Пограничные воды

Оценить
Пограничные воды
Фото Матвей Фляжников
Как саратовское Заволжье делит недостающую воду с соседним Казахстаном

В начале октября губернатор с помпой открыл новую плотину на реке Большой Узень в Александрово-Гайском районе. Река относится к трансграничным водным объектам, и по старым, но действующим и поныне соглашениям половина паводковых вод должна беспрепятственно уходить на территорию Казахстана. Не нарушаются ли договоренности, и влияет ли строительство таких сооружений на отношения с соседями, разбиралась «Газета недели в Саратове».

Гидротехническое сооружение в поселке Приузенский строилось с 2011 года, а ожидалось еще с 80-х годов прошлого века. Губернатор Саратовской области, прилетевший на торжество, отметил, что открытие плотины – «праздник для всего саратовского Заволжья», состоявшийся «благодаря поддержке нашего земляка Вячеслава Володина». Теперь, сказал губернатор, жители заволжских районов обеспечены водой и должны довести поголовье крупного рогатого скота до ста тысяч голов. Местная администрация говорит огромное спасибо от лица всех александровогайцев, пишет пресс-служба правительства.

Пограничные воды

Пограничные водыНа возведение плотины на реке Большой Узень было потрачено 387 миллионов рублей. Она способна удержать до 4,5 млн кубометров воды и обеспечивает работу трех насосных станций, которые подают воду восемнадцати населенным пунктам района. Это второе современное гидротехническое сооружение в районе, первая плотина рядом с селом Александров-Гай была построена в 2004 году.

«Водообеспечение – самый больной вопрос для нас как летом, так и зимой, – отмечает глава администрации Александрово-Гайского района Сергей Федечкин. – Каждый год мы строили земляную плотину, но ее сносило во время паводка, и вода уходила. Весной и осенью, а в особо засушливые годы и летом, мы закачивали воду из Саратовского водохранилища – но это требовало больших затрат, много воды терялось при транспортировке. Эта плотина для нас – спасение».

Пограничные воды

Пограничные водыСтоит заметить, что маловодные реки Большой и Малый Узени, которые берут начало на левобережье Волги, а впадают в Камыш-Самарские озера Казахстана, относятся к трансграничным водным объектам с особым правовым статусом. Последний документ, определяющий права сторон по распределению водных ресурсов с трансграничных рек, подписан в 2010 году

Он, в свою очередь, признает все ранее принятые решения, в том числе соглашение от 1961 года, согласно которому российская сторона должна отдавать паводковые воды в соотношении 50 на 50. В том случае если подача воды «связана с механическим подъемом», одна из сторон компенсирует затраты. Если сторона планирует проводить какие-то мероприятия, затрагивающие трансграничные интересы, то она должна заблаговременно уведомить об этом другую сторону, говорится в тексте документа.

Пограничные воды

Не нарушаются ли условия соглашений и затронуты ли интересы казахстанской стороны из-за строительства новой плотины в Алгае?

В консульстве Казахстана в Астрахани, обслуживающем в том числе и граждан из Саратовской области, ответа не дали и за официальной позицией своей республики направили... в Федеральное агентство водных ресурсов России.

Пограничные воды

«Бросать слова о том, что мы обязаны отдавать половину трансграничных вод Казахстану, было бы слишком опрометчиво, на каждый водный объект у нас есть отдельные программы с казахстанской стороной в зависимости от множества условий. <...> Любому созданию гидротехнических сооружений предшествует огромный пласт научно-изыскательских работ, и, конечно, одна из сторон согласует с другой стороной планируемые работы. <...> Конфликтов у нас нет, мы с казахстанской стороной по всем вопросам находим золотую середину», – заверяет заместитель начальника отдела обеспечения международного сотрудничества и межправительственных соглашений Росводресурсов Дмитрий Лобунец.

Пограничные воды

В реальности природа вносит некоторые свои коррективы в складные слова чиновников. «Когда сильные паводки, поток воды настолько большой, что вся вода уходила в Казахстан – ты ее не удержишь насыпной плотиной. Какой там учет, какие там пятьдесят процентов, – вздыхает глава Александрово-Гайского района Сергей Федечкин. – А в остальное время и самим воды недостаточно. На Волге включают насосную станцию, и по Саратовскому каналу вода подается в Малый и Большой Узени. Казахстан за нее платит, но не нашему району и не области – услуги предоставляются в рамках межправительственного соглашения». Современные гидротехнические сооружения позволяют учитывать каждую уходящую нашим соседям кубо-секунду живительной влаги. В Нижне-Волжском бассейновом водном управлении предполагают, что казахстанской стороне не по душе строительство многочисленных гидротехнических сооружений в верхнем течении, но ничего против этого возразить они не могут.

Пограничные воды

Так или иначе, дефицит воды – общая проблема для полупустынных широт Заволжья и Западного Казахстана. Декан географического факультета СГУ Владимир Макаров уверен, что к середине XXI века проблема чистой питьевой воды и борьба за водные ресурсы станет одной из главных тем в повестке дня.

Подробности о том, как реки Большой и Малый Узени пересекают границу, какова степная жизнь в полукилометре от соседнего государства, и почему, чтобы пошел дождь, нужно принести в жертву черную корову, – читайте в ближайшем номере «Газеты недели в Саратове».

Пограничные воды