«Квестовый поход». Погружение в эскейп-румы Саратова

Оценить
С каждым квестом ты становишься умнее, хитрее, изощреннее. После каждой комнаты ты думаешь, что следующая тебе покорится с легкостью. И каждый раз ты получаешь под дых. Редактор «Свободных новостей» уходил на месяц в «Квестовый поход».

– Шел в комнату, попал в другую.
– Попал или хотел попасть?
(А.С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Пролог

В июле на просторах социальных сетей появилось сообщение об отборе участников для прохождения всех квест-комнат Саратова. Организаторы пообещали сделать участников экспертами в новом популярном виде развлечений. Все, что требовалось – оставить заявку на участие, ответив на несколько вопросов. Главное условие – никогда не участвовать в квестах и в течение месяца не планировать на вечер никаких дел. Подав заявку, попал в одно из самых увлекательных приключений в жизни.

 

День 0

Пришло сообщение. Мою заявку одобрили. Вошел в восьмерку, отобранную для «Квестового похода». Подтвердил серьезность намерений и дал волю эмоциям. Выпал шанс приобщиться к целой субкультуре, активно развивающейся в Саратове. Навел справки в интернете. На начало августа в городе было открыто 16 квестов. Еще столько же готовилось к открытию до конца года. Старт четырехнедельного марафона намечен на понедельник.

Первые эскейп-румы появились в Японии и Китае в 2007 году. Затем они покорили Европу. В России первые квесты в реальности появились в конце 2013 года в Москве. В детстве все читали приключенческие книги и нередко воображали себя на месте храбрых героев, находчивых сыщиков, кладоискателей. У всех есть любимые фильмы и жанры: детектив, триллер, хоррор. Многие играли в компьютерные игры, исследуя выдуманные миры и решая загадки для прохождения сюжета. Все это теперь можно испытать в реальности, посетив любой из квестов, которые уже охватили десятки городов России.

 День 1.jpg

День 1

Сообщили время и место первого квеста. Центральная улица Саратова, цокольный этаж. Дверь с кодом, рядом загадка. Приходит осознание, что следующий месяц загадки станут частью твоей жизни. Несколько минут раздумий и вариантов. Дверь открывается. Улыбающаяся девушка спрашивает, не нужна ли помощь. Соглашаюсь. В течение получаса знакомство с членами команды «Альфа». Алексей, Дарья, Елена, я. Совершенно незнакомые люди оказались в подвале за кодовой дверью. Организаторы «Квестового похода», ребята из команды SarQuest, отвечают на несколько вопросов. Полная неизвестность впереди. Администратор провожает до двери и вкрадчивым голосом рассказывает легенду эскейп-рума «Человек, которого не было». Заходим в комнату, у нас час. На это время как будто попали в другую реальность. Антураж и поиск решений загадок поглотили. Единственное напоминание о внешнем мире – голос администратора в рации, дающий подсказки. 67 минут. Обычно игроки справляются без подсказок. Нас успокаивают, что для первого раза неплохо. Смотрю на команду. У всех горит огонь в глазах. В следующий раз не допустим тех же ошибок.

Смысл квеста в реальности – за час (или полтора) выбраться из закрытой комнаты, стилизованной в определенной тематике. Все, что у тебя есть в карманах: телефон, часы, ключи, – остается в камере хранения. Ключ от нее единственная вещь, которую ты берешь с собой. В комнате ваша команда должна найти все ключи и тайники, разгадать ее загадки и решить головоломки, использовав свою смекалку. Час без гаджетов с единомышленниками при полном погружении в антураж и сюжет загадочного места. Как сказал товарищ по команде после очередного эскейп-рума: «Тут уж точно не возникнет мысли «а выключил ли я дома утюг?»

