Кирпич в кляре

Оценить
Сегодня Россия может обеспечить себя полностью только мукой и глиной

С того момента как Кремль озвучил решение отказаться от импорта продовольственных товаров из стран, поддержавших экономические санкции в отношении России, началось массовое гадание «на последствия». Потому что Кремль еще не сказал, с какими именно продуктами нам придется попрощаться, пообещав, правда, огласить весь список сегодня.

Самые страшные прогнозы, конечно, рисуют возвращение в благополучно забытое мрачное советское прошлое. Пустые скучные прилавки, длинные очереди, торговля деликатесами из-под полы (по космическим, естественно, ценам) и прочее, и прочее, и вообще практически голод. Другая прогнозная крайность – убеждение в том, что Россия в состоянии прокормить себя сама и в импортных товарах, в принципе, давно не нуждается. Правду, как всегда, искать стоит где-то между.

Пюре и вино

Надо отметить, что заявляя об ответных на санкции мерах, Путин оговорил срок действия вводимого моратория. Запрет (или ограничение) ввоза сельхозпродукции и сырья из стран, которые присоединились к санкциям против России, рассчитан на один год. При этом из тайного пока что перечня продуктов совершенно точно исключено детское питание и вино. То есть кое-что заграничное на российских прилавках таки останется.

На самом деле оптимизма этот факт не внушает, потому что, глядя на список импортируемых в Россию продуктов, действительно легко предположить, что в случае тотального эмбарго зубы нам придется положить на полку. Импортируем мы все: мясо, рыбу, молоко, фрукты и овощи. Причем половину завозимых из-за рубежа товаров РФ не в состоянии заместить собственным производством по объективным причинам. У нас такое не растет или растет плохо и мало. Например, кофе, чай, какао, орехи и некоторые фрукты (цитрусовые, бананы, виноград, абрикосы).

Мы импортируем даже груши и яблоки, которые, казалось бы, легко можем выращивать сами. Но по итогам прошлого года Россия потратила больше миллиарда долларов на то, чтобы купить груши и яблоки у Польши, Аргентины, Бельгии и Китая.

По данным Института комплексных стратегических исследований, в структуре расходов россиян на продукты питания импортные товары составляют 40%. То есть почти половина того, что мы покупаем в продовольственных магазинах, производится иностранными компаниями. А если вспомнить, что большинство предприятий российского пищепрома работает на иностранном сырье, то доля потребляемого россиянами продовольственного импорта резко увеличивается.

Чье едим?

Возьмем, к примеру, мясо. Говядину РФ импортирует в объеме 37% от объема потребления. Потому что самостоятельное производство качественной говядины оказалось для России проблемой. Весь упор в разведении крупного рогатого скота в российском животноводстве делается на молочные породы, оставив мясным всего только 10%.

Доля импорта свинины в структуре российского потребления составляет около 30%, что тоже немало. Главными поставщиками тут являются Канада, США и Беларусь. И несмотря на то, что в последние годы наметилась тенденция к снижению доли импорта свинины в Россию, говорить о независимости от зарубежных поставок слишком рано.

С мясом птицы на внутреннем российском рынке дела обстоят несколько лучше. Доля импортной курятины составляет всего лишь около 10% от общего потребления. Причем основные поставки охлажденного куриного мяса производятся из Белоруссии. Замороженную курятину везли из США, Канады и Бразилии, но доля этих поставок в общем объеме импорта последние годы заметно сокращалась.

Чтобы полностью обеспечивать себя мясом, России, по данным экспертов, нужно еще наращивать и наращивать объемы производства. При этом большинство экспертов склонны полагать, что главным препятствием здесь является именно открытость российского рынка для зарубежных производителей. И отказ от импорта, в частности, мясного сырья в перспективе может спровоцировать рост мясного производства в стране. Однако ключевое слово здесь «в перспективе».

Рыба, по мнению некоторых экспертов, один из немногих продуктов, дефицита которого россиянам не стоит опасаться. Из-за рубежа в Россию поставляется около 20 процентов от общего объема потребления рыбы и морепродуктов. Из Норвегии, Исландии, Эстонии и Фарерских островов на наши прилавки поступает лосось, сельдь, форель, килька и салака. Но Россия занимает пятое место в мире по вылову рыбы и морепродуктов, и значит, без морской рыбы мы не останемся. Оптимисты уверены, что временный разрыв торговых отношений с поставщиками морепродуктов вынудит россиян всего лишь перейти с лосося на треску.

На самом деле импорт рыбы и рыбной продукции в прошлом году составил 2,5 млрд долларов, причем 40% этого объема пришлось на Норвегию. В России рыболовство относительно неплохо развито только на Дальнем Востоке, но из-за фактической географической разорванности страны возить рыбу на тысячи километров в европейскую часть России, где сосредоточено основное потребление рыбы, зачастую не имеет экономического смысла.

Чтобы рыба и морепродукты действительно были доступны россиянам, нужно возобновлять и активно развивать существовавший в СССР рыбный промысел в Атлантике. И для этого восстанавливать надо и собственное рыбопромысловое судостроение. Хотя бы частично.

С «молочкой» тоже все совсем не радужно. Импорт молочной продукции в Россию растет, и особенно быстро с момента вступления страны в ВТО. Доля импорта в объемах потребления различных молочных продуктов колеблется от 30 до 60 процентов (главным образом белорусского производства). Основными поставщиками молока, сливок, сыра, сгущенного и сухого молока в Россию являются Белоруссия, Финляндия, Германия, Украина и Новая Зеландия. Кроме того, в роли экспортеров своей молочной продукции на российские прилавки традиционно выступают Литва и Польша. Судя по списку стран-поставщиков, в ближайший год «молочки» россиянам явно будет не хватать.

