Опять будем должны. И много

Оценить
Лифты в Саратовской области предлагается менять за счет дополнительных сборов с населения

Около 2400 лифтов в Саратовской области требуют скорейшей замены. Срок их использования уже превысил 25 лет, положенных по нормам эксплуатации лифтового оборудования. Теоретически лифты должны ремонтироваться и заменяться в рамках программы капитального ремонта, введенной в 2014 году по всей России. Денег капремонта на лифты не хватает. Слишком дорогой процесс. По подсчетам специалистов, в Саратовской области стоимость замены лифта составляет от 1,7 млн рублей до 2 миллионов. Проблема дороговизны обновления лифтового оборудования в жилых домах характерна для всей России. Поэтому в прошлом году Минстрой РФ и Фонд содействия реформированию ЖКХ решили помочь регионам и ускорить замену лифтов. Конкретно – выделили деньги на софинансирование этого процесса. Презентуя программу, федеральное ведомство особо подчеркивало, что никаких дополнительных вложений в замену лифтов гражданам делать не придется. Хватит и тех денег, которые собираются на капремонт. Власти Саратовской области решили вести людей другим путем. Грабительским.

Без дополнительных сборов с граждан заменить лифты в Саратовской области невозможно – убежден депутат Саратовской областной думы Леонид Писной. Об этом он заявил в ходе заседания рабочей группы по вопросу «О проведении мероприятий по контролю за техническим состоянием и замене лифтового оборудования», которое проходило в областной думе в прошлый вторник.

Сюда пришли эксперты разных мастей – чиновники из администрации Саратова и областного министерства строительства и ЖКХ, депутаты, представители управляющих организаций, общественники из общественной палаты области. Были даже бизнес-омбудсмен и директор местного лифтового завода. Целый час эти товарищи описывали приближающуюся катастрофу в лифтовом хозяйстве региона. Усердно делали вид, что ищут решение. И к концу мероприятия представили удовлетворяющий их вариант: собирать деньги с населения. Всего по 800 рублей с квадратного метра.

 

Взносов мало и на всё их не хватает

Большинство многоэтажек, в которых имеются лифты, у нас построены в 70–80-х годах. То есть сейчас им всем уже под сорок лет или сильно за сорок. При этом средний срок эксплуатации среднестатистического лифта ограничивается 25 годами. Потом его надо капитально ремонтировать или менять. Возраст большинства саратовских лифтов равен возрасту домов, в которых они установлены, то есть все их сроки «жизнеспособности» давно вышли.

Конкретней, в Саратове сейчас 5720 лифтов, и 2315 из них нуждаются в срочной замене. При этом в 11 домах 18 лифтов уже остановлены. Об этом рассказала заместитель председателя комитета ЖКХ администрации муниципального образования «Город Саратов» Наталия Даниленко.

В рамках программы капитального ремонта лифты, конечно, меняются. Но очень медленно. Например, на 2016 год было запланировано заменить 21 лифт, что само по себе очень мало при имеющейся потребности, но заменить смогли только 10 – меньше половины от планируемого. На текущий год есть план замены 18 лифтов, но и их, скорее всего, заменить не успеют.

Почему так? Специалисты на совещании объясняли, что не хватает денег. У Фонда капитального ремонта Саратовской области (ФКР) много задач помимо лифтов – крыши, системы водоснабжения, отопления и прочие. На них тоже нужны деньги, поэтому собранное с населения приходится распределять. В этом году на лифты предполагается 30 миллионов рублей. Мизер. Евгений Лузановский, член областной ОП, едко заметил, что при такой скорости замена лифтов в регионе займет 250 лет. И это заявление довольно справедливо. Вопрос – что делать?


