Антикризисный рецепт владыки Лонгина: «Жить не тужить»

Оценить
Антикризисный рецепт владыки Лонгина: «Жить не тужить»
Фото Константин Халин
Этому учил митрополит Саратовский и Вольский Лонгин бизнес-сообщество на встрече в Торгово-промышленной палате

Встреча была запланирована на 26 февраля в 14.00. Тема была заявлена соответствующая: «Как пережить экономический, политический, социальный кризис? Как научиться принимать катаклизмы любого рода по-христиански и должен ли кризис чему-то нас научить?». Судя по тому, что анонс мероприятия был вывешен Светланой Бариновой (вице-президент ТПП) на личной странице в Фейсбуке за 28 часов до его начала, эта «очень уникальная и значимая встреча» организовалась спонтанно. Бизнесменам предлагалось задать любые интересующие их вопросы в рамках свободной дискуссии с митрополитом.

Кое-кто из отмеченных в публикации ФБ был не прочь потроллить и саму палату, и церковного иерарха. Среди комментариев «спасибо, действительно интересно, обязательно приду» (здесь и далее стиль, орфография и пунктуация авторов сохранены. – Прим. ред.), радующих глаз организаторов, попадались и откровенно ехидные.

Например, Араик Арзуманян написал: «Очень интересует Международная система финансовой отчетности. Пойду, спрошу. Он-то точно должен знать многое про бизнес».

А позже на вопрос Бариновой, будет ли он на встрече, Арзуманян ответил: «Svetlana, спасибо за приглашение, не буду. Про МФСО была шутка: церковь налогов не платит и подобный учет не ведет – соответственно, попы не лучшие консультанты в этом вопросе. Будут встречи с бизнесменами, приглашайте, с удовольствием приду».

А комментарий Алексея Щукина, который удивился, что в одном абзаце могут соседствовать словосочетания «бизнес-сообщество, митрополит Саратовский и Вольский и департамент экономического развития», и резюмировал свое удивление репликой о том, что наше время будет источником вдохновения для поэтов и писателей будущего, автор стартового поста-приглашения просто удалила (хотя лайков автор собрал больше всего). На что в следующем комментарии Щукин поинтересовался, чего же такого оскорбительного там было? «Неужели инакомыслие разглядели? Жаль, что на мероприятие не успею. Возможно это к лучшему, а то сожгёте ненароком. Всем успехов – найти пути решения своих экономических проблем с помощью Владыки».

Антикризисный рецепт владыки Лонгина: «Жить не тужить»

Александр Ермишин уточнил, точно ли можно задавать любые вопросы или только по предпринимательству? Владимир Саратовский съязвил, что да, любые, и про бозон Хиггса тоже.

От себя скажу, что зря они так про бозон Хиггса. Митрополит наш человек умный, начитанный и с богатым жизненным опытом. Его не стоит недооценивать как собеседника и оппонента. Так что было очень интересно посмотреть, во что выльется в итоге эта встреча. Правда, к огромному сожалению, никто из скептиков на встречу не явился, поэтому «живая дискуссия» получилась не очень живой, а несколько даже подобострастной.

Антикризисный рецепт владыки Лонгина: «Жить не тужить»

Но обо всем по порядку.

Перед зданием НИТИ Тесар, в котором на шестом этаже располагается Торгово-промышленная палата Саратовской области, есть автомобильная парковка, между парковкой и пешеходной зоной – узкий проезд. И на этом проезде как раз за десять минут до начала встречи автомобиль с символикой общественной организации «Офицеры России» (которую на встрече представлял член Общественной палаты области Владимир Незнамов) с глухим стуком въехал в другую машину. И произошло это ровно напротив входа в здание. А там как раз выставили столбики, перевязанные красными лентами, образующие коридор, ведущий к дверям НИТИ Тесар. Опустим те выражения, которыми обменялись водители обеих машин. И пойдем дальше.

На шестой этаж можно попасть двумя способами – лифтом (их в здании два) и лестницей. Но, увы – один из лифтов был «зарезервирован» для митрополита. Створки его держал открытыми высокий симпатичный юноша.

У второго уже собралась группа журналистов, и к очереди на лифт постоянно присоединялись все новые и новые люди.

– А по вип-карте возите? – в шутку спросил кто-то из акул пера у караульщика.

– По вип-карте нет, только за наличные, – в тон журналисту ответил он.

– Хм, и сколько же стоит отвезти митрополита на шестой этаж?

Но этот вопрос остался без ответа.

Чтобы не ждать единственный и крайне медленный лифт, я предпочла пройтись по лестнице. Кто ж знал, что она у них такая длинная и крутая. Как ни странно, своих коллег по цеху, которые лифт дождались, мне удалось опередить.

Половина конференц-зала в ТПП была заботливо отгорожена жалюзи. И эта действующая половина вскоре оказалась под завязку заполнена людьми. Два последних ряда организаторы любезно отвели для прессы, а первый ряд – для вип-персон. Впрочем, одна из вип-персон так на встречу и не дошла – стул с фамилией главы Общественной палаты Ландо пустовал все полтора часа.

Пока все ждали начала встречи, Светлана Баринова обходила предпринимателей и просила их задавать вопросы с места, поскольку «митрополит хотел бы живой диалог, а не чтение с листа».

