В судах РФ смогут выступать только адвокаты. Мнение Зайцева, Чарского и Свиридовой

Оценить
По мнению правозащитников, реформа системы предоставления юридических услуг существенно ограничит права граждан

Адвокаты в России вскоре могут получить эксклюзивное право на представление интересов граждан в судах. Соответствующие предложения Федеральная палата адвокатов разработала еще в конце прошлого года.

Новый предлагаемый порядок предоставления юридических услуг предусматривает в качестве условия для выполнения функций представительства в судах любой юрисдикции, включая и гражданское судопроизводство, обязательное получение адвокатского статуса.

На интернет-портале петиций Change.org Межрегиональным благотворительным общественным фондом «Право матери» был начат сбор подписей под обращением в адрес министра юстиции РФ Александра Коновалова. В тексте документа, в частности, указывается на недопустимость введения «адвокатской монополии» из опасения, что подобное новшество «может нанести серьезный урон институту представительства в судах слабозащищенных категорий граждан» и привести к «повышению стоимости юридических услуг для населения».

С учетом отрицательного общественного мнения проект был временно свернут, однако в настоящее время готовится принятие нового кодекса административного судопроизводства, который сделает наличие высшего юридического образования обязательным условием для представительства интересов граждан по административным делам.

ИА «Свободные новости» провело блиц-опрос представителей саратовского юридического сообщества и попросило их дать оценку предложениям Федеральной палаты адвокатов.

«За людьми, не имеющими статуса адвоката, нет никакого контроля»

Станислав ЗайцевСтанислав Зайцев, адвокат:

«В судах немало случайных людей, которые тормозят рассмотрение дела из-за своей профессиональной неподготовленности, а также создают другие проблемы. Поэтому моя адвокатская солидарность и заключается в том, чтобы в судах в большей степени участвовали адвокаты, в том числе и по гражданским делам. Фильтр, связанный с возможностью получения адвокатского статуса, работает не совсем четко. Из десяти человек, которые более или менее понимают в юриспруденции, восемь или девять без проблем сдают квалификационные экзамены и попадают в адвокатуру. Наверное, среди них больше случайных людей, чем реально имеющих право называть себя адвокатом.Этого быть не должно.

Между тем, количество адвокатов на душу населения сейчас превышает разумные пределы, поэтому не существует нормальной конкурентоспособности между ними. Если я не ошибаюсь, в области в настоящее время работает 1 тысяча 800 человек адвокатов. Когда я начинал (это была середина 1980-х), их было то ли 300, то ли 320. То есть численность увеличилась как минимум в 6 раз, а качество работы, к сожалению, стало намного хуже. Похоже, решили запускать всех подряд, а там – кто сильнее, тот и выживет. В итоге выживают более наглые и нахрапистые. Они не имеют определенной профессиональной базы и квалификации, но обладают какими-то умениями запудрить людям мозги.

Но я должен заметить, что последние лет 10-12 занимаюсь исключительно уголовными делами. Поэтому не готов сказать, что необходимость получения адвокатского статуса теми, кто ведет гражданские дела, было бы очень правильным решением. С одной стороны, конечно, будет более жесткий спрос с тех, кто выступает в судах; с другой стороны, не у всех есть материальная возможность оплатить именно работу адвоката. Ведь сейчас многие пользуются услугами знакомых и родственников, которые представляют интересы по доверенности. Но за людьми, не имеющими статуса адвоката, нет никакого контроля.

За адвокатами худо-бедно, но контроль существует: клиент всегда имеет возможность написать жалобу в квалификационную коллегию адвокатов, и эта жалоба будет рассматриваться, так что как минимум нервы адвокату потреплют и заставят объясниться. А если это будет дядя Ваня с улицы, который запудрит человеку мозги, на него даже пожаловаться некуда, и никак нельзя воздействовать, потому что у него нет никакого статуса. Я думаю, будет правильно, если будет более жесткий отбор тех людей, которые в судах представляют чьи-то интересы и по гражданским делам тоже».

«Гражданин останется один на один в борьбе с государством»

Владимир ЧарскийВладимир Чарский, правозащитник:

«Я отношусь к данной инициативе отрицательно. Это очередное наступление на права граждан в угоду определенному сообществу. Данная тема муссируется и продвигается очень давно. Я могу сказать одно: если это все будет реализовано, то юридические услуги станут недоступными, а их качество, учитывая всеобщую деградацию юриспруденции по всей стране, по всей видимости, станет еще хуже, поскольку ответственности как таковой ни у кого никакой нет. Я понимаю, с 2002 года они фактически отсекли правозащитников, не обладающих статусом адвоката, от участия в уголовном судопроизводстве (только в мировом суде гражданин может заявить в качестве защитника лицо, не являющееся адвокатом). Результат мы все с вами видим – по тому, что у нас происходит в судах по уголовным делам и что происходит с судебной системой.

Вообще определение лица, которое оказывает услугу платную или бесплатную, должно быть прерогативой самого гражданина. За этот выбор он сам несет ответственность, так же, как и за свою жизнь: он разумный гражданин и вправе выбирать, а здесь его насильно лишают этой возможности под соусом защиты его прав.

