Береговой интерес

Оценить
Береговой интерес
Фото Роман Пятаков
К земле на саратовской набережной проявляют немалый интерес отнюдь не перевозчики, а другие граждане, которые планируют выгодно использовать жирный пирог...

Территория возле берега Волги в Саратове издавна считалась зоной бесконечного конфликта интересов общества и отдельных его представителей, имеющих свои узкоэкономические интересы. Еще в начале прошлого столетия, когда вместо благоустроенной набережной здесь была улица с говорящим названием Миллионная, а местность напоминала захламленные промышленные задворки, газеты разражались гневными эпитетами в духе «Доколе?» и «Покуда!».

До середины XX века саратовская набережная если и была воротами города, то весьма неказистыми. Нагромождение портомоен, покосившихся хибар да складских помещений и проложенных между ними узких мощенных досками проходов – такова была реальность волжского берега «столицы Поволжья», по которому проходила улица с говорящим названием Миллионная. В советские годы весь этот хлам с горем пополам разобрали и частично благоустроили берег. По проекту архитектора Эдуарда Петрушко в середине минувшего столетия началось строительство набережной в том виде, в котором она, казалось бы, предстает перед горожанами и гостями Саратова, путешествующими по Волге, и сегодня. Это только на первый взгляд, поскольку теперь у разного рода предпринимателей вновь появился интерес к стратегически важному берегу: портовому пространству, принимающему и провожающему туристов, дачников и прочих пассажиров, а также, что не менее важно, участку городской земли.

К сожалению, речное судоходство в последние два с лишним десятилетия переживает не самые лучшие времена. Знаменитые скороходные «метеоры» и «ракеты», как говорят волгари, в полном укомплектовании продали в Китай на металлолом, а дожившие до наших дней дачные «омики», которыми пользуются пенсионеры, приносят не очень много прибыли, учитывая, как правительство компенсирует выпадающие расходы за перевозку льготников перевозчикам. Последние и не спешат в наши водные края, вследствие чего маршруты год от года оптимизируются, и недалек тот час, когда дачные теплоходы могут вслед за «метеорами» просто уйти в историю. Хорошо хоть круизные теплоходы заходят в нашу гавань, да и прогулочные посудины с дискотеками регулярно рассекают водную гладь, напоминая о былом величии волжской навигации...

Но свято место пусто не бывает, и к землице на саратовской набережной проявляют немалый интерес не перевозчики, а несколько другие граждане, которые, смеем предположить, планируют выгодно использовать жирный пирог.

Береговой интерес

Недетская неожиданность

На протяжении последних нескольких лет в Саратове не утихают баталии относительно территории вокруг речного вокзала. Статусные общественники устраивают рейды и произносят дежурные комментарии о ненадлежащем состоянии прилегающих территорий, а СМИ тиражируют их гневные тирады, иллюстрируя материалы фотообвинениями и редакционными комментариями, что город-де окончательно и бесповоротно потерял речной вокзал. Казалось бы, все правильно: набережная Саратова по факту изменила свое функциональное назначение с транспортно-рекреационной зоны на базарно-придорожный балаган. Волжские ворота города медленно, но верно возвращаются к своим истокам вековой давности: возле причалов появляются шалманообразные кафешки, объекты транспортной инфраструктуры выводятся из оборота и переоборудуются под увеселительные заведения.

Яркой иллюстрацией вышесказанному стала история, которую проигнорировали СМИ, до того гневно реагировавшие на ситуацию вокруг речвокзала. В середине апреля на Набережной Космонавтов, в районе третьего причала, начались странные работы: несколько человек в спецодежде взялись забивать колья посреди зеленой зоны. Вскоре строительная техника принялась бурить скважины и бетонировать их, а 21 апреля участок сквера, на котором растут лиственницы, сосны и вязы, оказался огороженным двухметровым забором. Рядом разместили биотуалет, который почему-то установили на проезжей части, преградив проезд к зданию речного вокзала.

Работами руководит индивидуальный предприниматель Светлана Богданова, которая имеет отношение к еще одному кафе, располагающемуся в здании бывших пригородных касс речного вокзала. Свою бурную деятельность на Набережной Космонавтов г-жа Богданова ведет на основании соглашения о землепользовании с ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» (СРТП). Странное дело, что на всей огромной территории, принадлежащей ОАО «СРТП» на праве постоянного пользования, г-же Богдановой выделены куски земельного участка, которые непосредственно прилегают к причалам. Благодаря этому последние сильно загромождены, что представляет собой угрозу транспортной безопасности, так как отсутствуют положенные 3,5 метра для проезда пожарных. Кроме того, к некоторым причалам доступ вообще физически перекрыт.

