Дикие пляски под дождем
«Здесь запрещены любые танцы. Разрешены только дикие пляски!» – вещает с «Дирижабля» обряженный в килт Федор Воскресенский, ведущий экшена под Калугой в «Этномире». Звучит убедительно. По крайней мере, народ под сценой начинает отплясывать несмотря на дождь и раннее полуденное утро.
Фестиваль «корневой» музыки «Дикая мята» в этом году прошел в седьмой раз. Еще молодой и не слишком известный, в этом сезоне фестиваль стал неплохой альтернативой не состоявшемуся в Самаре «Року над Волгой». Хотя калужский фест более продолжительный, мероприятие длится три дня. И далеко не бесплатный – удовольствие обошлось бы в 2,5 тысячи, плюс еще тысяча за место для палатки, плюс дорога.
Тромбон, волынка и коса
В этом году организаторы собрали 50 команд из 15 стран на трехдневный экшен, который проходил 13, 14 и 15 июня под Калугой в «Этномире». Среди хедлайнеров – Brainstorm, Сурганова и Алекс Клэр. Как рассказал на одной из пресс-конференций продюсер фестиваля Алексей Клюкин, в этот раз специально привезли много команд из Украины, но не по политическим мотивам, а скорее вопреки им. Например, во второй день выступал экс-участник группы 5'Nizza Сергей Бабкин, а на следующий день его коллега Sunsay. «Музыка должна объединять», – пояснил свою позицию Клюкин.
На «Дикую мяту» приглашают команды вне зависимости от музыкального направления. Организаторы принципиально делают ставку на малоизвестные группы. «У нас все по любви. Послушал, понравилось, пригласили», – пояснил Клюкин. Условий для участия в фестивале ставится два: личная симпатия организаторов к производимым группой со сцены звукам и «самопродюсирование». На двух сценах – большой под названием «Дирижабль» и более кулуарной «Лампе» – выступают команды, играющие в стиле этно, рок, фолк, джаз, транс и любое смешение всего со всем. В качестве музыкальных инструментов тоже используют всё. Зажигательные эстонцы Svjata vatra играют во время выступления на тромбоне, волынке и даже косе. Солистка группы «Иванова» поигрывает на стиральной доске.
На большой сцене первый фестивальный день закрывал ставший широко известным после участия в проекте «Голос» Антон Беляев и его группа Therr Maitz. Беляев прилетел на вертолете за час до выступления, словно волшебник какой, и показал всем свой acid jazz вперемешку с отличным световым шоу. На «Лампе» среди ночи пилил свои сеты сибирский дуэт «Волга». Шаманская смесь старорусских напевов с трансом вызвала над фестивальным полем немаленькую грозу.
Во второй день, в субботу, на «Лампе» программа началась с хип-хоп батла, организованного при поддержке журнала «Русский репортер». По замыслу, текстовки для батла должны были быть написаны под впечатлением от прочтения журнала. «Теперь по ночам под чаем я Русский репортер читаю», – звучало со сцены в исполнении Use Magnem и G13 ранним полуденным утром, пока народ просыпался, умывался, пил кофе и готовился к продолжению экшена. Вечером на «Дирижабле» неплохо отжигали молодые и борзые белорусские рокеры The Toobes. За пару часов до выступления на пресс-конференции они не смущаясь заявили, что «играли на одной сцене с Ляписом, его музыку трудно назвать роком». Закрывали вечер Сурганова со своим оркестром и грузинский коллектив Mgzavrebi («Странники»).
В третий день на сцену из известных пожаловали Тина Кузнецова, Sunsay и Алекс Клэр. Правда, оставаться на третий концертный день была возможность лишь тем, кто приехал не слишком издалека. Человеку работающему придется взять отгул на понедельник, чтобы посмотреть выступления. Концерты на «Дикой мяте» начинаются в полдень и заканчиваются далеко за полночь, а ночью неспящим показывают всякое кино. Так что, можно сказать, развлекательная часть длится почти круглосуточно, исключая период с пяти до девяти утра, когда сами организаторы впадают в непродолжительный анабиоз.
