Лапша с молоком и медом

Оценить
Лапша с молоком и медом
Фото kremlin.ru
Послание президента Федеральному Собранию: кто выслушал, кто прочитал, кто что понял. И какие из этого следуют выводы

Мы обязательно добьемся поставленных целей и выполним все стоящие перед нами задачи. Мы решим все стоящие перед нами задачи и добьемся успеха. Мы будем идти вперед вместе и вместе обязательно добьемся успеха. Решим задачи сегодняшнего и завтрашнего дня.

Люди, готовившие текст послания президента Путина к Федеральному Собранию, над ним некрасиво подшутили. Словно враги какие-то, подсунули неправильные цифры и некорректные сравнения. Хорошо, что подавляющее большинство телезрителей давно приучены Владимиру Владимировичу безоговорочно доверять. Послание от послания для них отличаются лишь эмоциями президента. Вот в 2014 году он транслировал великодержавную гордость, в 2015-м – государственное негодование, а в 2016-м был спокоен. Значит, всё у нас хорошо, а скоро будет и совсем прекрасно, поверил российский народ, даже не догадываясь, каким способом его обманули, где-то что-то размыв и разбавив, а где-то что-то не без умысла подсластив.

Чтобы понять смысл сказанного президентом, надо его поискать

Кто-нибудь сомневается, что не позднее мая будущего года правительство Дмитрия Медведева разработает предметный план действий, позволяющий России уже через три года выйти на темпы экономического роста выше мировых? И правильно делаете, что не сомневаетесь. План по наращиванию позиций нашей страны в глобальной мировой экономике будет написан, несмотря на уже существующие, где сказано, что двадцать лет нам никакого роста не видать.

Президент ведь не сказал, что этот новый план должен быть исполнен под угрозой личной ответственности автора документа? Не сказал. Потому что президент понимает, что для того, чтобы выйти на 6 процентов реального роста российской экономики, нужно, как минимум, провести серьезнейшую реформу судебной, правоохранительной и административной системы. Были эти реформы анонсированы в послании? Нет. А если о них не говорилось, то значит, свершения на данном направлении дальше очередного плана не пойдут. Вот такая простая логика действий.

Другое дело – конкретное путинское предложение в течение ближайших двух лет «подключить к скоростному интернету все больницы и поликлиники нашей страны». В данном случае, хочется верить, Владимир Владимирович пошел на хитрый эксперимент. Министр связи заверил его, «что эта задача абсолютно реалистична, выполнима». По идее, теперь люди от Москвы до самых до окраин должны контролировать ситуацию и докладывать президенту о том, появилась ли у врачей, даже в их отдаленном поселке, возможность быстро получать консультации коллег из региональных или федеральных клиник? Если такими отчетами о ситуации люди, слушавшие в четверг президента, не озаботятся, то значит, они безразлично относятся к президенту? А может, он тестирует гражданскую активность населения? Или хочет с помощью гражданского контроля хоть одного заставить министра отвечать за свои слова? Ведь не просто же так был поставлен акцент: «Я сейчас сказал об этом с трибуны, вся страна теперь будет за этим смотреть внимательно».

Задача на самом деле поставлена глобальная: скоростным интернетом в России могут похвастаться далеко не в каждом районном центре. Потому что интернет – это линии оптоволоконной связи или спутники, но в любом случае – большие деньги из трех источников: непосредственно от министерства связи, от Ростелекома и от региональной власти. А денег, как сказал нам председатель российского правительства еще в сентябре, в стране нет. Не хватает на повышение пенсий, на ремонт дорог, на выполнение важнейших социальных функций государства. Но если их найдут на выполнение этого путинского обещания – я «за». Потому что хороший интернет связывает ищущего человека с современным миром идей и технологий. Да просто связывает людей друг с другом, что очень важно. Владимир Владимирович Путин вот очень удивился тому, что российские граждане очень быстро собирают деньги в помощь больному ребенку. Призвал их и дальше быть такими же сердечными и отзывчивыми к чужой беде. Но на самом деле без интернета такую помощь оказать было бы затруднительно. Всех нуждающихся в душевной и материальной поддержке по телевизору ведь даже не покажешь.

