стоит подумать о том, как препятствовать его скупке «задешево»; и что под угрозой находятся перспективы импортозамещения, так как Netflix не склонен заказывать фильмы и сериалы местным производителям.
Примечательно, что все эти высказывания исходили не от представителей крупных онлайн-кинотеатров. Реакция же крупнейшего в стране ОТТ-сервиса – Ivi.ru (на тот момент занимал более 30 процентов рынка), напротив, была сдержанной. «Наш сегмент потому и является таким прогрессивным и диверсифицированным, что в нем действуют рыночные законы – лицензионные, продуктовые, контентные», – отметила вице-президент по контентной политике Ivi Ольга Филипук («Новая Газета»). Свою настороженность высказал и представитель сервиса Megogo (10 процентов рынка). Хотя отдельные участники отрасли поддержали идею о том, что Netflix тоже должен платить налоги в российский бюджет.
Прием против всех
Однако только лишь заявлениями дело не ограничилось. Вскоре отраслевая организация «Медиа-Коммуникационный Союз» (МКС) подготовила законопроект, регламентирующий работу онлайн-кинотеатров в России. В состав союза входят в том числе «Цифровое телевидение» и «СТС Медиа», представители которых ранее высказывались в поддержку регулирования отрасли (гендиректору «СТС Медиа» Сергею Петрову принадлежит упомянутое выше опасение про угрозу импортозамещению, фраза о скупке контента «задешево» – гендиректору «Цифрового телевидения» Кириллу Лыско). Уже осенью документ был внесен в Госдуму. Среди его норм значился запрет на владение иностранцами более чем 20-процентной долей в аудиовизуальных сервисах, предназначенных «преимущественно для пользователей, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации». Не допускалось установление любых форм иностранного контроля над работой российских сервисов.
Бизнес увидел в законопроекте попытку перекроить рынок под интересы узкой группы игроков.
Но законопроект, призванный, казалось бы, защитить развивающийся отечественный бизнес, вызвал резкое отторжение со стороны самих российских онлайн-кинотеатров. Сервисы Ivi и Megogo принадлежали кипрским компаниям, а значит, тоже могли попасть под действие закона. По данным РБК, имел зарубежных владельцев и крупный видеосервис Okko. Бизнес увидел в законопроекте попытку перекроить ОТТ-рынок под интересы узкой группы игроков.
Директор ассоциации «Интернет-видео» (в ее состав входит ряд интернет-кинотеатров) Алексей Бырдин обратил внимание, что компании, интересы которых представляет МКС, в совокупности занимают всего 12 процентов рынка. Как посчитал Бырдин, целью документа является заставить крупные видеосервисы продаться большим холдингам на невыгодных для себя условиях.
Гендиректор Megogo в России Виктор Чеканов провел аналогии с другими принятыми в России законами, которые ограничивают участие иностранцев в капитале СМИ и телеизмерительных компаний: «У нас похожие примеры были с законом о СМИ, когда издания были выкуплены за бесценок, закон о телеизмерителе, по которому TNS был куплен в несколько раз ниже своей рыночной стоимости. Таким же путем пытаются сбить оценку двух OTT-игроков – Megogo и Ivi.ru» («Газета.ru»).
Кроме того, законопроект мог навредить всему рынку, лишив его финансирования. По словам управляющего партнера инвестиционной компании Baring Vostok (вложила 100 млн долларов в Ivi.ru) Елены Ивашенцевой, онлайн-кинотеатры в нашей стране пока еще убыточны, и вкладываться в них – довольно рискованное занятие, заниматься которым готовы лишь зарубежные инвесторы.
В точке баланса
![]() |
Директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин: в изначальном виде законопроект действительно содержал существенные риски для рынка, но теперь «баланс интересов» достигнут |
В результате под валом критики содержание законопроекта поменялось. В окончательном тексте документа, подписанного президентом, иностранцам сделано послабление. Теперь им может принадлежать более чем двадцать процентов уставного капитала владельца аудиовизуального сервиса, но при условии «согласования указанных владения, управления либо контроля с правительственной комиссией». Состав этой комиссии и порядок принятия ею решений утверждаются правительством РФ.
Такой вариант документа, по всей видимости, устраивает онлайн-кинотеатры. «Да, текст, внесенный в Госдуму, претерпел серьезные изменения к лучшему, – сообщил «Газете недели» Алексей Бырдин. – Из законопроекта были удалены избыточные положения, а также, по нашему предложению, был переработан пункт про ограничение иностранного владения в аудиовизуальных сервисах: оно не будет распространяться на онлайн-кинотеатры, у которых более половины посетителей из России. Для сравнения, у глобальных зарубежных сервисов, таких как Netflix, доля российской аудитории не превышает 5 процентов». По словам Бырдина, в изначальном виде законопроект действительно содержал существенные риски для рынка, но теперь «баланс интересов» достигнут: «Нам удалось убедить регуляторов и депутатов их (риски) устранить».
Как пояснила редакции директор по связям с общественностью «Медиа-Коммуникационного Союза» Анна Ландер, в ходе доработки законопроекта участникам отрасли все-таки удалось найти консенсус. Зарубежные инвесторы смогут продолжать работать на отечественном рынке, однако для этого им придется найти российского партнера или получить разрешение правительственной комиссии. По мнению Ландер, всё это положительно скажется на конкуренции: «Зарубежные компании в сфере онлайн-сервисов, выходя на российский рынок, не имея российской юрисдикции, нередко вольно относятся к требованиям российского законодательства, не обременены необходимостью делать отчисления в налоговые и социальные фонды, выполнять требования по сертификации (а это – расходы), хранению персональных данных и т.п. Тогда как российские компании все эти требования выполняют, что ставит их в неравные условия с зарубежными игроками, зарабатывающими на российской аудитории».
Внезапная защита
Тем не менее, как считает Бырдин, до принятия закона отечественный OTT-рынок не особенно нуждался в защите: «Экспансия зарубежных сервисов в Россию не настолько сильна, как это представляли себе представители МКС. По большому счету, можно было бы найти другие механизмы: сделать какие-то протекционистские меры для российских сервисов, а не просто ограничить иностранное владение». Netflix и так было сложно конкурировать с местными онлайн-кинотеатрами: во-первых, цена за подписку там в 1,5–2 раза выше, чем самая дорогая подписка на российские сервисы. Во-вторых, на Netflix есть сериалы, но нет кинопремьер, а этот сегмент пользуется интересом у россиян.
По мнению Бырдина, угроза видеопиратства для российских кинотеатров гораздо актуальнее, чем иностранная интервенция. И вышло так, что здесь представителям отрасли удалось адаптировать принятый закон под актуальные для себя нужды. «По нашей оценке, пираты не смогут исполнить требования [нового] закона, например, в части ведения деятельности через российское юрлицо, т.к. исполнение этого пункта лишит их анонимности, – отметил директор ассоциации. – И они станут уязвимы для судебных исков правообладателей, чьи фильмы и сериалы они бессовестно воровали. А за несоблюдение закона пиратам грозят штрафы и блокировки». Закон может позитивно отразиться на отрасли в том случае, если Роскомнадзор станет применять его положения к пиратским онлайн-кинотеатрам, считает эксперт.
Статья опубликована в «Газете недели в Саратове» № 17 (431) от 16.05.2017.