 

День 2

Встретились на стадионе «Динамо». Все в предвкушении нового испытания. Ребята из Project Umbrella встречают нас. Спрашивают, есть ли фобии. Тем, кто боится темноты, обещают массу впечатлений. На всех надевают наручники. Открывается дверь. Началось. Атмосфера гнетущая, эмоции зашкаливают. Паники нет. Саундтрек и эффект присутствия не отпускали все 47 минут до заветного выхода. Делимся впечатлениями. Администраторы с гордостью рассказывают, что все в «Побеге» придумали сами. Традиционный фотосет на память. Сами не осознавая, заводим традицию фотографироваться с реквизитом из комнаты. Но без спойлеров. Удивительно, как замкнутое пространство и общая цель сплачивает абсолютно разных малознакомых людей.

В Саратове часть квестов работает по франшизе, часть – местного производства. Например, «6-й гость» и Project Umbrella создавали саратовские ребята, проникшиеся культурой эскейп-румов. А квесты «Выйти из комнаты» и «Клаустрофобия» можно найти в десятке других городов России. Но даже если идеи квестов заимствованы из топовых столичных экскейп-румов, в любом случае они видоизменяются и перерабатываются. В итоге получается совсем другая история и загадки.

 

День 3

Сообщили о новом квесте. Идем в «Комнату Шерлока Холмса». Это первая комната, которая была открыта в Саратове. Встречает приветливая администратор Татьяна. Легенда квеста. Дверь под номером 221B, а за ней – кусочек викторианской Англии. После нескольких секунд очарования начинаем привычный ритуал. Обшариваем все что можно. Быстро соображаем, что к чему. Иногда чувствовали себя шпионами, вскрывая кодовые замки. 32 минуты командной работы, и мы вышли. Разгадали все загадки, хотя из-за скорости не хватило эмоций и глубины. Фотосет с реквизитом. Не прощаемся. Скоро вернемся в другую комнату от проекта «LOCKation».

Первый «квест в реальности» открылся в Саратове в ноябре 2014 года. Это была «Комната Шерлока Холмса». Несмотря на почти год существования, все еще находится масса желающих приобщиться к наследию знаменитого сыщика. Следующим был «Бедлам» проекта «Внедрение», открытый 15 декабря Антоном Стативкой и его другом. На 1 апреля 2015 года в Саратове существовало уже шесть комнат. К 1 сентября работают 18 эскейп-румов. Индустрия квестов в реальности развивается в Саратове в геометрической прогрессии и вовлекает все больше людей в это увлекательное времяпрепровождение. По темпам развития новых развлечений Саратов не сильно отстает от Москвы. Там в настоящее время работает более 80 локаций, но в столице эскейп-румы появились на год раньше.

 День 4.jpg

День 4

Нон-стоп марафон продолжился. Сегодня ждал «Блэйд». Все смотрели фильм, но не знали, чего ждать. Были готовы даже отбиваться от вампиров. Спускаемся на цокольный этаж. Привычный инструктаж. Посидев на уютном диванчике, заходим. Про себя отмечаю, насколько все эскейп-румы непохожи друг на друга. В «Блэйде» максимум механизации процесса и технических примочек. Последние минуты квеста – за гранью ожиданий. Уэсли Снайпс бы оценил. 45 минут без подсказок. Все администраторы всегда хвалят, это часть ритуала. Но мы не обольщаемся. Согласились попить чай. Фото с реквизитом. Небольшая передышка. Три дня на отдых и переваривание впечатлений. Впереди еще три недели марафона.

Организаторы «Квестового похода» из команды SarQuest сначала хотели сделать две команды: одну основную, одну запасную. Но передумали, собрав из 50 претендентов две команды по четыре человека в каждой. Я попал в «Альфу». Удивительно, насколько разные в нее попали люди, но как вместе оказались способны действовать над решением общих задач. Алексей – крутой программист в поисках интересного проекта, в последнее время увлекся хождением по стропам. Дарья – фитнес-тренер и основатель танцевального коллектива, выкраивающая для квестов свободное время в плотном расписании. Елена – счастливая домохозяйка, несколько месяцев назад переехавшая в Саратов со своим молодым человеком, которая в квестах нашла новое хобби и новых друзей. И я, начинающий редактор-журналист. Как в сюжете фильма, наша разношерстная компания попала в приключение.