Береговой интерес

В конце апреля ИП Богданова разослала в СМИ комментарий, в котором подтвердила, что действительно имеет отношение к работам в сквере, на месте которого она планирует устроить некое «детское кафе», а все нападки на нее – это козни ОАО «Поволжский туристический холдинг», связанного с нынешними владельцами речного вокзала. Дескать, администрация речвокзала и инспирировала кампанию против предпринимателя. В слова г-жи Богдановой о нечестном споре хозяйствующих субъектов можно было бы поверить, если бы не дальнейшее развитие событий. Пока она руководила подрядчиками и рассылала комментарии по СМИ, в начале мая жители Набережной Космонавтов, которые и забили тревогу по поводу уничтожения сквера «детским кафе», обратились в областную прокуратуру с жалобами на возведение г-жой Богдановой кафе на территории зеленой зоны.

И вот 1 июня в саратовской мэрии под председательством главы администрации Валерия Сараева состоялось совещание по вопросу скандальной застройки набережной. В мероприятии также приняли участие глава областной общественной палаты Александр Ландо, представители Росимущества и прокуратуры, а также сама Светлана Богданова и один из акционеров ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» Сергей Терехов. Последний является бизнес-партнером и одновременно юристом депутата облдумы и застройщика Сергея Курихина. С помощью г-на Терехова и некоторых других лиц г-н Курихин имеет контроль над акционерным обществом, вместе с доверенными компаньонами владея более 50% акций предприятия, – это важная деталь, которая проясняет многое.

Дело в том, что СРТП обладает правом постоянного пользования частью территории набережной, являющейся общественным пространством, на котором любая застройка не предусмотрена по генплану. Кроме того, земельный участок, предоставленный ОАО «СРТП», относится к землям транспорта и имеет разрешенное использование – пассажирский порт. Исходя из норм и правил, регламентирующих поведение субъектов в сфере водного транспорта, на таких участках может вестись строительство только объектов и сооружений, относящихся к портовой деятельности. Однако именно ОАО «СРТП» заключило некие договоренности с предпринимателем Светланой Богдановой. Последняя в своем комментарии СМИ сообщила, что стройка законна: «Все необходимые разрешения на производство работ уже получены, иначе я не приступила бы к реализации своего проекта». Однако, как выяснилось в ходе июньского заседания в мэрии, ОАО «СРТП» незаконно передало г-же Богдановой данный участок. Об этом, в частности, в комментарии «Общественному мнению» заявил заместитель прокурора Саратова Андрей Жаднов: «В Росимущество были переданы материалы для решения вопроса об иске к ОАО «СРТП» по факту незаконного использования указанного участка, а также о понуждении к сносу самовольных построек». По словам Андрея Владимировича, обращение к Росимуществу обусловлено тем, что речь идет о федеральной земле, полномочия по судебным спорам вокруг которой имеются именно у данного ведомства. Позже, как писало ИА «Свободные новости», в территориальном управлении Росимущества сообщили, что данный участок был предоставлен ОАО «СРТП» на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данный земельный участок предназначен для нужд речного порта, однако, согласно информации, поступившей в ведомство от администрации Саратова, на участке рядом с речным вокзалом планируется «размещение нестационарного торгового объекта, представляющего собой временное сооружение». Территориальное управление Росимущества обратилось в управление Росреестра по Саратовской области с требованием о проведении проверки по факту строительства на набережной города и привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Береговой интерес

О злополучном кафе на зеленой зоне набережной говорили и на недавней пресс-конференции в областной прокуратуре. По словам зампрокурора региона Тимура Маслова, ОАО «Порт» не имело права сдавать земельный участок в субаренду Богдановой. Маслов дал понять, что дело находится на контроле надзорного ведомства, а территориальное управление Росимущества готовит исковое заявление в суд.