[кстати сказать]

Нехитрый расчет, или по 800 рублей с метра

Если взять за основу «простую арифметику» Леонида Писного, где при замене лифта финансовая нагрузка на один жилой квадратный метр составляет 800 рублей, то в случае принятия отдельной региональной программы по замене лифтового оборудования в МКД с квартиры площадью 55 квадратных метров собственникам придется отдать 44 тысячи рублей. Сверх ежемесячных взносов на капремонт. Собирать эту сумму предлагается постепенно. О сроках, как говорит Писной, с жильцами должны договариваться управляющие организации. Если за два года, то дополнительный сбор составит 1800 рублей с 55-метровой квартиры в месяц. Если за 5 лет, то 800 рублей. Проблема в том, что 5 лет у саратовских лифтов нет. По словам представителей Ростехнадзора, тоже участвовавших в рабочем совещании, большинство из них уже к 2020 году остановятся от старости.

 

Нам нужна своя программа

Вариант решения на самом деле уже придумали в федеральном правительстве. В прошлом году Минстроем РФ был запущен проект ускоренной замены лифтов. Как писала «Российская газета», он позволяет увеличить объем закупки и установки новых лифтов за счет заемных средств. В 2017 году принять участие в нем должны 23 субъекта РФ. На замену лифтов планируется направить 30 миллиардов рублей внебюджетного финансирования.

При этом, как подчеркивает ведомство, самим собственникам за замену лифтов платить не придется. Проект исключает дополнительную финансовую нагрузку на владельцев квартир. Замена будет произведена в рамках региональных программ капремонта домов.

Областной минстрой очень даже за то, чтобы Саратовская область включилась в акцию федерального ведомства. Как пояснила на совещании представитель министерства Марина Цыганова, на этот счет уже «ведутся переговоры». Однако, по ее же словам, эта «акция» не самая удобная. В ней много трудновыполнимых условий и ограничений. «Нас не устраивает, что предельная стоимость замены лифта по данной программе 1,5 миллиона (в Саратовской области якобы замена выливается в 2 миллиона рублей. – Прим. авт.). Нас не устраивает, что там только определенный идет производитель лифтов, потому что у нас есть свой местный производитель», – пояснила Цыганова.

Представители областного минстроя напомнили, что есть еще программа Фонда содействия реформированию ЖКХ, который готов софинансировать замену лифтов в регионах. Здесь лимит затрат на один лифт уже не ограничен (но не более 5 миллионов рублей на дом), но условий, которым нужно соответствовать, еще больше. Дом должен быть не моложе 5 и не старше 60 лет, в нем должны быть установлены приборы учета по теплу и электроэнергии, а снятие их показаний должно проводиться не менее года. В доме должны быть накоплены средства не менее 50 процентов от суммы капремонта.

«То есть если речь идет о лифте, замена которого стоит 1,5 млн рублей, то у дома должны быть накопления не менее 750 тысяч рублей. Если их нет, а дом хочет в эту программу, то жители собирают недостающую сумму. Мы сейчас эту работу ведем, работаем с муниципалитетами, привлекаем такие дома», – сообщила Цыганова.

Управляющие организации Саратовской области подпели песне недовольства условиями федеральных программ. Михаил Жуковский, который возглавляет ассоциацию УК, говорит, что выполнить требования к домам по энергоэффективности, например, вообще нереально.

Пошумев немного на эту тему, саратовские эксперты решили, что нашему региону нужна своя собственная программа замены лифтов на условиях софинансирования. Соотношение предложили списать с Воронежа, где, по словам Леонида Писного, 30 процентов от стоимости замены лифта вносят граждане, а 70 процентов – другие источники, в том числе бюджетные.

«В идеале 50/50, но люди не потянут 50 процентов. Поэтому хотя бы 70/30, где 30 процентов – взнос населения и 70 процентов – бюджета. Тогда мы сможем заменить больше лифтов, – поддержала идею зампредседателя комитета ЖКХ администрации Саратова Наталия Даниленко. – Потому что взносов на капремонт действительно недостаточно. Мы делали анализ – девятиэтажному одноподъездному дому придется 7 лет копить на один только лифт. При этом выполняя другие работы по капремонту. Соответственно, самым действенным механизмом замены видится софинансирование».


[кстати сказать]

Всё вы врете, или в Воронеже лишнего не берут

В Воронеже, чью программу замены лифтов так рекламировал депутат Леонид Писной и где планируют менять по 200 лифтов в год, реализуется не собственная региональная программа. Воронежская область использует механизм, разработанный и реализуемый Фондом содействия реформированию ЖКХ. И ни о каких дополнительных сборах с населения речи там нет.