 

День 8

Выходные пролетели. Вторая неделя «похода» началась с «Секретной лаборатории». Привычное место, знакомая администратор. Жду членов команды, спрашиваю о готовящихся к открытию квестах в городе. Судя по анонсам, большинство кочует в сторону страшилок. «Людям не хватает в жизни острых ощущений. А квесты их готовы предложить», – отмечает Татьяна. Все в сборе. Избавляемся от ключей и телефонов. Погружаемся в полумрак лаборатории. Облачаемся в халаты. Химические формулы, колбочки, реактивы. Химии не касался со школы, но остаточные знания оказались полезны. Сумбурно решаем часть загадок и неожиданно выходим за 35 минут. Противоречивые ощущения, хотелось вернуться в комнату и сделать что-то еще, вернуться и повозиться с пробирками и формулами.

Все эскейп-румы в Саратове сосредоточены в историческом центре города. Как правило, это помещения на цокольном или первом этаже. Наверняка вы видели вывески «Клаустрофобия», «Внедрение», «Выйти из комнаты» по дороге на работу или прогуливаясь по центру. И если сейчас многие магазины и бары закрываются и освобождают помещения, то квесты в реальности активно занимают все больше подвалов или офисов в самом сердце Саратова. И подобная «экспансия» обещает только нарастать. «Внедрение» уже расширило свою сеть на Энгельс, где на месте прогорающего кафе открыт квест «В плену Третьего Рейха», а в ближайшее время будут достроены еще две комнаты.

 День 9.jpg

День 9

С каждым квестом ты становишься умнее, хитрее, изощреннее. После каждой комнаты ты думаешь, что следующая тебе покорится с легкостью. И каждый раз, попадая в новую комнату, ты получаешь под дых. Так было и у нас в «Игре на выживание». Все были на взводе. Немного отвлекали и добавляли позитива приветливая администратор Настя и собачка Сэм. Все кроме Даши смотрели «Пилу» и знали, кто такой Джон Крамер. Предыдущая команда значительно задерживалась. Несколько раз раздавались их жуткие крики. Это щекотало нервы и обостряло чувства. Первый раз мы столкнулись с вышедшими из комнаты перед нами. Смесь страха, восторга и облегчения в их глазах. Наша очередь. Следующие 75 минут трудно передать словами, да и спойлеры ни к чему. Но это было нечто. Организаторы постарались на славу. Конструктор мог бы гордиться. Уже потом узнал, что ребята из «Куба» – одна из самых крутых команд в городе. И по прохождению других квестов, и по изобретательности в собственных.

Если вам показалось, что «квесты в реальности» – не место для романтики, вы ошибаетесь. Администраторы «Куба» Роман и Анастасия женаты и у них растет сын. При тестировании нового квеста «Закулисье» проекта «Клаустрофобия» один очень романтичный молодой человек сделал своей девушке предложение руки и сердца. Еще одно предложение было сделано во время квеста «Бедлам». Ребятам из «Внедрения» пришлось прекратить прохождение квеста, так как счастливой паре было уже явно не до решения загадок.

 

День 10

Если «Игра на выживание» встряхнула нас по полной, то «Лабиринт» перевернул все представления о квестах. Встретились с «Омегой» – Маргарита, Анна, Ерлан и Сергей. Оказалось, Сергей в этот день отмечал день рождения. Организаторы встретили и повели нас мимо старых кирпичных мельниц. Сумерки сгущались. Для квеста выдали фонарики. Заполнили стандартную форму. Предупредили о том, что если будет очень страшно, можно прекратить прохождение. Зашли в «Лабиринт». Знали только, что это не комната, а большое пространство площадью 200 квадратных метров. Все, чему научились в других квестах, здесь никак не пригодилось. В «Лабиринте» из привычного действует только гравитация. Время и пространство, как в теории Эйнштейна, становятся относительными понятиями. С ребятами из «Омеги» быстро сдружились, но это тоже никак не помогло. Выбрались только за 93 минуты с бурей противоречивых эмоций. Принцип и идея были понятны, но воплотить без подсказок все это оказалось очень сложно. Видимо, что-то мы делали не так.

