Обращение к избранным жителям. Полный текст речи Валерия Радаева

Оценить
Обращение к избранным жителям. Полный текст речи Валерия Радаева
Фото пресс-служба губернатора Саратовской области
Вчера, 27 мая, в десять утра губернатор Саратовской области Валерий Радаев в здании недавно отремонтированной после пожара саратовской филармонии выступил с двухчасовой речью.

Вчера, 27 мая, в десять утра губернатор Саратовской области Валерий Радаев в здании недавно отремонтированной после пожара саратовской филармонии выступил с двухчасовой речью. Выступление главы региона анонсировалось как «Церемония обращения губернатора к жителям Саратовской области». Чуть ли не впервые в истории Саратова была организована онлайн-трансляция с нескольких камер. Чтобы жители региона смогли увидеть губернатора, как сообщает «Саратовская областная газета», вместе работали четыре крупнейших провайдера региона. По телевидению обращение губернатора в прямом эфире не транслировали. Непосредственно из зала филармонии губернатора слушали избранные: депутаты Государственной думы, областные и муниципальные чиновники, ректоры саратовских вузов, представители бизнеса и общественности.

На сайте правительства был опубликован текст речи губернатора, который многое объясняет. Он размещен на правительственном ресурсе под заголовком «Обращение Губернатора В.В. Радаева к жителям Саратовской области: депутатам, главам муниципальных районов, бизнес-сообществу, работникам бюджетной сферы, общественникам». То есть до тех, кому они были адресованы, мысли губернатора всё-таки донесены.

ИА «Свободные новости» публикует полный текст выступления Валерия Радаева, предоставленный пресс-службой главы региона.

Обращение Губернатора В.В. Радаева к жителям Саратовской области: депутатам, главам муниципальных районов, бизнес-сообществу, работникам бюджетной сферы, общественникам

Уважаемые земляки, коллеги, друзья.

Прошло 2 года с того дня, когда в зале регионального парламента я принес присягу губернатора Саратовской области и поклялся делать все, чтобы наши жители почувствовали на себе перемены к лучшему. Это стремление совпало с готовностью саратовцев повернуться лицом к власти, совместно с ней созидать свою территорию. Ведь среда обитания, в которой мы живем, работаем, растим детей и обеспечиваем старость старшим поколениям, – это дело рук наших, а не результат посильных стараний управленческой корпорации. Только личная ответственность и заинтересованность могут стать гарантией процветания Саратовской области. А самореализация каждого жителя – залогом развития региона, областного центра, района, города, села.

Но это в идеале, к которому нам только предстоит приблизиться. Пока же нужно многое осознать и переосмыслить. Реально оценить свои возможности, определить перспективы и ответить на главный вопрос: в каком регионе сегодня мы живем, чем отличаемся от своих соседей, в чем наши сильные стороны, а в чем отсталость и ущербность, и как их преодолеть.

Поэтому спустя 2 года я вышел к вам с обращением, в которое попытался вместить и опыт работы этих 2-х лет, и анализ промежуточных итогов; оценить текущее состояние региона, его системные и точечные проблемы, определиться с той внятной и необходимой конкретикой, которая формирует цели и задачи нашей совместной работы.

Возвращаясь к вопросу, в каком регионе мы живем.

За период с 2000-го по 2010-ый годы область покинуло около 175 тысяч человек. Это чуть меньше населения Балакова или 3 таких города, как Вольск. Отток квалифицированных кадров в более экономически благоприятные регионы – Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Самарскую область, – проблема, которая по сей день продолжает существовать на рынке труда. Область ежегодно теряет в межрегиональной миграции около 4 тыс. человек. Среди уехавших велик процент тех, кто делал погоду в регионе – в культуре, в здравоохранении, в бизнесе. А тех, кто оставив саратовскую прописку, реализует себя не здесь, наверняка и того больше. Вероятно, мигрировавшие предпочли среднестатистической провинции динамично развивающиеся территории, будь то столичные города, российские мегаполисы или северные регионы с высокими заработками. В общем-то, это нормальный процесс. Человек ищет, где лучше, комфортнее, где больше возможностей. Но плохо то, что лучше не у нас, и что количество убывших не обязательно компенсируется «качеством» вновь прибывших. На этом фоне вполне закономерен сложившийся сегодня имидж Саратовской области как отстающего региона, который сегодня себя может соотносить разве что с субъектами-середнячками, где понятие «провинция» полностью соответствует смыслу крылатой строчки Грибоедова: «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

Тогда, как и само понятие провинции, и былые регалии Саратовщины еще 100 лет назад, а в историческом разрезе это не такой огромный период, имели иную смысловую нагрузку и совсем другой масштаб.

