Раскол в клане Володина

Оценить
Конфликт в Марксовском отделении «ЕР» может стать началом войны областных элит

В пятницу, 23 декабря, стало известно о политическом скандале в Марксовском районе: актив местного отделения «Единой России» выразил недоверие депутату Саратовской областной думы Александру Гайдуку. Партийцы обвинили его в некорректном поведении и угрозах в адрес муниципальных народных избранников, его считают причастным к противостоянию с действующим главой Олегом Тополем. Корреспондент ИА «Свободные новости» отправился в Маркс, чтобы на месте поговорить с участниками конфликта.

Гайдук и Моисеев

На центральной площади Маркса вокруг елки торгуют замороженным мясом и рыбой. С горки на ледянках съезжают дети, и несколько пап контролируют процесс, чтобы не пострадали прохожие. Церковь обнесена лесами, вдалеке маячит Ленин.

На площади у меня назначена встреча с редактором информационного отдела МУК «Центральный дом культуры» Василием Кулькиным. Он много лет освещал деятельность администрации в качестве журналиста и, по собственному признанию, каждому честно пел дифирамбы. Сейчас он отстаивает позиции Олега Тополя и делает это так же добросовестно: во всяком случае, самую подробную хронологию противостояния облдепа муниципальной власти предоставил именно он.

Василий Кулькин«Гайдук в наших краях появился в 2009 году. У нас на тот период прекратилась деятельность местного телевидения. Александр Александрович с подачи бывшего главы района Юрия Моисеева предложил услуги бывшего «ТВ-центр Саратов». С 2009-го по 2012-й ТВЦ периодически у нас снимал, и район оплачивал эту съемку, а часть материалов предоставляли им мы. Весной 2012 года ушел в правительство области Моисеев, он и поддержал кандидатуру Александра Гайдука в депутаты Саратовской областной думы. 4 июля 2012 года прошел праймериз «ЕР». Гайдук получил третий результат. Первый был у Николая Музыченко, второй – у Игоря Деревянко. Я видел протокол, в котором были одни цифры, но на следующий день каким-то чудодейственным образом все изменилось. Вышел пресс-релиз по праймериз, в котором Музыченко – первый, а у Гайдука уже второй результат. Потом Музыченко снимает свою кандидатуру, и Александр Александрович остается единственным представителем, который идет на выборы. Победив на выборах, из поля зрения Марксовского района он пропадает», – рассказывает Кулькин.

По его словам, Гайдук сохранил тесную связь с Моисеевым и появлялся в районе с целями, более отвечающими интересам бывшего главы, в основном – имущественными.

«При Юрии Михайловиче была такая методика: муниципальное предприятие банкротится и переходит в частные руки. В 2009 году нам передали 30 единиц техники на 10 миллионов рублей, и после банкротства техника разошлась в «хорошие» руки. Было обанкрочено МУП «Марксовские тепловые сети». Чудом не ушли в частные руки многочисленные котельные, которые оставались в приличном состоянии. Только нынешней администрации под руководством Олега Тополя, ведя многочисленные судебные процессы, удалось отстоять эти котельные в муниципальной собственности. Само собой, это не нравится тем, от кого начинают уходить денежные потоки. Была учинена конкретная травля, которую возглавлял в 2013 году Александр Гайдук», – заявил редактор.

Александр Гайдук стал фактическим лидером районного политсовета, где произвел ротацию более половины членов и добился лояльности этого органа. При этом мест в политсовете не получили единороссы – руководители крупнейших предприятий, поддерживающие Тополя. Они остались в составе районного собрания и жалуются на препятствия, которые политсовет чинит работе представительного органа. Депутаты-топольцы жаловались, что не могли попасть на последнее заседание политсовета, которое проходило под охраной двадцати вооруженных ЧОПовцев, а Гайдук заявлял, что его не пускали на заседание актива «Единой России».

