Саратов смог и без Навального

Оценить
Саратов смог и без Навального
Матвей Фляжников
Саратовцы устроили антикоррупционную прогулку по улицам своего города

Уже после того, как все закончилось, полиция задержала организаторов акции – Сергея Окунева, Сергея Рыжова и Эльнура Байрамова, а также ведущего «Открытого канала» Александра Никишина. После жесткого задержания и нескольких часов, проведенных в отделе полиции, Никишин на «скорой» доставлен в больницу.

26 марта в ста городах России прошли митинги против коррупции под кодовым названием «Димон ответит» – как реакция на расследование ФБК Алексея Навального коррупционных схем, в которых замешан премьер-министр страны Дмитрий Медведев. (Фильм-расследование «Он вам не Димон» набрал больше 13 млн просмотров.) Почти нигде митинги не были согласованы властями, что не остановило участников.

Антикоррупционная акция

Саратов не стал исключением: администрация отказала организаторам в проведении митинга. Так что участники решили ограничиться прогулкой. На акцию собралось, по разным подсчетам, от полутора до трех тысяч человек. Такой крупной протестной акции Саратов не помнит с декабря 2011 года. Прогулка началась в залитом водой сквере Борцов революции, продолжилась по улице Рахова, аллее Роз, проспекту Кирова и завершилась на Театральной площади. Часть самой длинной пешеходной зоны в Европе саратовцы впервые использовали по назначению – они по ней прогулялись.

 Антикоррупционная акция

Путают следы

Понять, где именно начнется протестная акция, было сложно даже за полчаса до ее начала. Одни говорили, будет митинг в сквере Борцов революции 1905 года, вторые – собираемся у памятника Чернышевскому, устроим обычную прогулку свободных людей. В итоге мы с фотографом разделились: он отправился к Борцам, а я – к Николаю Гавриловичу.

Антикоррупционная акцияУ подножия памятника Чернышевскому собралось десятка три человек, в том числе и один из организаторов прогулок – Сергей Окунев. Главы штаба Навального в Саратове Эльнура Байрамова на месте не было. Тут Окуневу кто-то позвонил.

– В сквере Борцов революции собралось больше тысячи человек! Кто согласен идти туда? – Окунев вынес вопрос на «открытое демократическое голосование».

– Все! – загудели все, вытянув руки.

– Сквер Борцов революции? Это где у нас такой? – спрашивает таксист. И приходится объяснять, что это место, которым улица Рахова упирается в Городской парк. По дороге обсуждаем, что митинг не согласовали потому, что в этом сквере Водоканал проводит ремонтные работы. Ну, вы, наверное, знаете эту историю – в день отказа по вышеназванной причине никаких ремонтных работ в сквере не было, а на следующий день внезапно прохудилась труба, которая течет и по сей день.

Количество людей ошеломило. В последние годы все эти митинги, прогулки, пикеты собирали пару десятков (в лучшем случае – полсотни) гражданских активистов. А в сквере, и правда, было не меньше тысячи человек. Вода, текущая по дорожкам, мало кого смущала. Привыкшие к весенней грязи саратовцы легко перемахивали через ручьи, а то и шлепали прямо по воде, чтобы занять место поближе к оратору.

Оратор – Эльнур Байрамов, координатор саратовского предвыборного штаба Навального, залез на ступени памятника Борцам революции и надсаживал голос в попытке докричаться до всех присутствующих. Ему это плохо удавалось. А усилительной аппаратуры не было – проведение митинга организаторам так никто и не согласовал. Но ее и не требовалось.

Все эти люди – и мужчина среднего возраста с резиновым утенком, насаженным на длинную рею, и дедушка со значком «Свободу узникам 6 мая» на лацкане клетчатого пальто, и совсем юный мальчишка, играющий на гитаре «Всё идет по плану» Егора Летова, и молодая мама с коляской – все они были на одной волне. Собравшиеся легко подхватывали: «Мы здесь власть!» и «Россия будет свободной».