Наше государство уже настолько о нас позаботилось, что мы ни дыхнуть, ни, извините, пукнуть не можем, нас зарегулировали совсем, именно этим Государственная дума и занимается.

Это давнишняя мечта отдельных представителей адвокатского сообщества, которая до сих пор лоббировалась с отрицательным результатом. Но сейчас это пролоббировалось до принятия кодекса административного судопроизводства, в котором предусматривается, что только лицо с высшим юридическим образованием может представлять интересы человека по делам подобного рода. То есть часть правозащитников, которые могут создать проблемы, уже отсекли, а между тем административное производство – это все споры с государственными органами. Подобные нововведения противоречат основополагающему конституционному принципу, что право гражданина – определять, кто его будет представлять. Принцип доверия прописан и в Гражданском кодексе.

Я вижу в этом попытку определенных кругов создать себе фронт работ и на этом увеличить стоимость услуг адвокатов, которые и сейчас недешевы для большинства граждан (как и некоторые государственные услуги, например, связанные с оформлением земли: сейчас, если человек сам будет бегать, это обойдется ему в 30 тысяч рублей, а с услугами специалиста – в два раза больше). Кроме того, гражданин опять останется один на один в борьбе с государством, и это часть тенденции, которая очевидна».

«Мы ведем дела, за которые не берутся адвокаты. Граждане могут остаться без нашей поддержки»

Лидия СвиридоваЛидия Свиридова, глава саратовского отделения Союза солдатских матерей:

«Я оцениваю эту идею как нарушение конституционных прав граждан, потому что Конституция Российской Федерации у нас гарантирует каждому человеку доступ к справедливому правосудию, справедливому рассмотрению своего дела в суде. У нас власть очень изощренно это право сейчас ограничивает. Мы вспоминаем, что несколько лет назад аналогичная норма была принята в отношении уголовных процессов, когда запретили представителям общественных организаций быть участниками уголовного процесса на той или иной стороне. В результате малоимущие граждане, которые не могут взять себе адвоката, оплатить его, по сути, оказались лишены какой-либо независимой поддержки, так как назначаемые им государственные адвокаты, к сожалению, работают не с такой отдачей, с какой работает свободный адвокат.

В гражданском и административном процессе некоммерческие организации еще имеют право представлять интересы граждан, и, заметьте, всегда в общественных организациях (и в нашем Союзе солдатских матерей) решается вопрос, представлять ли того или иного человека в суде или нет, материальная сторона всегда ставится на первое место. Если к нам приходит женщина вся в золоте и в норковой шубе, то тогда мы ограничиваемся бесплатными консультациями, а если мы видим, что приезжает женщина из села и говорит, что ее сын попал в беду, то мы ведем процесс ее или ее сына бесплатно и берем на себя даже транспортные затраты, связанные с ведением процесса.

За 23 года существования Союза солдатских матерей я даже затрудняюсь сказать, сколько судебных процессов мы провели. Это где-то до 10 судебных процессов в год в разных регионах РФ, и ни один человек не заплатил нам деньги – мы всех представляли бесплатно, и большая часть процессов была нами выиграна (как по защите родителей погибших, так и по отстаиванию прав призывников). Даже когда мы проигрывали суды по призывникам, мы фактически выигрывали, так как их все равно не призывали в армию.

Сейчас мы не сможем представлять интересы этих людей при всем нашем желании. Потому что все суды вела я, а у меня нет высшего юридического образования, следовательно, доступ к корочкам адвоката для меня закрыт. Родители, которые ко мне обращаются, не пойдут, я уверена, к адвокатам, потому что у них нет даже десятой доли денег, которые нужно заплатить адвокату.

В уставе Союза солдатских матерей написано, что мы обязаны выставить защиту любому гражданину, любому члену семьи военнослужащего, даже уволенного в запас, если он отстаивает в суде свою честь, достоинство и здоровье. То есть он может уже 15 лет назад уволиться, а потом поругаться с начальником на работе, и мы обязаны ему выставить защиту, если его мама является членом нашего Союза. Получается, нам теперь нужно, чтобы председатель Союза солдатских матерей поступил в юридический институт, его закончил через шесть лет, потом наработал юридическую практику и получил корочки адвоката. Мне в этом году исполняется 60 лет. Это реально для меня? То есть налицо ограничение доступа к справедливому рассмотрению дела гражданина в суде. Если с осени эта норма вступит в законную силу, то уже тогда значительная часть граждан сама откажется обращаться в суд, так как не сможет сделать этого по материальным соображениям. Это еще один шаг к тому, что на всевозможные акции протеста будет выходить не 50 тысяч человек, а 500 тысяч.

Как мне кажется, эта инициатива связана с тем, что в последнее время очень много процессов выигрывается (при участии общественных организаций) против полицейских, которые применяют пытки к гражданам, против прокурорских и судейских, которые, например, нарушают правила дорожного движения, в результате чего гибнут люди. Между тем, адвокаты, многие из которых связаны круговой порукой с силовиками и судьями, боятся связываться с этими категориями граждан, зная, что после выигранного дела их ждут неприятности. Так что не следует думать, что данное предложение – это следствие лоббирования интересов адвокатов. Все дела, которые мы берем и ведем бесплатно, за них адвокаты просто не берутся ни за какие деньги».