Однако больше всего претензий к Гайдуку вызвано тем, что он регулярно выступает с заявлениями о коммунальных катастрофах в районе, что членам администрации больше напоминает пиар-демарши. В декабре этого года в городе прошел митинг под флагами «ЕР», организацию которого приписывают Гайдуку. На митинге звучали требования исполнить уже работающую программу сферы ЖКХ. «С таким же успехом можно требовать снега зимой», – прокомментировала акцию общественница Ксения Чернова.

Юрий Моисеев возглавлял Марксовский район с 2006 года. В 2012 году перешел с поста главы администрации района на должность зампреда правительства области, и вскоре после этого на него всплыл компромат. На аудиозаписи, представленной членом КПРФ Курмангали Мухамбетовым, работавшим наблюдателем на выборах, человек с голосом, похожим на голос Моисеева, рассказывал, что сам ненавидит правящий режим, резко отзывался о Путине, выражал готовность поддержать революцию, а также признавал факт, что выборы в районе прошли с нарушениями. На посту зампреда Моисеев пробыл недолго, уволился из правительства, перешел на работу на федеральный уровень и в настоящее время работает в «Аэропортах регионов».

Разругались с Панковым

Сторонники Олега Тополя говорят о поддержке, которой Моисеев и Гайдук пользуются в Москве. На это намекал Сырем Байзульдинов, член местного актива «Единой России», глава племзавода «Трудовой» в Павловке Марксовского района. По его словам, его хозяйство входит в число лучших хозяйств России и производит 33% молока в Саратовской области.

Павловка действительно производит впечатление сытого и прекрасно обустроенного села. В центре, между домом культуры и школой, разбит луна-парк с каруселями. Человека, привыкшего к картинам разрухи, это приводит в тяжелое замешательство.

Сырем Байзульдинов«Карьерист он (Александр Гайдук. – Ред.). Мы с областью договорились. Пусть избирают политсовет, пусть в нем будет молодежь – как решат. Но чтобы в политсовете не было его и бывшего главы района Юрия Моисеева. Они баламутят», – рассказывает Байзульдинов.

Как руководитель крупного хозяйства и видный партиец, он часто ездит в Москву, о чем постоянно упоминает. Он рассказал, как встречался с депутатами Госдумы Николаем Панковым и Василием Максимовым и сообщал им, что обстановка в районе стала очень сложной:

«Мы там разругались с Панковым. Я говорю: я что, себе что-то хочу? Я хочу власти? Не надо мне... Я проработал здесь, я знаю хозяйство. Еще на две тысячи дойных [коров] хочу его увеличить. А этот человек (Александр Гайдук. – Ред.) взлетел, как та птичка... Он упадет. Но я не хочу, чтобы он падал, я хочу, чтобы он понял. Направить человека, чтобы он понял, – это большое счастье. А он не понимает: глаза вытаращит...»

Из слов Байзульдинова можно понять, что Гайдук собрал единомышленников в районном политсовете «Единой России», завершив фактический раскол с единороссами, поддерживающими главу района.

«Политсовет – как будто отдельное государство, а депутаты районного собрания – отдельно. Политсовет вызывает, как будто советские времена! Как будто вызывают на бюро!» – возмущается глава хозяйства.

Разговор о расколе в местном отделении «Единой России» продолжается в администрации сразу после заседания районного собрания, на котором было принято решение о бюджете на 2017 год. Спикер Николай Косарев угощает журналистов из Саратова вареньем из вишни, которую вырастил сам. Он выглядит печальным и обеспокоенным и старается подбирать слова так аккуратно, чтобы ничего не усугубить и никого не обидеть:

Николай Косарев«Нас и губернатор, и президент призывают к консолидации, а мы разобщаемся. Нас намеренно пытаются раздробить. Каждый день газеты выходят, крутят ролики по телевидению: все плохо, все плохо. Да, проблем хватает, но мы стараемся, изыскиваем возможности. Город чистенький, в селах стараемся спортивные детские и игровые площадки устанавливать...»