Портовое прикрытие

О том, как г-н Курихин сотоварищи «зашел» в саратовский речной порт и стал одним из главных бенефициаров стратегического предприятия, написано уже немало. В данной ситуации нас интересует судьба «припортовых покрытий», а именно – территорий на саратовской набережной, которые, как считают в прокуратуре и прочих силовых ведомствах, не совсем законным образом передаются третьим лицам. Этим вопросом несколько лет назад саратовские СМИ уже задавались. В частности, еще в октябре 2009 года интернет-газета «Четвертая власть» со ссылкой на Александра Тимошка, тогдашнего директора ОАО «Пассажирское речное управление» (входит в структуру речного вокзала и занимается пассажирскими перевозками), которое до 2007 года входило в активы ОАО «СРТП», сообщила о неких рейдерских атаках на предприятие. Атаки эти якобы имели место со стороны министра транспорта Сергея Шейкина: «Цель рейдерской атаки – отнять у ОАО «Пассажирское речное управление» землю, находящуюся в бессрочном пользовании и использовавшуюся им для организации пассажирских перевозок. Так, в управлении совершенно случайно стало известно, что в связи с утверждением осенью 2008 года генплана Саратова занимаемый «ПРУ» земельный участок сменил разрешенное использование и теперь предназначен для жилищного строительства. Таким образом, областной центр может потерять «речные ворота» города, а территория от бывшего кинотеатра «Экран» и почти до моста «Саратов-Энгельс», возможно, обретет новый вид – элитное жилье».

Правда, вскоре после указанной публикации конфликт Тимошок-Шейкин как-то сошел на нет. Уже нет в живых Александра Тимошка, а Сергей Шейкин давно не министр, но движуха вокруг речного вокзала продолжается, как и основной проблемой в его работе является неопределенный статус земельного участка.

Береговой интерес

Некоторые наблюдатели придерживаются мнения, что вышеуказанный конфликт мог быть срежиссирован г-ном Курихиным как подготовка почвы для своих дальнейших действий. Злые языки врут, что сделка в 2007 году по покупке Александром Тимошком ОАО «Пассажирское речное управление» была первой, и ожидалось еще несколько операций, которые как раз были направлены на отчуждение у ОАО «СРТП» прав на территорию набережной. По некоторым данным, Сергей Георгиевич и предложил Александру Михайловичу провести сделку по покупке ОАО «Пассажирское речное управление» для перевода прав на землю на это предприятие. Цена вопроса составляла 13,7 млн официально, а неофициальные суммы в гораздо больших размерах, якобы, должны были идти не в кассу ОАО «СРТП», а в карман одного (угадайте, какого?) из его бенефициаров.

Так это было или нет, гадать не будем. Но даже если наши источники информации (в том числе представители компетентных органов, где имеется немало интересной информации на нынешних портовых «капитанов») правы, запланированная схема не сработала. После истории с продажей ОАО «Пассажирское речное управление» на его руководство начались нападки со стороны различных чиновничьих структур, которые активно освещались на страницах ИА «Взгляд-инфо». Также в 2012 году по статье 330 УК РФ («Самоуправство») было заведено уголовное дело в отношении 67-летней жены Александра Тимошка, где потерпевшим было признано ОАО «СРТП» в лице упомянутого Сергея Терехова. По мнению последнего, обвиняемая с 2006 по 2012 годы якобы препятствовала ему пользоваться помещением вокзальных касс, которое не использовалось много лет, но формально переходило из собственности ОАО «СРТП» к структурам олигарха Романа Пипии и обратно. Как уверяют юристы, участвующие в деле, процесс был весьма абсурдным: потерпевшие так и не смогли добиться своего, дело развалилось и недавно было прекращено.

Береговой интерес

Откуда землица?

Исторически земельный участок на саратовской набережной был выделен в середине прошлого века под строительство комплекса речного вокзала. Юридически он закреплен в 1992 году за землями Российской Федерации и передан в бессрочное пользование ОАО «СРТП» с целевым назначением «пассажирский порт». После 1992 года ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» начало активно реализовывать все свои активы, расположенные на территории пассажирского порта. К 2007 году, к моменту продажи пассажирского флота в составе своего дочернего предприятия ОАО «Пассажирское речное управление», на балансе ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» осталось только помещение пригородных касс (то самое, где ИП Богданова открыла одно из своих кафе). В 2010 году ОАО «СРТП» зарегистрировало право собственности на так называемые «припортовые покрытия», якобы также вошедшие в состав активов предприятия в момент приватизации. Тут интересно, как расположены указанные «припортовые покрытия»: аккурат между речным вокзалом и кинотеатром «Экран», а также между вокзалом и рестораном «Брудершафт». Ситуация более чем непонятная: либо весь земельный участок вдоль причалов – сплошное припортовое покрытие, либо... Как определить, чем одни квадратные метры асфальта на набережной отличаются от других?

