Персональный ад автомобилиста

Оценить
Эксперты отмечают, что владельцы штрафстоянок, куда попадают эвакуированные автомобили, не имеют права удерживать транспортные средства граждан.

Ежедневно с улиц Саратова эвакуируют сотни автомобилей, припаркованных с нарушением правил дорожного движения. Погрузчики один за другим увозят брошенные машины и помещают их на штрафные стоянки. С этого момента владельцы авто попадают в бюрократический ад. Кто же в этом виноват – водители, чья безответственность зачастую зашкаливает, или же чиновники, так и не сумевшие за много лет организовать парковочные места в центре города? На эти и другие вопросы попытался найти ответы корреспондент ИА «Свободные новости» Роман Пятаков.

Водители, чьи автомобили угодили на эвакуатор, вынуждены тратить по пять-семь часов, а иногда и сутки, чтобы их вернуть. В течение этого времени они сталкиваются с непониманием, хамством и самоуправством. Ожидание инспектора, очереди в ГИБДД, поиск денег для уплаты штрафа – это лишь то немногое, что ждет нарушителя ПДД. Сначала вас попросят оплатить выписанный штраф, затем подпишут все необходимые бумаги и только после этого вы сможете поехать на штрафстоянку, где вас ждет очередное предложение раскошелиться за «предоставленные услуги».

Эвакуация как выгодный бизнес

Складывается впечатление, что государство перестало решать фундаментальные проблемы населения. Если люди бросают свои машины, нарушая при этом правила, значит им попросту негде припарковаться. Наверное, логичным решением в сложившейся ситуации стало бы строительство современных парковочных комплексов. При большом желании, даже с учетом кризиса, на эти цели можно найти необходимые средства, но власти почему-то сделали ставку на эвакуацию.

Для создания бравой дружины по расчистке улиц от автомобилей депутатами Саратовской областной думы был разработан и принят специальный региональный закон № 200. В нем народные избранники закрепили порядок проведения эвакуации, описали правила хранения транспорта и другие нормы.

Николай БондаренкоС виду добротный нормативный акт по полочкам «разобрал» молодой коммунист Николай Бондаренко, успевший прославиться на всю Россию борьбой за права автомобилистов. Юрист рассказал корреспонденту ИА «Свободные новости», что в свободное от партийных дел время снимает ролики и публикует их в сети Интернет с рекомендациями, как жителям Саратова бесплатно вернуть машину со штрафстоянки.

«Мы регулярно проводим гражданские рейды по штрафстоянкам, где тамошними сотрудниками в 99,9 процента случаев незаконно удерживаются эвакуированные транспортные средства. Уважаемые водители! Запомните раз и навсегда: когда вы приезжаете в ГИБДД, то получаете там копию протокола, постановление о вынесении вам штрафа и решение о прекращении задержания транспортного средства с обязательной отметкой «автомобиль водителю выдать».

Как только все эти бумаги оказались в ваших руках, диалог с государством окончен. Далее наступают гражданские правоотношения. Хочу вас уверить, что когда вы приезжаете на штрафстоянку и предъявляете администратору стандартный пакет документов, то он незамедлительно обязан выставить вам счет и вернуть машину. Так написано в законе.

К несчастью, на деле счет никто не выписывает, а сотрудник стоянки начинает на словах требовать от вас оплатить эвакуацию наличными деньгами. Если же вы отказываетесь платить, то машину попросту не возвращают, ее берут в «заложники», и с каждым часом сумма долга за стоянку увеличивается», – отметил Бондаренко.

По его словам, причина конфликта в том, что законодатель не стал разъяснять пункт закона, касающийся оплаты услуг погрузчика. Чтобы снять социальную напряженность, депутатам всего-навсего требуется указать, что гражданин вправе сам выбирать – платить по счету сразу и наличными, либо получить реквизиты исполнителя и внести средства на его счет в течение 70 дней.

«По мне так это самый настоящий лоббизм интересов предпринимателей. Людям замыливают глаза постоянным принятием поправок к данному закону, но они, как правило, не несут значимой пользы. Зато доходы от эвакуации каждой стоянки крайне велики. Если в их лапы попадает сотня машин в сутки, то прибыль в месяц от такого бизнеса составляет не меньше 5 миллионов рублей, – отметил Бондаренко. – Поймите, ваша машина приобретена законным путем и не арестована судом – значит, вы вправе свободно перемещаться по территории Российской Федерации. Административное задержание вашего автомобиля оканчивается сразу после того, как вы обратились в ГАИ и получили там решение о прекращении данной процедуры. По сути, вы свободны.

Тут важно понимать, что на штрафстоянке с вас начинают требовать сумму за оказание услуг, хотя вы не подписывали с предпринимателями никаких бумаг и не заключали договор. И тут, по моему мнению, наступает правовая коллизия. А вправе ли бизнесмены вообще брать с нас деньги?

Вопрос весьма спорный и требует оценки со стороны надзорных ведомств. Я вообще не понимаю, как данная инициатива прошла через прокуратуру. Одно могу сказать с уверенностью: вы имеете право оплатить услуги стоянки не сразу, а через какое-то время. Требуйте этого и защищайте свои права».

Общественный контроль

Валерий ДанилинМнение Николая Бондаренко, предполагающего лоббизм со стороны депутатов интересов бизнеса, укрепляется очередной инициативой народных избранников. Совсем недавно председатель дорожного комитета администрации Саратова Валерий Данилин заявил на заседании комиссии гордумы по промышленности, что местные власти готовятся сделать платными 1750 машиномест в центре города. Взымать средства с водителей будет ООО «Фабрика информационных технологий». Предприниматели планируют использование в своей работе программно-аппаратного комплекса «Городские парковки». Предлагаемая план-схема для организации «пилотного» проекта, охватывающая территорию, ограниченную улицами Московской, Советской, Рахова и Горького, может быть использована в качестве начального этапа. Затем количество бесплатных парковочных мест может быть значительно снижено, а на их место придут платные.

Владимир НезнамовПожалуй, один из самых известных наблюдателей за региональным законом об эвакуации автотранспорта, председатель комиссии Общественной палаты Саратовской области по взаимодействию с правоохранительными органами, судебной системой и противодействию коррупции Владимир Незнамов заявил нашему изданию, что обязательно рассмотрит возможность обсуждения с депутатами поправок к закону. Сам он подчеркнул, что выступает против данного нормативно-правового акта.

«Пока у нас не будет налажена работа с парковкой, говорить об эвакуации, наверное, преждевременно. Важен еще один момент: как исполняют данный закон на местах? В нем четко сказано, что инспектор ГИБДД должен эвакуировать лишь те автомобили, которые мешают движению других участников дорожного движения. Что мы видим на деле? Эвакуируются все подряд», – заметил Незнамов.