Зато депутат местного собрания и генеральный директор ОАО «Волгодизельаппарат» Вячеслав Покровский не боится резкостей. Он сразу заявил, что в обновленный «гайдуковский» политсовет вошли три человека с уголовным прошлым, в том числе – бывший секретарь Ключников. На вопрос, считает ли он, что Гайдук действует в интересах Моисеева, Покровский ответил: «Не разлей вода. Пусть судится со мной». Депутат согласился и с тем, что Гайдук провоцирует раскол в «ЕР».

«Главу депутатской группы выдвинул Пивоваров (вице-губернатор Саратовской области Игорь Пивоваров. – Прим. ред.). Поддержал его региональный политсовет. То же самое по Тополю. И на другой же день кто-то начинает этого Тополя мочить, как сейчас говорят. Дело в чем? В судьбе одного негодяя, я ему это в лицо сказал. Здесь все граничит с экстремизмом. У них ведь авторитета нет, их слушать никто не будет, они связать-то двух слов не могут, уголовники. Поэтому они действуют экстремистскими методами, они агитируют людей против власти. Это же часть власти Путина! Губернатор – это государственная власть. Кто имеет право чернить конкретных людей?! Как это – Тополя в отставку? Подрыв и раскол! Может быть, он агент ЦРУ? Мы же не знаем. Фамилия – Гайдук, его однофамилец националист в Украине, известный человек! Может, они родственники?»

«Не забывай, твоя дочь ходит по этому городу»

Депутаты и другие сторонники главы района сообщают о поступавших им угрозах, которые связывают с расколом в «ЕР». К угрозам здесь относятся философски. Например, депутат Айдар Байзульдинов, сын главы племзавода, видит в них в первую очередь оскорбление:

Айдар Байзульдинов«Гайдук обращался к нам, чтобы люди его поддержали, хотя его помощи в нашем селе я не видел. Но после его высказываний: «Мы вас, колхозников, раздавим. Кто такие Байзульдиновы, мы вас в порошок сотрем и в Сибирь отправим...» – услышать это людям, которые за ними пошли, было оскорбительно. Он это сказал на избирательном штабе. Сейчас «Единая Россия» набрала маленький процент по Марксовскому району. Я считаю, у Гайдука был сговор со «Справедливой Россией». Он не выставил на один участок депутата от «ЕР», и там прошел человек из «СР». Марксовский район превратили в район-изгой. Мы просим одного: уберите Гайдука отсюда, и вы увидите, что здесь тишина и покой. Люди уже говорят, что уйдут из партии. Уже приплюсовывают всякие болячки из-за Гайдука. Они видят, что авторитетных людей давят, и говорят: зачем нам эта партия?»

«Он просто нахал. Ну, угрожает. Но мы же тоже не дадимся. Мы же тоже не глупые, мы можем быстро успокоить», – говорит об этом же его отец Сырем.

Евгений Ляпкин, директор информагентства «Наш Маркс», тоже получал угрозы и отнесся к ним скептически: «Мне был один звонок, но не от него. Позвонили и сказали: «Будет хуже». Ну, я говорю: куда хуже? Дом спалите или убьете?»

Муниципальный депутат Владимир Есин рассказал, что ему поступали более конкретные угрозы: неизвестные по телефону обещали «перегрызть горло» и советовали «не забывать, что по этому городу ходит твоя дочь». В полицию он не обращался, полагая, что доказать факт анонимного звонка и найти причастных к нему лиц невозможно.

Над обвалившимся карьером

В ноябре Александр Гайдук выступил на первом (и, возможно, последнем) открытом заседании фракции «Единой России» Саратовской областной думы с сообщением, что Маркс постигла коммунальная катастрофа: город заливают нечистоты. Кроме того, село Подлесное две недели остается без питьевой воды. Заявления депутата о коммунальных бедах регулярно транслируются его телеканалом «Саратов 24» и вызывают у сторонников Олега Тополя раздражение. СМИ Гайдука обвиняют в том, что оно искажает факты.

Евгений ЛяпкинДиректор информагентства «Наш Маркс» Евгений Ляпкин рассказал о драме с прорвавшимся коллектором на улице Советской. Местные жители жалуются на огромный разлив, который наполняет всю улицу.