Антикоррупционная акция

Поэтому когда Байрамов развернул поданный ему триколор и заорал: «Мы идем гулять по Рахова!» – все просто снялись с места и пошли за флагом.

Уже потом, ловя переговоры полицейских, я поняла, что и они, похоже, запутались, где именно будет акция. И основные силы стянули к Николаю Гавриловичу, поэтому в сквере на Рахова банально не хватало сотрудников полиции. Но, тем не менее, навстречу колонне выдвинулся отряд ОМОНа. Правда, останавливать гуляющих не стали.

 

Свободная прогулка свободных людей

Антикоррупционная акцияШествие началось. Основная колонна двигалась по бульвару. С обеих сторон ее сопровождали сотрудники полиции и ОМОНа. Мимо проехал полицейский ПАЗик, оттуда выгрузились еще люди в форме и в касках. Выстроились в ряд, пропуская мимо себя машины. Один, глядя на проходящую мимо колонну, натянул перчатки, продел руку в петлю резиновой дубинки, отработанным жестом зажал дубинку в ладони. И двинулся на бульвар. Его сотоварищи уверенным шагом шли за ним.

Мне страшно и весело одновременно. Что будет – вот перед нами узкий коридор между двух ларьков. Голова колонны просачивается в этот проход, вдоль стен которого уже стоят ОМОНовцы. Часть народа «обтекает» ларьки с двух сторон, выходя на велодорожки, топая прямо по влажной земле, покрытой прелой коричневой листвой. Стражи порядка предельно корректны. Колонна легко минует узкое место. ОМОН с этого момента следует во главе колонны, но участников шествия не трогают.

Страх отступает. Остается бесшабашная радость. Солнце бьет в глаза, стая голубей вспархивает и летит прямо над нами.

Все кричат: «Мо-лод-цы! Мо-лод-цы!»

А чуть позже скандируют: «Са-ра-тов! Са-ра-тов!»

Над нами реет триколор. С балконов новостройки на шествие глядят строители – видно только оранжевые рукава их форменных курток. Проезжающие мимо автомобили сигналят, водители жестами выказывают одобрение. И от этого становится совсем радостно.

Плакатов никто не разворачивает.

Мужчина с резиновым утенком объясняет мне:

– Уточка – это потому, что я хочу жить как уточка. В отдельном домике. А лишних кроссовок, чтобы их перекинуть через плечо, у меня нет.

В большинстве городов, принявших участие в акции #димонответит, власти не согласовали проведение митингов. То есть за любой развернутый плакат на несанкционированной массовой акции полицейские могли провести задержание. Поэтому Навальный предложил вместо плакатов приносить с собой символы коррупции, в том числе кроссовки, которые так любит заказывать Дмитрий Медведев (об этом рассказывает фильм Фонда борьбы с коррупцией «Он вам не Димон»), или уточки, поскольку в одном из поместий премьер-министра для утки есть отдельный дом.

На перекрестке улиц Рахова и Вавилова колонна замедляет шаг. На гуляющую молодежь с ухмылкой смотрит дедуля в серой куртке и кепке:

– Молодцы, мать вашу так! – с гордостью выдыхает он.

– Эй, скажите тем, кто сзади, что мы поворачиваем к Крытому рынку! – кричит Байрамов.

Антикоррупционная акция

Первую серьезную остановку шествие делает в скверике рядом со знаменитым памятником Жертвам насилия, который в народе называется «картошка фри». Место не самое удачное – скверик огорожен по периметру, внутри все клумбы тоже в заборчиках. Начнись паника, давка, это место покинуть будет трудно. Байрамов взбирается на какое-то возвышение и начинает толкать очередную пламенную речь, оглядывая нехилую толпу вышедших на прогулку и приветствуя вновь примкнувших. А у меня появляется возможность рассмотреть участников поближе.