«Квестовый поход» был организован командой SarQuest для того, что собрать отзывы об эскейп-румах Саратова. Изначально планировалось участие одной группы из четырех человек и запасных игроков, но были созданы две полноценные команды. В итоге «Альфа» и «Омега» начали прохождение саратовских квестов в противоположном порядке. Мы последними прошли комнату, из которой наши сотоварищи выбрались первыми. Наличие другой команды подстегивало нас совершенствоваться, ведь мы следили за их успехами, а они – за нашими. Как заметил после «Лабиринта» Ерлан, игроки наших команд были чем-то похожи друг на друга и выполняли примерно одни и те же функции. Не знаю, так ли это, но организаторы точно выбрали нас не случайно.

 

День 11

Встретились у второй локации «Выйти из комнаты». На входе фирменная разминочная загадка. В отличие от самого первого дня, решаем ее после недолгих раздумий. Сегодня по легенде квеста должны были попасть в часовую башню. Проработанный антураж и фирменная история места, в которое мы попали. Все было пронизано темой времени. Остального говорить нельзя – подписка о неразглашении. Стоит отметить, что ребята из проекта верят, что квесты в реальности скоро перерастут в новый вид искусства. Вышли за 40 минут. После «Лабиринта» немного перевели дыхание, попав в более привычную среду эскейп-румов. Чем больше проходишь квестов, тем больше втягиваешься. Кто-то из команды отметил, что экватор пройден. Всем взгрустнулось.

В среднем цена за посещение квеста – около 2000 рублей за команду. Есть немного дешевле, есть дороже. Как правило, команда состоит из четырех человек, но кто-то ходит втроем или вшестером. Квест-проекты часто организуют розыгрыши бесплатных сертификатов или скидок через социальные сети. За эти деньги, которые вы могли бы потратить, проведя вечер в кафе или баре, в квесте вы испытаете массу новых эмоций и отлично проведете время. К тому же администраторы всегда предложат вам чай с печеньем на уютном диванчике. У подавляющего большинства квест-проектов сервис и персонал – на высоком уровне.

 

День 15

Третья неделя «похода» началась в Энгельсе. Это первый и на начало сентября единственный квест в городе за Волгой. Встретили веселые ребята из «Внедрения», в том числе сам владелец и идейный вдохновитель – Антон. После тестовых игр «В плену Третьего Рейха» контрольное время сделали 90 минут. Команда «советских разведчиков» перед нами задерживалась. В настоящее время за стенкой строились еще две комнаты. Нам даже намекнули, что может ждать игроков в «Агонии». Заходим. Антураж сразу переносит на десятки лет назад. И вот ты уже разведчик в тылу врага. Сами не осознавая, пошли по одному из путей прохождения. Квест, оказывается, далеко не для новичков. Но когда вся картина складывается и видишь конечную цель... В общем, чертовски интересно. За моим прохождением по мониторам из администраторской наблюдала жена. Оказалась под впечатлением от технической оснащенности. Уже потом Антон рассказал, что фишка «Внедрения» – в полной автоматизации процесса прохождения. Веселое фото с муляжом гранаты на память.

В Саратове существует несколько профессиональных команд по прохождению квестов. К ним относятся сами организаторы, которые зачастую являются бета-тестерами открывающихся квестов своих коллег. Также есть команды известных в городе личностей с тысячами подписчиков в социальных сетях. Их тоже часто приглашают в открывающиеся квесты, так как это является неплохой рекламой. Третий вид команд – это просто компании друзей, которые постоянно проходят новые комнаты. Например, четыре девушки создали команду Pathfinder (в переводе с английского «следопыт»). Они специально для прохождения эскейп-румов сделали футболки с изображением пингвинов из мультфильма «Мадагаскар». «Пингвины» посетили уже почти все квесты в городе.