– А вопросы как, как наши вопросы? – спросила глава предприятия «Рациональ» Ирина Белоусова.

– Отличные! – похвалила Баринова.

– А мне можно будет спросить? – поинтересовался еще кто-то из предпринимателей

– Да, давайте, только без фанатизма.

– А без фанатизма мы разве умеем? – захихикали дамы.

В 14.06 владыка Лонгин и президент ТПП Максим Фатеев вошли в зал и заняли свое место в президиуме. После пары коротких приветственных реплик от Фатеева про вопросы, которые есть внутри нас, и митрополита, который в свою очередь пообещал «не длить вступительного слова своего», дискуссия началась.

Присутствующие предприниматели поднимали руку, вставали, получали микрофон, представлялись, задавали вопросы, просили благословения или обращались с просьбами и пожеланиями. Некоторые дарили подарки.

Кто-то пришел решать свои проблемы: представители ремесленного и рукодельного бизнеса выясняли, как бы привлечь в это дело детей и молодежь, не поспособствует ли церковь им в этом нелегком деле (отсюда как раз и возник вопрос – как нам воспитывать детей, чтобы отучить их играть в компьютерные игры), интересовались, как можно выходить к людям, чтобы учить их что-то делать своими руками (и митрополит отвечал про ярмарки и выставки при храмах на каждый престольный праздник, где рукоделы также могут участвовать).

Ирина Белоусова, которая является еще и руководителем благотворительного фонда «Благодать», рассказала о своей благотворительной программе для семьи и детей, но посетовала, что в кризис сложно осуществлять такие проекты в одиночку, но и бросать их не хочется, так что если кто-то захочет присоединиться к этой программе, в которой уже 25 школ участвуют, она будет очень рада.

Собственно, по заявленной теме (о том, как бизнесу пережить кризис) было задано всего три вопроса. Максим Фатеев поинтересовался, только ли внешние причины виноваты в том, что страна, регион, муниципалитет живут в кризисе, или это просто еще одно испытание для народа.

– Если бы я был марксистом, – сказал Лонгин и сделал паузу (напряжение, которое держало зал целых полчаса, в первый раз разбавило легкое хихиканье присутствующих), – я бы нашел только внешние политические и экономические причины. Однако все, что происходит с нами, является отражением нашего истинного отношения к миру, окружающей действительности, наших поступков. Любой кризис, в том числе социально-экономический, обусловлен чем-то недолжным, что есть в нашей жизни. Не мне рассказывать бизнес-сообществу, что такое это недолжное и сколько его. Вы сами все понимаете. Нельзя забывать, что настоящая цель жизни человека – вне успехов в производстве, бизнесе, политике.

Еще одну кризисную тему затронула юристка ТПП (к сожалению, она не представилась).

– Владыка, сейчас такое время, многие люди приходят к нам в юридический отдел в отчаянии. Что делать, как помочь людям от этого отчаяния уйти?

Митрополит ответил, что иногда человеку нужно просто сочувствие другого человека. Иногда надо просто выслушать и пережить с ним его горе. И это уже облегчит его страдания.

А вопрос, который был вынесен в тему встречи, задал самым последним корреспондент информационного агентства «Версия-Саратов» Алексей Письменный: как же все-таки по-христиански пережить кризис?

На это митрополит процитировал старца Амвросия Оптинского: «Жить не тужить, никого не обижать, и всем мое почтение» (в оригинале цитата звучит как «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение»). То есть не впадать в уныние, не отбирать у тех, кто слабее, то, что им принадлежит, и ко всем относиться с почтением.

Про кризис больше ничего не говорили, но обсудили массу других тем – нехватку у церкви помещений под воскресные школы, службу в армии (Лонгин поделился воспоминаниями, как три раза катался в танке и четыре раза стрелял из автомата), встречу Патриарха и Понтифика (ну, встретились и встретились, могли бы это и раньше сделать, не было бы такого ажиотажа, заметил владыка), гибель христиан в странах Ближнего Востока и молчание мирового сообщества, средства массовой информации и их ответственность за свою работу, критику церкви (мы люди, и мы не совершенны, и во многом мы сами виноваты, наша церковная семья растет и по закону больших чисел в ней чаще случаются непростительные поступки, но виновные всегда подвергаются наказанию, сказал Лонгин). И много чего другого.

Антикризисный рецепт владыки Лонгина: «Жить не тужить»

Юрий Ерофеев, председатель совета благотворительного фонда Александра Невского, под конец начал спрашивать у владыки, не думает ли тот, что какие-то внешние силы не дают России расти и развиваться. На что Лонгин скромно отвечал, что в том, что мы живем не так хорошо, как хотелось бы, есть и наша собственная вина. Потом Ерофеев предложил объединить церковь и государство, а также предположил, что было бы здорово вернуть в Россию монархию.

И уже после эти высказываний (к тому же встреча к этому моменту длилась почти полтора часа) Максим Фатеев быстренько завершил дискуссию, вручив митрополиту подарок от Торгово-промышленной палаты (книгу, которая, как известно, лучший подарок).

Люди стали покидать конференц-зал, и только Владимир Незнамов прилег на трибуну, достал телефон, позвонил кому-то и стал интересоваться, приехал ли гаишник к месту ДТП.