Так-то правильно, но по сути – издевка

Расходы федерального бюджета в реальном выражении, то есть с учетом инфляции, в образовании сокращаются с 2013 года, в здравоохранении – с 2012-го. Зная эти цифры, написать для Владимира Владимировича, что «смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России», было настоящей подставой. Но кто-то ведь написал! Лично меня больше всего покоробили именно эти слова, потому что за несколько дней до них изучала график расходов федерального бюджета в процентах от ВВП. Построившие его на основании данных Минфина РФ специалисты института «Центр развития» ВШЭ наглядно показали, где у нас находится этот самый человеческий капитал в сравнении с расходами на государственное управление и содержание силового блока. В 2016 году, например, последние равнялись 8,5 процента в объеме ВВП, а первые недотягивали до 1,5 процента. По мне так правильнее, да и полезнее для будущего страны было бы эти цифры поменять местами. И только в этом случае президентские слова про «сбережение людей» звучали бы правдой. А так, по сути, издевательство какое-то получается.

Лапша с молоком и медом

Таким же издевательством можно счесть президентскую оценку деятельности правящей партии «Единая Россия». Ей, как напомнил президент в своей речи, исполнилось 15 лет. Но она грешит тем, что делает гораздо меньше, чем обещает, имея конституционное большинство в Госдуме. Не понимает, видно, до сих пор, что «является главной опорой правительства в парламенте». И на будущее ей, по словам Путина, «нужно так выстроить совместную работу, чтобы все обещания, обязательства, взятые перед гражданами, были выполнены».

Если он это говорил всерьез и обо всех обещаниях, то задача невыполнима. Потому что в далеком 2002 году планов у «ЕР» было такое громадье и замах такой сильный, что не знаешь, то ли плакать от них сегодня, то ли смеяться. Например, говорилось, что к 2008 году каждая семья будет иметь благоустроенное жилье вне зависимости от своего достатка, а Чечня станет туристической меккой. А в 2017 году Россия будет лидером мировой экономики.

Через 10 лет, в 2012 году, обещаний тоже было много. Чуждая нам, безусловно, немецкая газета Deutsche Welle накануне нынешних сентябрьских выборов в Госдуму проводила ревизию властных слов и дел. Говорилось, что к 2016 году предстоит практически удвоить объем жилищного строительства. Но приблизиться к удвоению его объемов не удалось. За 5 лет обещали построить в России не менее 1 тысячи школ и не оставить ни одной школы в аварийном состоянии. На деле число школ за эти годы уменьшилось на 7 тысяч. 550 зданий школ находятся в аварийном состоянии, 8 тысяч нуждаются в капитальном ремонте.

Говорили, что будут развивать отечественную фарминдустрию и перестанут зависеть от транснациональных корпораций. Но около 70 процентов всех лекарственных препаратов и сейчас – либо чисто импортные, либо имеющие в составе субстанцию, которая изготавливается за рубежом.

Гордиться не годится

Про санкции иностранных государств в нынешнем декабре президент говорил мало. Наоборот, сказал, что главные причины торможения российской экономики кроются, прежде всего, в наших внутренних проблемах. Попытался перечислить их честно: «Прежде всего, это дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров, недостаточное развитие конкуренции, изъяны делового климата». Ну а дальше в президентской речи начались натяжки, несостыковки и откровенное лукавство. Потому что вместо того, чтобы рассказать о том, как мы будем преодолевать эти разрушающие экономику недостатки, Путин предпочел говорить об успехах, которых удалось достичь несмотря на...

Он зачем-то сказал, что «объем экспорта отечественных компаний за пять лет вырос вдвое». Допустим, здесь тот, кто готовил доклад президенту, просто ошибся графами, не досмотрев в исходном материале, что это в январе-июле 2011 года объем экспорта составлял $287,9 млрд, а в январе-июле 2016 года уже произошло снижение до $153,4 млрд, то есть произошел не рост, а снижение почти вдвое за пять лет, и динамику экспорта характеризует не плюс, а минус. Но потом началась уже какая-то совсем неаккуратная подтасовка. Нет, понятно, что президент, выходя к аудитории из представителей верхних этажей властной вертикали, должен похвастать чем-то, кроме сердечности наших людей и их готовности как угодно долго терпеть всякие неприятности. И наверняка в стране можно найти какие-то позитивные цифры. Но те, что нашли, лучше бы не искали.

«В автопроме у нас в целом небольшое снижение, но по грузовым автомобилям – рост 14,7%, по легким коммерческим – рост 2,9%, по автобусам – рост 35,1%. В железнодорожном машиностроении – рост 21,8%, по грузовым вагонам – 26%. Очень неплохую динамику демонстрирует рост производства машин и оборудования для сельского хозяйства – 26,8%. В легкой промышленности тоже положительная динамика», – сказал Владимир Владимирович, честно глядя в глаза людям.