 День 16.jpg

День 16

Пришли в знакомый подвал старинного дома на Мичурина. Последний из открытых на данный момент квестов «Выйти из комнаты». «Замок святого ангела». Атмосферу разряжали шутки из разряда «выйдем ли живыми» и «насколько будет страшно». Администратор успокаивает, но обещает, что нам понравится. Окунаемся в мрачную атмосферу позднего Средневековья. Антураж пленяет во всех смыслах этого слова. Уже не торопимся выйти быстрее. Хочется прочувствовать квест и разобраться со всеми загадками. Вышли без подсказок. Чувство удовлетворения и грусти. Больше в этот подвал не вернемся. Войти в один квест невозможно. Хотя всегда можно привести друзей и понаблюдать за ними через камеры вместе с администратором. Организаторы обещают скорое открытие новых комнат. На фотографии даем волю эмоциям. Будет что вспомнить.

Квесты условно можно разделить на полностью автоматизированные и частично автоматизированные. В автоматизированных комнатах весь порядок действий заранее запрограммирован, и администратор просто наблюдает за прохождением по мониторам. В других квестах операторы постоянно контролируют процесс прохождения, включают или выключают те или иные технические примочки. Второй вариант не исключает человеческого фактора, хотя, по опыту и отзывам, это случается редко. Например, полная автоматизация квестов проекта «Внедрение» – это заслуга одного программиста, который создает программу, полностью делает проводку и все заводит на одну плату. В Саратове сложные механизмы для эскейп-румов практически невозможно достать. Поэтому организаторы, как правило, все необходимое заказывают или привозят из Москвы.

 

День 17

Задерживаемся, объезжая пробку на Стрелке. Администратор ждет нас уже на пороге. Он же является автором квеста и владельцем. Очень увлеченный человек, общение с которым доставляет массу эмоций. Квест «Истина в вине». Несмотря на название, выпить вам не предложат. Трезвость – одно из главных правил квестов в реальности. Еще один плюсик в карму. После десятка пройденных эскейп-румов эта показалась простой. Но впечатление обманчивое, в конце замешкались с загадкой. Обменялись с организатором идеями и пожеланиями. Цель похода – сделать из нас экспертов по квестам. Разбираться уже начали.

Как в каждой игре, в квестах в реальности есть свои правила. Часть из них универсальны для всех комнат. Правило первое: нигде и никогда не упоминать о квестах в реальности. Шутка. На самом деле рассказывать о них нужно друзьям и знакомым. На «сарафанном радио» в основном и строится основной приток посетителей. Во всех квестах нельзя применять грубую физическую силу. За несоблюдение правила и, как следствие, поломку может грозить немедленное прекращение прохождения. Еще одно обязательное условие – быть трезвым. В состоянии алкогольного или наркотического опьянения вас не допустят до участия. Также нельзя трогать электрические провода и предметы, не участвующие в квестах – они помечены специальными наклейками. Эти правила универсальны. О частных вам расскажут непосредственно перед прохождением.

 

День 18

Пришли в «Бедлам». Один из самых первых квестов в Саратове, открытый еще в прошлом году. Все в сборе, чаепитие, веселые шутки с администратором. Попадаем в психушку. Жутковато, временами нервно, но бывало и похуже. Предупреждали, что за счет опыта мы пройдем быстро. Но даже с опытом при отсутствии простой внимательности и капельки удачи можно застрять надолго. Зато облазили все вдоль и поперек, по полной прониклись атмосферой. Выбрались за 51 минуту. Чувство удовлетворения присутствует. Еще +1 в зачет. Ребята из «Внедрения» ждут нас в новых комнатах. Мы обещаем прийти.