Как рассказали нам коллеги из издания «Время Воронежа», на работы по замене и ремонту лифтового оборудования в целом по области на 2017 год предусмотрено почти 217 миллионов рублей. Сумма сформирована за счет нескольких источников:

– 23,7 млн рублей выделены госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ»;

– 27,3 млн рублей – вклад бюджета Воронежской области;

– 27,3 млн рублей направили три муниципальных образования: 18,9 млн рублей – г. Воронеж, 7,5 млн рублей – г. Нововоронеж и 0,892 млн рублей –  г. Россошь;

– 138,4 млн рублей выделил Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области.

Важно отметить, что средства, выделенные региональным ФКР, – это не дополнительные сборы с граждан, как предлагается у нас, и даже не текущие взносы на капремонт (6,6 рубля с квадратного метра). Это проценты, начисленные банками на временно свободные остатки денежных средств на счете регионального оператора.

В Саратовской области использование дивидендов от хранения денег Фонда кап­ремонта как источник допфинансирования даже не рассматривается.

 

«Плюсом, ребята! Только плюсом!»

Эксперты на прошедшем совещании настаивали на том, что деньги на замену лифтов граждане должны собирать дополнительно к взносам на капремонт.

«Фонд фондом, спецсчет спецсчетом, а лифты – плюсом. Нагрузка – 800 рублей на квадратный метр жилого помещения
(2 миллиона на 5 тысяч квадратных метров). В целом. И это управляющая компания должна договариваться с собственниками по срокам – за год они соберут или за два. Решение должно идти пропорционально количеству лифтов, – объяснял смысл идеи Леонид Писной. – Можно сколько угодно требовать программу от Минстроя. Но во всех положительных практиках других регионов, того же Воронежа, Екатеринбурга, присутствуют деньги собственников. Именно плюсом к капремонту».

У некоторых участников совещания возникли сомнения в справедливости такого подхода. Мол, люди могут не заметить благого намерения в дополнительных тратах на лифты. Но тут же нашлись те, кто привел контраргументы.

Общественник Валентин Паркин дал понять, что на поводу у населения идти совсем не обязательно. «Люди у нас, когда ремонт делать, хотят жить в социализме, а как продать квартиру – так в капитализме. Они должны жить в капитализме. А если их по головке только гладить, ах вы мои хорошие, ах вы нищие – не соберем никогда в жизни», – заявил он.

Еще один сомневающийся представитель управляющей организации одного из многоквартирных домов поинтересовался, почему нельзя использовать в программе софинансирования средства капремонта, уже накопленные на спецсчете.

«Вот есть у нас 1,5 миллиона рублей. На один лифт получается, но у нас их три. И у нас уже все работы сделаны. Кроме лифтов. Накопленных денег хватит как раз на программу 70 на 30 – по 500 тысяч на каждый лифт», – объяснял он свой вопрос.

«Плюсом, ребята! Только плюсом! У нас должен быть единый подход ко всем, – объяснил ему в ответ депутат Писной. – Такие ситуации, как у вас, единичные. В основной массе в домах дела обстоят по-другому. И там проблема не только в лифтах. Через месяц они придут и скажут, что им нужно ремонтировать отопление».


[кстати сказать]

И лифтовому заводу опять же помощь

На рабочем совещании, инициированном Леонидом Писным, был представлен и местный Саратовский лифтостроительный завод. По словам Писного, «расчеты показывают», что лифтовой завод может производить по 300–400 лифтов разной степени готовности. И что нужно предприятие загружать. Предложение возродить производство лифтов в регионе поддержал оказавшийся на совещании бизнес-омбудсмен Михаил Петриченко. «Есть положительные практики в других регионах. Например, на территории Кемеровской области три завода работают на масштабную программу по замене лифтов. Они фактически накрыли весь Урал. Мы тоже можем развить серьезное производство», – сообщил Петриченко. Гендиректор Саратовского лифтостроительного завода Владимир Голень подтвердил готовность производить сотни лифтов для нужд региона, если правительство области поможет.