«Я был там муниципальным депутатом и знаю эту проблему хорошо. Когда идет сильный дождь, коллектор переполняется. Экологической катастрофы там нет. Но несколько машин нужно добавить, чтобы откачивать воду во время ливня. Сейчас там депутат Игорь Деревянко, он постоянно эту проблему решает: подгоняет помпу, да и все», – говорит он.

Мы с фотографом побывали на месте аварии. Сейчас Советская выглядит не лучше и не хуже любой другой улицы в Марксе. Расположенная ближе к окраине, она застроена частными домами с уютными деревянными наличниками. Проезжая часть поднята над тротуарами примерно на четверть метра. Проблемный коллектор стоит прямо посередине проезжей части, накрытый бетонной плитой с люками. Если присмотреться, можно увидеть, что снег вокруг плиты подтаивает, как будто коллектор все еще не герметичен, но ни луж, ни замерзшего озера вокруг нет. Улица покрыта толстым слоем снега, под которым может оказаться все что угодно, но сейчас ходить и ездить по ней ничто не мешает.

Коллектор

О Подлесном рассказывает Ксения Чернова, председатель общественного движения «Любимый город»:

Ксения Чернова«В Подлесном была авария, и людям давали воду по графику: на несколько часов в сутки ее отключают, потом дают. А он (Гайдук. – Ред.) в областной думе сидит и рассказывает, что у нас две недели люди сидят без воды. Такой ужас, если бы такое было, у нас бы люди уже с транспарантами стояли!»

Местный журналист Владимир Гуреев показал нам с фотографом еще несколько мест, о которых Гайдук не упоминал, но которые, однако же, куда больше походят на «болезненные точки». Сразу за последними домами в Марксе находится песчаный карьер. Его территория не огорожена, никаких признаков деятельности предприятия по добыче песка там нет, только кое-где чувствуется неприятный запах и растет бурьян выше человеческого роста. Если пройти к стене карьера, можно увидеть обломки крупной трубы. Она торчит из отвала, ее фрагменты висят на остатках опор над дном карьера. Как говорит Гуреев, здесь проходил городской канализационный сток, и здесь же неизвестные предприниматели незаконно добывали песок. В один прекрасный день песчаная стена вокруг коллектора обвалилась, труба сломалась, и много дней нечистоты вытекали на дно карьера. Перепрокладка коллектора «съела» годовой бюджет местного водоканала на ремонтные работы. Авария не привела к тяжелым последствиям, но весьма показательна: в двух шагах от черты города, прямо из-под объездной дороги неизвестные могли беспрепятственно и, по всей видимости, бесплатно вытаскивать песок, и за обвал никто не понес ответственности.

Песчаный карьер

Еще одна болевая точка – недоделанное и заброшенное берегоукрепление в районе Шестой речки – так называют в Марксе приток Волги. На него выходит главная достопримечательность города, парк Екатерины. Маленький уютный променад тянется от изящной ротонды на берегу поросшей деревьями старицы по главной улице до симпатичного памятника Екатерине Великой, в честь которой во времена существования здесь немецкой колонии городок был назван Катариненштадтом. Променад окружают старинные двухэтажные кирпичные дома и расписанные граффити гаражи. От ротонды планировалось сделать монументальный спуск к воде, но он пока не готов.

Владимир Гуреев рассказывает, что во времена, когда администрацией района управлял Юрий Моисеев, в городе каждый год появлялся новый памятник и новая зона отдыха, теперь же в районе «царит дух временщичества»: Олег Тополь проживает каждый день как последний и не стремится сделать что-то на долговременную перспективу. Противоположный взгляд на вещи высказывал Василий Кулькин:

«При Моисееве появились внешние косметические признаки улучшения в городе: парк Екатерины, Аллея героев, Аллея молодежи. Но наш город – это 250-летняя старушка, которая пытается накладывать косметику. А у нас весь организм дохлый. Наша кровеносная система – водопровод и канализация – на ладан дышит, провалы начались один за другим!»

Маркс

Ничего личного. Просто конфликт элит

Александр ГайдукДепутат облдумы Александр Гайдук называет бредом предположения о том, что он действует в интересах бывшего главы района и зампреда области Юрия Моисеева.