Понятия о «возрасте» квеста достаточно условны. Все зависит от времени и условий открытия, существующей на тот момент конкуренции, а также от отзывов о той или иной локации. К примеру, «Бедлам» до сих пор остается одним из самых посещаемых квестов в городе, хотя технически уже уступает ряду эскейп-румов. Рассказывает Антон Стативка, один из основателей проекта «Внедрение»: «Исходя из расчетов, в среднем на Саратов и Энгельс приходится порядка 500 тысяч человек, которые подходят под наш сегмент, то есть могут прийти и поиграть. Если брать срез, что 10% из этих людей придут на квест, то получается порядка 50 тысяч человек. В среднем команда – пять человек, а значит, 10 тысяч команд. Если поделить их на год при интенсивной загрузке, то мы можем пропустить порядка двух тысяч команд в год. Получается, чисто теоретически, квест может и пять лет прожить. Но мы понимаем, что так долго это жить не будет. К концу года мы закроем «Бедлам» и сделаем «Темную сторону Бедлама» – поменяем загадки, перестроим комнаты, сделаем более сложный и более жесткий квест под уровень игроков, которые сейчас играют».

 День 22.jpg

День 22

Долгожданная премьера «Закулисья» от «Клаустрофобии». Ребята большие профессионалы своего дела и одна из крупнейших сетей квестов в стране. Очень уютная гостевая с символикой и традиционными леденцами и печеньками. Администраторы спрашивают у нас совет, куда лучше сходить. Выходят ребята из «Омеги». В приподнятом настроении и в театральных нарядах. Обещают, что нам понравится. Внутри от решения загадок то и дело отвлекаешься на завораживающую атмосферу. Тут даже запах театрального закулисья, уже не знаю, как его удалось воспроизвести. Проработка деталей впечатлила и покорила. Потом организаторы рассказали, что перед открытием прошли 70 (!) тестовых игр. Выходим под аплодисменты. 30 минут без подсказок и море удовольствия. Получаем браслеты на память. Маленький приятный штрих. Все мысли о завтрашнем дне. На финал нам приготовили нечто особенное.

Есть квесты низкобюджетные, есть такие, у которых более высокий бюджет. Каждый новый квест должен быть сложнее, лучше, эффектней существующих комнат – эта тенденция неизменна. Тем, кто в нее не вписывается, грозит разорение. При равных ценах посетители четко видят разницу в уровне некоторых проектов и могут почувствовать себя обманутыми. Поэтому здесь только один путь – вперед. На постройку качественного квеста уходит около 700 тысяч рублей. Но уже сегодня строятся комнаты, стоимость которых доходит до 1,5 миллиона рублей.

 

День 23, последний (крайний)

Последний день «Квестового похода». Немного грустное и торжественное настроение одновременно. Легкая паника после прочтения отзывов о «Колыбели кошмаров». Но у всех боевой настрой и решимость поставить жирную точку. Ребята из F.E.A.R. Lab встретили и поразвлекли нас, пока задерживалась предыдущая команда. Они недавно открылись, и ремонт шел полным ходом, но, забегая вперед, это никак не сказалось на качестве квеста. Проникновенная история, заходим. Мы были готовы ко всему. Но не ожидали того, с чем столкнулись. Название проекта оправдало себя в полной мере. В один прекрасный момент разум просто перестал цепляться за остатки реальности и направил все усилия на поиски выхода. Вышли с ошарашенными лицами, немного не веря в то, что все закончилось. Как будто весь наш путь был подготовкой к последнему квесту. Эффектная концовка удалась. К удивлению организаторов, мы побили рекорд, не воспользовавшись ни единой подсказкой. Лена, Леша и Даша остались понаблюдать за «Омегой». А я попрощался и вернулся в реальный мир.

 

Эпилог

Каждый из нас вынес из «Квестового похода» что-то свое. Лена из нашей команды «Альфа» даже устроилась работать в «Клаустрофобию», это затягивает. Мы с нетерпением ждем открытия новых комнат, а осень, как заметил Леша, обещает быть «жаркой». Для себя я понял, что безвыходных ситуаций не бывает, даже если оказался в неизвестной комнате с тремя незнакомцами и у тебя есть ровно один час, чтобы выбраться или…

 

P.S. Огромная благодарность проекту SarQuest и его идейному вдохновителю Дмитрию за предоставление возможности погрузиться в квесты в реальности. Спасибо всем администраторам за теплый прием. Отдельная благодарность Антону Стативке за ликбез и интересную беседу. И трем незнакомцам, с которыми мы подружились и стали настоящей командой.