Я решаю проверить только одну позицию – рост производства автобусов. Уж больно вызывающе он выглядит. Нахожу, что, по данным Росстата, за первое полугодие 2016 года было выпущено 19 тысяч автобусов. То есть за год в лучшем случае можно надеяться на 38 тысяч машин. Хотя это очень условные цифры, ведь тенденция такова, что с 2013 года производство автобусов демонстрирует спад. В прошлом году было выпущено 36435 машин.

Объем производства автобусов

А вот если объем производства автобусов считать в рублях, то рост в 35 процентов вполне вероятен. (Из таблички видно, что уже первый месяц года принес в этот показатель плюсом 23 процента.) Но в данном случае рост этого показателя – это рост цены, которым вряд ли стоит гордиться. Если посмотреть в начало путинских времен, то, например, в 2003 году автобусов было произведено почти 77 тысяч. В 2004-м – примерно столько же. И вот если сравнивать с этими цифрами, то гордиться тем, что за 12 лет мы стали выпускать на 40 тысяч автобусов меньше, – не стоит ведь гордиться?

Хочу особо подчеркнуть: и в культуре, и в политике, в средствах массовой информации и в общественной жизни, в полемике по экономическим вопросам никто не может запретить свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию.
Президент В.В. Путин 1 декабря 2016 года

Если смотреть на ситуацию реально, глазами сторонних для правительства наблюдателей хотя бы из Центра развития, то она видится очень тревожной. В докладе Н. Акиндиновой «Макроэкономические сценарии для России» говорится о том, что расходы населения упали за два года на 20 процентов. Падает спрос людей на товары, падает торговля. Если тенденция сохранится (а с чего бы ей меняться!), следом начнет падать грузооборот. Пока он показывает рост, который поддерживают плюсы в сельхозпроизводстве и в добыче сырья.

Лапша с молоком и медом
Доклад Н. Акиндиновой «Макроэкономические сценарии для России»

Какие-то мелочи текущего дня

«Деловую активность», которая существует в реальности Владимира Владимировича, он предлагает подкрепить доступным финансированием. По его раскладке, у банков есть деньги. Он приводит говорящие цифры. Прибыль банковского сектора экономики за 10 месяцев нынешнего года составила 714 миллиардов рублей, хотя в прошлом году за тот же период было всего 193 миллиарда. Этот четырехкратный рост подкрепляется и значениями инфляции. Владимир Путин радуется тому, что по итогам года она будет ниже 6 процентов, где-то 5,8. Но почему-то кредитование экономики демонстрирует неустойчивую динамику, удивляется президент.

И здесь на самом деле есть чему удивляться. Потому что если реальная инфляция наконец-то так значительно снизилась, у банков есть деньги, а у населения и бизнеса есть на них спрос, то почему процентные ставки не падают по сравнению с теми временами, когда инфляция составляла 13 процентов? Если верить многократно сказанному, что ставка должна составлять процент инфляции плюс 3–5 пунктов, то кредиты в коммерческих банках не должны стоить в этом году дороже 11 процентов. Может, все-таки инфляцию не совсем правильно считают?

Некоторые исследователи этого сложного российского макроэкономического показателя полагают, что реальная инфляция для населения превышает официальную в шесть раз! Но лучше этим цифрам не верить. Лучше заняться общественно полезным трудом. Владимир Владимирович так и сказал: «По всей стране надо заняться уборкой загрязненных территорий, ликвидировать свалки, в которые превратились окрестности многих населенных пунктов». О том, что на эти цели будут выделены деньги, президент не упомянул. А свалки и уборка мусора – это зона ответственности муниципалитетов. В городских и сельских бюджетах денег, чтобы убрать всё, не было и в лучшие годы, а сейчас вообще кот наплакал. Но президент ведь знает, что его призывы слышат 86 процентов населения. Потому и зовет: «Вперед, люди добрые, на субботники и воскресники». Мы же все хотели в Советский Союз? Кстати, из Советского Союза нам приготовили еще один привет.

В послании Владимира Путина сказано о том, что пора привлекать средства граждан в экономику через облигации и другие механизмы. Про другие механизмы говорил недавно новый российский министр экономического развития Максим Орешкин. Он считает, что на счетах у российских граждан накоплено много рублей, которые можно использовать для финансирования проектов, в которых требуются длинные деньги. Главное, чтобы взяли не так, как на исходе советской власти, когда люди в один прекрасный день узнали, что остались без вкладов на сберкнижке.

Статья опубликована в «Газете недели в Саратове» № 42 (411) от 06.12.2016.