«Это полный бред. Не знаю, кто вам это сказал, но человек, который дал вам такую информацию, клеветник. В интересах Моисеева не действую, ничего личного у меня в районе нет, кроме депутатской работы и защиты интересов жителей Марксовского района. За 4 года работы депутатом Саратовской областной думы не обзавелся бизнесом в районе, экономическими интересами. Все комментарии, о которых вы говорите, несостоятельны. Хочу вам сказать точно, что все то, что сегодня пытаются организовать на территории Марксовского района, – свидетельство того, что [я] просто вскрыл ряд серьезных проблемных вопросов. Это и беспредельная работа жилищно-коммунального комплекса, управляющих компаний, теплоснабжающих организаций, это покровительство и неравнодушное отношение ко всему этому коммунальному беспределу со стороны высокопоставленных чиновников Марксовского района. Сегодня у них два пути: либо ответить за весь тот коммунальный и другой произвол, который творится на территории района, или заткнуть рот пока единственному человеку на областном уровне, депутату областной думы Гайдуку, чтобы перестало это звучать на региональном уровне и привлекать внимание и общественности, и правоохранительных органов».

Маркс

Политтехнолог Игорь Семенов считает случившееся конфликтом среди представителей одного клана – клана Вячеслава Володина. И не исключает, что подобные конфликты в будущем могут участиться:

«Мы имеем дело с конфликтом элит. Он всегда существует, но в разных формах проявляется. Почему в Марксе? Потому что район ресурсный. Он не является центральным, где все уже решено, но и не является периферийным. Ресурсы есть, в первую очередь – земля. Она имеет большую ценность, до конца не переделена между элитами, там есть за что бороться. Почему сейчас? Во-первых, выборы в заксобрание, когда все обостряется. Во-вторых, ресурсная база сокращается, и происходит битва за остатки ресурсов.

В чем специфика конфликта? В том, что сталкиваются представители одного клана, что является совершенно непонятным. Если, грубо говоря, крыша одна, все конфликты решаются неформально, патроном. Почему в публичной форме? Это не понимают сами участники конфликта. Они в изумлении. Я слышу, как они раздражены и пребывают в растерянности: как так, мы находимся в одной лодке, а конфликт принял публичный характер. Они привыкли, что есть политическая борьба между партиями, где такая форма используется – публичная, апелляция к СМИ, населению, использование билбордов, листовок. Они не понимают – как так, вынесли сор из избы.

Объяснение такое, что объединение внутри «Единой России» стало слишком большим. Объединяет всех Володин, и Володин настолько высоко ушел, и настолько большой стала контролируемая им группа элит, что между ним и местным уровнем оказалось слишком большое расстояние. Нужен посредник, который бы решал эти конфликты, а его нет. Тот же Радаев должен был решить эти вопросы, но он не является решающей инстанцией. Поэтому все это поднялось на региональный этап, следующий этап – федеральный.

Появилась младомарксовская элита, которая старую элиту хочет поджарить. У старой элиты есть ресурсы, но поддержка у нее уже не очень сильная. Пользуясь этим и апеллируя к накопившимся проблемам, молодые пытаются перехватить власть в районе.

Что будет дальше? Правильная внутриклановая политика – убрать Гайдука и убрать главу администрации. Администрация говорит: уберите это бельмо с глаза, и все будет хорошо! – но они не понимают, что есть федеральные тренды и нельзя просто взять часть элиты, которая получила поддержку, села на протестные настроения, и убрать. Иначе протест окажется обращен против того, против кого он не должен быть обращен, – против власти.

Этот конфликт – первая ласточка следующего этапа конфликтов, которые будут проходить целиком внутри володинского клана. Потребуется смена губернатора: вместо Радаева, который не любит конфликты, все сглаживает, должен прийти кто-то более жесткий, например – Панков, который будет, где-то путем силового давления, решать конфликты, а не запускать проблему. Поэтому, несомненно, раскручивается конфликт еще и против губернатора».

Маркс