Но мы отвлеклись от приватизации портового имущества, в ходе которой из бывших зданий комплекса речного вокзала образовалась следующая собственность: ООО «Брудершафт-Л» (бывшие склады и гаражи базы снабжения порта); ЗАО «ИФХ «Город»« и ОАО «Поволжский туристический холдинг» (здание транзитного вокзала); ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» (здание пригородных касс, портовые покрытия); Муниципальное образование «Город Саратов» (причальная стенка); ЗАО «Пассажирское речное управление» (пассажирский флот и помещение в здании транзитного вокзала); Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (земельный участок площадью 35 839 кв. м).

В 2012 году Территориальное управление Росимущества своим решением разделило земельный участок на пять отдельных и самый большой из них, площадью 24 980 кв. м, передало в аренду ОАО «СРТП». Собственники остальной недвижимости обратились в суд, и 18 февраля 2014 года было принято решение – признать действия теруправления по разделению участка незаконными. В настоящее время этот участок вновь находится в бессрочном пользовании у ОАО «СРТП», которое не ведет здесь никакой портовой и транспортной деятельности.

Береговой интерес

По мнению директора ОАО «Поволжский туристический холдинг» Светланы Тимошок, неопределенность статуса земельного участка препятствует полноценной работе пассажирского речного порта. В частности, под угрозой находятся мероприятия по транспортной и антитеррористической безопасности: беспрепятственный проезд всех видов транспорта вплоть до причалов; на территории отсутствует единая служба оповещения и информации; отсутствует инфраструктура для равной доступности услуг для людей с ограниченными возможностями; на причалах ведется нелегальная торговля, размещаются тиры, кафе, мангалы, детские развлекательные аттракционы; отсутствует единая концепция размещения объектов летнего отдыха и торговли, что не добавляет нашему региону туристической привлекательности; отсутствует единая служба благоустройства; отсутствуют места для ожидания прогулочных и пригородных теплоходов вблизи причалов.

«Все наши жалобы и обращения не имеют воздействия и не попадают под влияние муниципальных и областных властей, хотя ущерб наносится именно городу и области. Нелегальная торговля не приносит налогов, а угроза транспортной и террористической безопасности в первую очередь нависает над гражданами нашего города», – говорит Светлана Тимошок.

По ее мнению, решением данных проблем могла бы стать передача полностью земельного участка в собственность Саратовской области или города Саратова, с целью объединения всех объектов, необходимых для функционирования порта и дальнейшего распределения границ и ответственности между собственниками зданий и сооружений. Это позволит создать полноценную структуру речного пассажирского порта. Осуществлять достойное, привлекательное содержание территорий. Обеспечить требуемую законодательством транспортную и антитеррористическую безопасность. На условиях, определенных законами Саратовской области, можно размещать объекты летнего отдыха, которые будут пополнять бюджет Саратовской области налогами и арендной платой.

«Несмотря на многочисленные обвинения нас со стороны разного рода проверяющих, функциональное назначение здания речного вокзала полностью соответствует всем нормам. Да, часть территорий сдаются в аренду, но нам пришлось это делать не ради собственной прихоти, а для дополнительных источников финансирования транспортного узла. Ни для кого не секрет, что последние два десятка лет волжская навигация резко сократилась, а комплекс речного вокзала проектировался под куда большие объемы пассажиропотока. Тем не менее, сегодня в здании речного вокзала работают все необходимые площади для размещения всех структур речного вокзала: зал ожидания и камера хранения, справочные и диспетчерские службы, туристический офис и опорный пункт полиции на транспорте, кафе и гостиница, технические службы по приему и снабжению транзитного и пригородного флота. Но при этом прилегающая территория, находящаяся в пользовании ОАО «СРТП», в том числе выход к причалам, нами не контролируется, и там происходит масса негативных явлений, в которых почему-то упрекают наши организации», – отмечает Светлана Тимошок.

По ее словам, при наличии полноценной структуры речного пассажирского порта можно рассматривать вопросы развития всей системы речного пассажирского транспорта и повышения туристической привлекательности Саратовской области. Но какая, извините, туристическая привлекательность, когда на первом плане сиюминутные аппетиты...