Город играющий
Саратовские программисты работают над видеоигрой по мотивам фильма про советских супергероев «Защитники», премьера которого запланирована на февраль 2017 года. Также они участвуют в написании игры по пока еще не вышедшему фильму «Последний богатырь», снятому при участии компании «Дисней». А еще саратовцы делали игры для правительства России, телекомпании ВГТРК и даже заказчика из США (персонажами этой игры стали Хилари Клинтон и Дональд Трамп). «Газета Недели» разобралась, много ли компаний занимаются разработкой компьютерных игр в Саратове и какие деньги на этом можно заработать.
Лента достижений
В 2010 году саратовский программист Антон Гришин вместе с товарищем занялся производством видеоигр. «Мы взяли девочку-художника и втроем делали игры для московского инвестора», – вспоминает Гришин. За карьеру игростроителя Антон успел поучаствовать в создании десятков игр, в том числе – по заказу телерадиовещательной компании ВГТРК (по сериалу «Вероника. Беглянка») и правительства России («Игра ЖЭКА», igra-jeka.ru). А также вышел на международный рынок: например, фирма Гришина делала сатирические игры для американского заказчика, Одна из них – «стрелялка»-вестерн с участием Дональда Трампа и Хилари Клинтон.
Сейчас Гришин возглавляет саратовский филиал московской компании «Кин бёрд стьюдио» («King Bird Studio»), входящей по версии сайта ratingruneta.ru в десятку ведущих веб-разработчиков в России. Именно через «King Bird Studio» саратовским программистам удалось получить заказ на написание программных элементов к играм по мотивам фильмов «Защитники» и «Последний богатырь», премьера которых ожидается в 2017 году. Примечательно, что одним из создателей «Последнего богатыря» значится «Уолт Дисней компани», а блокбастер «Защитники» – отечественный аналог американских фильмов про супергероев – планируется выпустить не только на российский, но и на китайский рынок.
Обобщив эту информацию, можно счесть, что в мире игровой индустрии Саратов находится на хороших позициях. Однако, по оценке Гришина, на самом деле игростроение в нашем городе развито весьма слабо. «Хотя сейчас ситуация лучше, чем несколько лет назад, когда люди очень удивлялись, когда узнавали, что в Саратове вообще делают игры», – поясняет Антон. Стоит отметить, что современное игровое производство редко локализовано в одном месте: на разных стадиях игра может разрабатываться в разных городах. Гришин приводит пример: программная часть для игры «Джэк Рэувэ» («Jack Rover»*) была полностью написана в Саратове, а вот визуальная составляющая (включая изображение персонажей) создавалась в Москве.
Игры и люди
![]() |
Постер к фильму «Защитники» (kinopoisk.ru) |
На данный момент игроделом в Саратове занимаются более десяти сравнительно небольших компаний – включая те, что состоят из одного-двух человек. Несмотря на то, что наш город считается хорошей кузницей IT-кадров (саратовская математическая школа обладает авторитетом в России), мир создателей игр в нем довольно узок. Одной из причин, по мнению Гришина, является то, что выпускники местных вузов просто не доходят до игровой отрасли. Уже на стадии обучения их перехватывают крупные IT-компании, работающие в неигровой сфере. И даже если человек целенаправленно хочет заниматься производством игр, иногда он просто не знает, что в Саратове ему могут предложить такую работу. В результате наиболее упорные уезжают делать игры в Москву или Питер. «И всё – человек для города потерян», – резюмирует собеседник.
По словам Гришина, он пытается бороться с этой проблемой, популяризируя местную игровую отрасль всеми доступными способами. Как считает собеседник, привлечь новых специалистов помогло бы создание отдельного саратовского сообщества производителей игр. Однако этот вопрос упирается в замкнутость участников рынка: местные игровые компании общаются между собой неохотно, боясь переманивания и без того дефицитных кадров. «Хотя я считаю, если человек захочет, он всё равно рано или поздно уйдет, и не надо даже его переманивать, – делится мнением Антон. – А сейчас получается, что люди дорастают до определенного потолка и, не видя новых перспектив, уезжают из города».
Другой проблемой отрасли являются неадекватные запросы молодых специалистов. Насмотревшись на московские зарплаты, они выставляют себе высокие ценники и в Саратове. К слову, как заметил Гришин, аналогичная проблема существует и в самой Москве: «Приходит студент, который ни в чем не разбирается, и хочет тысяч 70. Или приходит толковый, но он хочет уже тысяч 150. Происходит какой-то рассинхрон в ценовой политике».