Вокруг какое-то невероятное количество совсем молодых парней и девчонок. Вчерашние выпускники – сегодняшние первокурсники. Даже школьники старших классов. Большинство с фотоаппаратами, с телефонами на моноподах. Все фотографируют шествие, делают видеотрансляции прямо в Сеть. Вот молодой мужчина – синеглазый, с усами и бородкой – повесил на себя самодельный плакатик с цитатой из Дмитрия Медведева: «Мы объявили войну коррупции, мы нашего врага знаем и здесь мы не отступим!». Вот девушка – легкая, изящная, темные волосы струятся по плечам. В руках у нее здоровенный фотоаппарат, а на щеках – триколоры. Она залезла на детский аттракцион, чтобы быть повыше, снимает происходящее и улыбается.

Много искренних, открытых, счастливых лиц.

 

Мы есть. Нас много. Мы пришли. Мы здесь власть.

Байрамов слезает с возвышения и призывает идти дальше. Следующая остановка – музыкальный фонтан у консерватории. Шествие входит на проспект и начинает аплодировать – из начала колонны не видно ее хвоста. Под эти бурные овации самим себе, под сигналы автомобилей, гудящих в ритм с аплодисментами, под удивленные взгляды прохожих шествие доходит до фонтана. По дороге кто-нибудь непременно вливается в ряды с вопросом:

– Что здесь происходит? Что это за шествие?

– Это шествие против коррупции!

Забираюсь на чашу фонтана и оглядываюсь: вся площадь перед консерваторией забита людьми. У организаторов очередной сеанс общения с народом.

Антикоррупционная акция

– Россия будет свободной! Россия будет свободной! Россия будет свободной!

И как будто не было этих пяти с небольшим лет. И разговоров про слитый протест не было тоже. И воздух звенит от разлитого в нем чувства собственного достоинства.

Организаторы снова снимаются с места и двигаются на Театральную площадь.

– У тебя получается работать? – спрашивает меня мой коллега с «Эха Москвы» Никита Колпаков.

– Не очень, – признаюсь я. – Такая атмосфера, что не включиться невозможно.

– Обалдеть! – говорит ведущий «Открытого канала» Александр Никишин. – Это же власть сама сделала всё для того, чтобы на улицу вышло столько народу! Ну разреши они митинг, разве пришло бы столько? Разве пошли бы мы вообще прогулкой на Театральную площадь?

И ведь правда, ни разу несистемная оппозиция не добилась этого официально.

 

Театр на площади

На Театральной площади уже припаркованы несколько полицейских автомобилей и даже один автозак. Количество полиции увеличивается в геометрической прогрессии. Те, кто дошли с шествием до площади, заняли места у лестниц на сцену. Правда, к этому времени на сцене оказались все фотокорреспонденты и организаторы шествия.

Антикоррупционная акцияСнова лозунги. Крики в сторону здания областного правительства.

– Чем нас больше, тем больше они воруют! – кричит Байрамов, очевидно, имея в виду противоположное.

– Нас будет больше! Нас будет больше! – скандирует толпа.

– А Павлу Грищенко (начальник отдела взаимодействия с общественными объединениями саратовской мэрии. – А.М.) – позор! – кричит с трибуны Окунев. – Это он не разрешил нам митинг против коррупции. Позор!

– По-зор! По-зор! – подхватывает толпа – и сотни людей орут это чиновнику прямо в лицо.

– Я точно знаю, что до конца следующего года его уволят! – кричит Байрамов.

– Урааа! – отвечает толпа.

Грищенко потом тихо-тихо делится с кем-то из журналистов:

– Вот уйду я на пенсию, буду сам всякие акции организовывать. Я ж знаю, как это правильно делается.

Полицейский кордон выстраивается за памятником Ленину, лицом к правительству.

– Нас за спинами прячут, – шутит кто-то.

Над площадью жужжит квадрокоптер.

Байрамов объявляет прогулку законченной, предлагает всем мирно разойтись и собраться еще раз в следующее воскресенье. Просто без повода, чтобы погулять и перезнакомиться. Площадь потихоньку пустеет. Полиция покидает место стихийного митинга вместе с его участниками.

Антикоррупционная акция

А дальше начинается ловля организаторов и «винтилово», которого каким-то чудом, видимо, удалось избежать во время акции.

Подробности – в новостях.