Хиппи vs хипстеры
«Дикую мяту» кто-то хвалит за организацию, кто-то ругает. Объективно фестиваль организован лучше остальных. Организаторы, по их же признанию «бывшие хиппи, ставшие жить более системно», сделали все, чтобы гости чувствовали себя свободными в своем выборе. Хочешь жить диким туристом – вот тебе поле, ставь палатку, жги костер, вари похлебку в чугунке. Мойся под дождем, благо уже третий год этого добра на «Дикой мяте» хватает. Дождевик, теплая одежда и резиновые сапоги здесь просто необходимы. Фестиваль сопровождают разнообразного калибра дожди от мелкого моросящего до проливного с грозой. Завсегдатаи связывают это с тем, что на празднование Дня России в Москве «разгоняют тучи».
Ну а хочешь цивилизации – в расположенном рядом «Этномире» есть пара гостиниц, несколько национальных харчевен и баня. Были бы деньги. На территории самого фестиваля тоже масса разнообразных едален, правда, цены в них совсем не хипповые: порция шашлыка может обойтись бюджету в несколько сотен, а то и тысячу рублей.
Из приятных впечатлений – на «Дикой мяте» практически не досматривает охрана, почти нет пьяных, хотя в магазине «Этномира» можно приобрести алкоголь любой известной градусности. В полях помимо биотуалетов стоят переносные душевые кабины. Еще здесь гораздо меньше проблем с подзарядкой гаджетов. А вот местный интернет с наплывом гостей практически не справляется. Из-за этого и единственный в округе банкомат тоже не работает.
Помимо музыкальной составляющей на «Дикой мяте» масса развлечений, начиная от разнообразных мастер-классов по йоге и медитации, заканчивая тренингами по вокалу, рисованию, боевым искусствам и прочим «мистериям» на вкус и цвет. В игровой зоне разбили свои палатки «Мосигра» и Sony Playstation, Amediateka привезла в качестве бонуса железный трон из сериала «Игра престолов», на котором все желающие могли сфотографироваться. Желающих было много. По ночам в палатке Amediatek`и показывали фильмы и сериалы. Также при желании можно было прокатиться на квадроцикле (500 рублей), воздушном шаре (1000 рублей) или вертолете (3500 рублей).
Этнобонус
«Этномир» представляет собой огромную деревню-музей, в которой представлены традиционные жилища народов России и мира. Что-то подобное можно увидеть в Саратове в Национальной деревне на Соколовой горе, но в гораздо меньших масштабах. В этом году в качестве бонуса всем гостям «Дикой мяты» было позволено бесплатно посетить еще один фестиваль со скромным названием «Моя страна – многоликая Россия», который проходил в «Этномире» в те же дни. На фестиваль приехали индусы, бразильцы, эфиопы и много кто еще.
Больше всего этот фестиваль запомнился огромным торжищем, на котором можно было приобрести различные этноподелки и товары разных народов – русские рубахи и индийские сари, резные ложки и индейские головные уборы, флейты, самовары, пряники, японские вееры, матрешки, глиняные и металлические вазы, разные фигурки и целую кучу другой не нужной в современном быту, но такой уютной утвари, которую обычно покупают в сувенирных лавках где-нибудь за морем и втридорога. Даже и хорошо, что банкомат не работал.
Параллельно на лотках с товарами проводили разнообразные мастер-классы по хендмейду, учили старорусской и китайской каллиграфии, рисованию на воде, ковке по металлу, игре на русских народных инструментах, росписи хной и прочим странным премудростям. Время от времени широкая ярмарка прерывалась ради выступления какого-нибудь этно-коллектива. То чукчи били в бубны, вовлекая в шаманский танец проходящих посетителей, то дедушка-гусляр в образе Баяна устраивал хороводы, заклиная тучи разойтись. В перерыве между всем этим ярмарочным гулянием можно было хлебнуть медовухи или съесть пирожок из самой большой русской печи в мире.
P.S.
Во всей этой круговерти три дня проходят очень быстро. И даже дожди не портят впечатление от фестиваля. Старожилы говорят, что на «Дикую мяту» «не попадают просто так». Здесь сложно встретить людей агрессивных и с мрачным взглядом на жизнь. Такие сюда просто не приезжают.