Как заработать на играх
Современный тренд игростроения – мобильные игры для планшетов и смартфонов. Сегодня на них зарабатывают преимущественно за счет внутриигровых продаж (например, виртуальных предметов, облегчающих игровой процесс) и встроенных рекламных показах. Разработчики могут как сами заняться монетизацией своего творчества, так и продать его на сторону. По словам директора саратовской компании «Конструкторское бюро игр» Дмитрия Долгова, в 99 процентах случаев игры в Саратове делаются именно для сторонних заказчиков, которыми, как правило, выступают инвесторы из Москвы. Стоимость готовой игры сильно варьируется. Например, несложная развивающая игра для детей, по оценке Долгова, обойдется инвестору минимум в 200 тысяч рублей. Гришин приводит более конкретные примеры: стоимость аналога популярной игры «Сабвэй сёрфер» («Subway surfer») составляет не менее 500 тысяч рублей, игры в стиле «хидн обджектс» («hidden objects» – «спрятанные объекты», англ. жанр игры, акцент в котором делается на поиск предметов) – около 14 млн рублей.
Однако и заработать на играх можно немало. Антон Гришин приводит пример: сделанная его компанией браузерная игрушка «Врата Драконов» (одна из немногих игр, распространяемых саратовскими игроделами самостоятельно в сотрудничестве с новосибирскими коллегами) по себестоимости обошлась примерно в 300 тысяч рублей, а со временем в месяц стала зарабатывать и более этой суммы. При этом «Врата Драконов» – достаточно своеобразная игра (на экране появляются только текст и картинки, а игроку нужно выбирать действия, которые совершит его персонаж. Ознакомиться с игрой можно на сайте vrata.mobi) со специфичной аудиторией.
Однако, как отмечает Гришин, и прибыль от этого продукта по меркам игровой индустрии нельзя назвать значительной. Например, приложение вроде зарубежного симулятора агрофермы «Хэй дэй» («Hay Day») способно приносить своим владельцам по 500–800 тысяч долларов в день. Но и затраты на его создание будут соответствующие. При этом никто не может дать гарантий того, что сделанные вложения окупятся. «Обычно из каких-нибудь 10 проектов окупается один, – объясняет Долгов. – Но окупается он так, что его хватает, грубо говоря, еще на 20 проектов». Заранее предсказать, какой продукт «выстрелит», невозможно.
«Войны Кланов» – ещё одна браузерная игра, распространяемая саратовскими разработчиками
Игровой мир
По прогнозам, в 2016 году объем российского игрового рынка может достичь 1,89 млрд долларов. Рост данного сектора экономики в нашей стране вполне соотносится с общемировыми показателями (в России – 16 процентов в год, в мире – 17 процентов). Однако пока в России не разработали ни одной современной игры, которая стала бы мировым хитом. Ни с кадрами, ни с идеями проблем у нас нет. Причина, по мнению Долгова, более банальна – отсутствие в отрасли по-настоящему больших денег.
«У меня нет никакого сомнения в том, что в России могут сделать продукт топового уровня, – рассуждает Долгов. – Но стоить это будет очень и очень дорого. От идеи до готового продукта приходится пройти очень длинный путь, и этот путь требует солидных затрат». Инвесторов, готовых рискнуть такими суммами, в России пока нет.
Западный же инвестор в нашу сторону смотрит неохотно. «Разработка – на мой взгляд, одно из немногого, что Россия действительно делает конкурентоспособно, – объясняет Долгов. – Мы делаем это и относительно дешево, и довольно качественно. Но зарубежные инвесторы к нам не пойдут – для них это очень большие риски». Даже несмотря на то, что кризис сделал услуги россиян заметно дешевле, западные компании всё равно предпочитают работать со своими программистами. И даже украинские специалисты в их глазах почему-то выглядят более предпочтительно.
«Я знаю, что несколько лет назад западные компании открывали филиалы на Украине, – поясняет Долгов, – там у них тоже хорошие разработчики. И большинство значительно лучше знают языки: английский и так далее. Да и ближе из Европы туда кататься. Хотя что теперь там со всем этим произошло, я не знаю».
С тем, что иностранные инвесторы не жалуют Россию, согласен и Гришин: «Оттуда к нам приходят только мелкие заказы – ничего действительно крупного. Американцы нашего человека не воспринимают всерьез. Считают, что у нас нецивилизованное отношение к работе». Например, американцы не понимают, что такое российский трудовой кодекс, отпуска и праздники и почему во время них нельзя работать над проектом. Гришин признается, что на своем опыте убедился, что за каждый заплаченный цент американцы готовы вытрепать все нервы.
К тому же в России для работы с США созданы не самые лучшие условия. «У них там никакой проблемы нет: идешь в банк, пишешь заявление и работай с кем хочешь, – объясняет Гришин. – У нас же, чтобы просто отправить тысячу долларов, надо открыть валютный счет, а прежде – получить на это разрешение. При этом с платежей будет взиматься двойная комиссия – и с нашей стороны, и с их».
*Права на игру «Jack Rover» принадлежат компании «King Bird Studio».
Статья опубликована в «Газете недели в Саратове» № 43 (412) от 13.12.2016.