В поисках «Доходного места»

Оценить
25 июня дипломы о среднем профессиональном актерском образовании получат студенты первого выпуска Московской театральной школы под руководством Олега Табакова. В начале июля они представили свой дипломный спектакль на Большой сцене Саратовского ТЮЗа.

25 июня дипломы о среднем профессиональном актерском образовании получат студенты первого выпуска Московской театральной школы под руководством Олега Табакова. В начале июля ребята представили свой дипломный спектакль на Большой сцене Саратовского театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева. «Доходное место» по пьесе Александра Островского силами начинающих артистов вышло зрелищем азартным и креативным.

Комедия «Доходное место» – о возможности быть порядочным человеком и оставаться честным перед собой и другими в мире, где хитрость и стяжательство сродни подвигу, а на бедность смотрят пренебрежительно и свысока. Действие пьесы режиссер и по совместительству актер МХТ им. А.П. Чехова Михаил Миронов переносит в наши дни. Без всяких условностей. Пространство сцены оформлено лаконично. В глубине ее голубым светом мерцает витрина с модными туфельками, сумочками, бутылками дорогого алкоголя. Не менее красноречивой метафорой является люстра в виде огромного бриллианта, магическим камнем зависшая над героями. И они, словно во власти этого кристалла, многоголосицей будут повторять как священную мантру: «У нас общественного мнения нет и быть не может. Не пойман – не вор, вот вам и все общественное мнение».

Откуда многоголосица? – спросит читатель. Ооооо, постановщик выступил очень смелым соавтором Александра Николаевича Островского. Оттого Аристарха Вышневского и Акима Юсова своим чинопочитанием будут опутывать не только Белогубов, но и еще шесть пронырливых карьеристов. Демографически изощренно режиссер поступил и с семейством мадам Кукушкиной (актриса МХТ им. Чехова Елена Лемешко). У этой крикливой бизнесвумен (подчеркнем!) кроме Полины и Юлиньки в доме живут еще пять дочерей. Все они словно сошли со страниц «Плейбоя»: зайки в розовом, в постоянном поиске жениха с доходом.

Диалог Полины и Юлии о женихах постановщиком будет разбит на семь голосов и превращен в суетливый птичий щебет: этакое современное девичье «общественное мненье». Но жажда прекрасного далёка в мирке богатства и сибаритства для девчонок не главное. Позволив себе смысловую импровизацию в случае с Кукушкиной, Михаил Миронов и здесь, к сожалению, уходит от Островского. У молодого режиссера акцент далеко не на фразе: «Выйти замуж не хитро – эта наука нам известна; надобно подумать и о том, как будешь жить замужем». Дочери, в буквальном смысле прикованные к гладильным доскам и живущие в достатке (в родительском доме они украдкой наряжаются в модную одежду), неистово повторяют: «Я рада-радехонька хоть за него выйти, только бы из дому-то вырваться»; «Другие девушки плачут, Юлинька, как замуж идут: как же это с домом расстаться! Каждый уголок оплачут. А мы с тобой – хоть за тридевять земель сейчас, хоть бы какой змей-горыныч унес». У Островского они бегут в первую очередь не от деспотизма матери, а от бедности. В таком случае теряется актуальность самого названия «Доходное место».

В этой связи самая остроумная метаморфоза в поисках «доходного места» волею авторов спектакля происходит с горничной девушкой Стешей. Она – таджичка. В первом действии ворчливо сокрушается: «Муштрует, муштрует, как солдат на ученье… одной только чистотой одолела». Во втором действии на крик Жириновского о «миграционных санкциях», доносящийся из радиоточки, таджичка Стеша проворчит уже что-то нечленораздельное – да и выйдет замуж за одного из «учеников» Юсова.

Все эти фантасмагорические наращения смысла очень оживляют спектакль и, вероятно, допустимы. Ведь красной нитью через все действие проходит мысль о том, что в современном обществе нет людей кристально положительных или крайне отрицательных. Коррупция пустила метастазы и стала нормой – вот те невеселые предлагаемые обстоятельства, в которых героям спектакля приходится жить. И попробуй тут остаться «белым и пушистым». Человеческую неоднозначность мастерски передают артист «Табакерки» Александр Фисенко в роли Аристарха Вышневского и актер МХТ им. Чехова Юрий Кравец (Аким Акимыч Юсов). Во внешности Аристарха Владимирыча – печать «девяностых». Он бритоголов, накачан, интонирует соответствующе – «быковато». Вместе с тем это очень уставший человек, знающий цену всему на свете. С Жадовым он откровенен и серьезен. С племянником Вышневский говорит не свысока, он – желающий добра наставник. Всем своим видом показывает: при возможности всё купить не стоит забывать, что является настоящей ценностью. Очень органичен в образе Юсова Юрий Кравец. Науку пользоваться «благами жизни», щедро поступающими чиновнику в конвертах, своим молодым подобострастным коллегам он передает изящно и со вкусом. В «программном» танце Юсов Юрия Кравца элегантен, как рояль. Каждым своим небрежно-изящным «па» он словно говорит: «Главное – я хозяин жизни».

Но, пожалуй, оригинальнее других в спектакле решен образ Василия Жадова. Режиссером он просто перекроен. В пьесе молодой человек изначально убежден: только жизнь по совести и честный труд позволяют добиться карьерных вершин. Также он верит в любовь и надеется, что его избранница пройдет вместе с ним этот долгий, трудный, но единственно верный, на его взгляд, путь.

В спектакле Михаила Миронова – другой Жадов. Первое появление главного героя повергает в шок: это подвыпивший избалованный «мажор». Его юношеская бравада в ответ на строгую отповедь дяди никак не тянет на «идеалистические принципы», скорее, это капризное стремление сделать все наперекор старшим. А как суетливо опорожняет он платяной шкаф Кукушкиной, приговаривая, что счастье в труде и честности. Да и Полину выбирает случайно, в каком-то бесконечном танце-кастинге. В «классического» Жадова он превращается, познав, что такое семейная жизнь и существование на учительское жалованье. Перед нами человек, растерявшийся от огромных «ножниц» между ожиданиями и реальностью. В пьесе Василий переживает сложнейшую гамму психологических состояний в попытке выбора между доходным местом в мире лжи и одинокой, но честной бедностью. При этом он остается безусловным героем от начала до конца.

Перед актером Артуром Касимовым стояла задача посложнее: превратить Жадова в героя к финалу пьесы. И свой заключительный монолог Василий произносит, словно оправдывается: «Я не говорил, что наше поколение честней других… Я говорил только, что в наше время общество мало-помалу бросает прежнее равнодушие к пороку, слышатся энергические возгласы против общественного зла...».

Спектакль «Доходное место» очень цельный. Но корректнее было бы назвать эту дипломную работу «постановкой по мотивам пьесы». Возможно, мы просто избалованы «дипломниками» саратовских студентов: педагоги СаТИ очень бережны к классической литературе. У педагогов Московской школы Олега Табакова свои методы воспитания хорошего актера. Их наш знаменитый земляк перечислил в обращении к абитуриентам, открывая школу и надеясь, что она будет напоминать Пушкинский лицей. По словам Олега Павловича, эта метода заключается в сосуществовании на сцене учителя и ученика, «жесткой формовке энергии таланта», атмосфере творческого поиска. И судя по тому, с каким вкусом, как воодушевленно и непосредственно играют артисты, она себя оправдала. Пожелаем ребятам больших творческих успехов!