Импорт овощей и фруктов – это особенная боль. Россия с ее огромными территориями в настоящее время просто не в состоянии полностью обеспечить себя даже такими традиционно российскими продуктами, как картофель и яблоки (доля импортных яблок приближается к 75 процентам от объема потребления). Две трети всего рынка фруктов в России – это привозная продукция, овощей же завозится в пределах 20-40 процентов от общего потребления.

Конечно, есть в России целый ряд продуктов питания, производство которых налажено и объемы которых полностью удовлетворяют потребности населения. В достаточных количествах у нас производится мука, макароны и сахар. На 80-85% обеспечивается нужда россиян в растительном масле, мясных консервах, кондитерских изделиях.

Гордость и самонадеянность

В сущности, большую часть продуктов питания, импортируемых из-за рубежа, Россия вполне может заменить товарами национального производства. Но на это требуется время и деньги. Яблоневые сады за день не вырастают, так же как и молочные стада.

Чтобы полностью отказаться от импорта свинины, по словам экспертов, России потребуется около трех лет при условии сохранения нынешних темпов развития отрасли. Чтобы безболезненно попрощаться с зарубежной говядиной, нужно не меньше 8-10 лет. Таков срок реализации тех немногих инвестпроектов, что начаты на территории России в данном сегменте.

Через несколько лет в России, вероятно, начнут производить достаточное количество тепличных овощей, чтобы удовлетворять круглогодичную потребность в них населения. В настоящее время в регионах РФ активно строятся тепличные комплексы, которые помогут снять сезонный дефицит. Прогресс в этой сфере налицо, хотя он пока недостаточен для того, чтобы прогнозировать полное импортозамещение овощной продукции.

В общем и целом, по подсчетам экспертов, для замещения объема импортируемой продукции нужно будет вложить в развитие ключевых собственных производств около 7 млрд долларов. Сумма сравнимо меньше объема импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции в 2013 году – 43 млрд долларов. Но зато сопоставима с ценой строительства одного среднего нефте– или газопровода.

Гарантия на удорожание

Одним из самых вероятных последствий мести российского правительства своим иностранным торговым партнерам является даже не дефицит товаров, а рост цен на продовольствие. От прогнозов дефицита воздерживаются все эксперты до тех пор, пока не будет обнародован список «запрещенных» продуктов.

В общем-то и правительственные чиновники сразу после заявления Путина бросились пояснять, что перечень будет хоть и обширным, но довольно гибким. Что запрет затронет только те позиции, качественная альтернатива которым производится в России или может быть поставлена из стран, не вводивших санкции против России. То есть как такового дефицита может и не быть. А вот рост цен, по мнению экспертов, в сложившейся ситуации неизбежен.

«Последствия ограничения импорта продовольствия зависят от списка товаров, – отметил, например, экс-глава Минфина РФ, председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин. – Но возникнут ожидания эскалации санкций. Ожидания худшего повлекут повышение цен. А административное сдерживание цен ограничит рынок».

Другой эксперт Леонид Холод, референт аналитического управления Совета Федерации РФ, бывший заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РФ, напомнил, что буквально пару месяцев назад из-за ограничений ввоза европейской свинины цены на рынках на это мясо подскочили почти на 20%.

«Соответственно в России уменьшилась мясопереработка, потому что мясокомбинатам негде было взять новое сырье. Практически сразу начали расти цены на курицу – на 10%. И это при официальном перепроизводстве курятины в России. Очевидно, что ею переработчики начали замещать нехватку свинины и говядины. И так во всем. Если у вас что-то убывает, то цена будет расти. Плюс яблоки, ягоды из Европы. И вот мы получаем отсутствие традиционного осеннего спада цен, на который сейчас все очень рассчитывают», – говорит Леонид Холод.

Министерство финансов Российской Федерации тоже уже предупредило, что придется повысить прогноз по инфляции. Ориентир по инфляции в 6% по итогам года может быть недостижимым как раз из-за ограничения на импорт продовольствия из США и стран Европы.

«Например, за последний месяц товарная группа «мясо и птица» выросла в цене на 1,8% (за год это уже 11,3%), молоко и молочная продукция – на 0,3% (по итогам года – 19,5%)», – отмечают в Минфине.

При этом больше всего от удорожания продуктов пострадают наименее обеспеченные группы населения, у которых в структуре потребления продукты питания занимают большую долю. Стоимость минимального набора продуктов питания с начала года выросла уже на 11% процентов.

Дальше хуже

Отметим также, что ограничением импорта продовольственных товаров российское правительство не ограничится. С июня текущего года в Минпромторге РФ разрабатываются механизмы, ограничивающие закупки импортных товаров госструктурами, например. Механизм этот должен быть готов к октябрю. И не исключено, что чуть позже его действие распространят и на все юридические лица, осуществляющие свою деятельность в России. Потому что лозунг, под которым сегодня свою работу ведет российский Минпромторг, требует «вернуть собственный рынок национальным производителям».

Тут же стоит напомнить, что из непродовольственных товаров проблем у России нет только с изделиями из глины – кирпичом, черепицей и прочими глиняными стройматериалами. Доля импорта этой группы товаров безопасна – составляет менее 5% от объема потребления. Все остальное жизненно важное: одежда, транспорт, лекарства, мебель, оборудование, станки и электронная техника (включая бытовую, компьютеры, телефоны и прочие гаджеты) – для удовлетворения внутреннего спроса завозится из-за рубежа в объеме от 40 до 90 процентов.