Напомню, что в начале 20-го века население Саратовской Губернии превышало 3 миллиона человек. А Саратов по числу жителей был третьим городом страны и крупнейшим в Поволжье. Нашу территорию называли «зерновой фабрикой России» – вместе с соседями Самарой и Симбирском мы давали 10% от всего валового сбора зерна империи. И это притом, что сеяли «от руки», а убирали косами и серпами. Край был лидером в мукомолье, в производстве подсолнечного масла. К началу XX века, наряду с бурным экономическим ростом испытав культурный взрыв, Саратов становится одним из культурных центров России, заслужив славу «столицы Поволжья». Здесь за счет бурного развития многообразных направлений в изобразительном искусстве, создания самобытной гуманитарной школы, за счет традиций русской интеллигенции создается питательная среда для людей, в последствие ставших деятелями общероссийского масштаба. В Год культуры нам надо об этом особенно помнить.

Регионы, которые сегодня по многим параметрам развития нас обгоняют на годы, а то и десятилетие – Казань, Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Пермь – 100 лет назад не могли и сравниться с Саратовской Губернией и по количественным и по качественным параметрам. А выдающийся государственный деятель Петр Столыпин, 3 года руководивший нашей губернией, не раз подчеркивал, сколь бесценным стал для него этот опыт, ведь процветающая губерния на тот момент сконцентрировала в себе все прогрессивные и революционные тенденции России.

Если зримо проследить, как трансформировался статус Саратова от века к веку, от грибоедовской «глуши» в начале 19-го, к культурному центру накануне Первой мировой войны, а затем к тому, что мы имеем сейчас, в начале 21 века, то получается ломаная кривая и не в нашу пользу. Эту ломаную кривую, извините за каламбур, – нам нужно переломить. Это трудно, но достижимо при условии, и повторю еще раз, – персональной ответственности каждого, присутствующего в этом зале, за порученное дело и подведомственную территорию.

Есть такая теория, что на каждом новом витке развития цивилизации история повторяется. И я бы хотел всем нам пожелать и предложить активно содействовать тому, чтобы успехи Саратовской области из разряда «былых» вернулись в настоящее время.

Движение мы ведем не с нуля и 2 года назад также не с чистого листа начинали свою работу. Что-то продолжаем, что-то приходится исправлять, большинство же направлений выводим на новую орбиту (технологическую, управленческую, ценностную), чего требует время. Но делаем все это с учетом накопленного опыта.

Каждый из моих предшественников внес свою лепту в жизнь региона. Первый губернатор Дмитрий Аяцков неистово работал над имиджем Саратовской области. Несмотря на условия конца 90-х, выдвигал амбициозные идеи и проекты. В период руководства Аяцкова, и лично я это хорошо помню, можно было действительно поверить, что Саратов – «столица Поволжья» или «Париж на Волге».

Губернаторство Павла Ипатова запомнится, прежде всего, своевременно и качественно разработанной антикризисной программой, за счет которой регион удержался на краю экономической и социальной пропасти, сохранив некую устойчивость с 2008-го по 2010-й годы. Другой вопрос, какой ценой. Ценой политического раздрая, многомиллиардной закредитованности, нигилистического отношения населения к власти как таковой, неопределенности по поводу будущего региона и его позиционирования на карте России.

От ошибок не застрахован никто. Мы не имеем возможности писать на черновик и переписывать набело. Качество нашей работы измеряется огромным числом параметров, не все из которых поддаются объективному измерению. В любом случае, в новейшей истории Саратовской области останутся те, кто искренне заботился о регионе и его жителях.

Придя 2 года назад в исполнительную власть, сформировав команду Правительства области, за отравную точку в своей будущей работе мы взяли курс на консолидацию. На тот момент это было главным и необходимым условием движения вперед. Преодоление порою враждебной разобщенности между политическими и общественными группами, местечкового авторитаризма на уровне муниципальной власти, деструктивных действий олигархических группировок, подвластных инерции лихих 90-х – этот пласт внутренних проблем был тем самым ручным тормозом, не сняв который мы могли еще долго буксовать и давать пустой выхлоп. А среди жителей в это время зашкаливал градус неудовлетворенности уровнем жизни, и зрели протестные настроения.

Но когда региональному сообществу было честно предложено объединить усилия, сосредоточиться на реальной работе, стать полезными друг другу ради главной цели – придать новый импульс развитию области, мы поняли, что одержали первую и очень важную победу. И еще раз убедились в том, что тот человеческий ресурс, который всегда был достоянием Саратова, не исчерпан. Толковых, адекватных, энергичных людей на нашей земле по-прежнему большинство. И эта наша опора.

Первый год был стартовым. Мы провели ревизию положения дел в реальном секторе и социальной сфере. Уточнили стратегические ориентиры, поставив задачу сделать Саратовскую область территорией развития, предполагая, что в этот тренд попадает каждый житель. Но красивые лозунги могут стать убедительными и им поверят люди только тогда, когда власть максимально приблизится к населению. Поэтому налаживание новых коммуникаций с жителями области, наряду с решением финансовых, экономических и социальных задач, стало другим немаловажным принципом нашей работы.

Надо признать, что за 2 года в этом направлении мы неплохо продвинулись. Максимально использовали все форматы взаимодействия с населением – сельские сходы, активы, личный прием граждан, в том числе в режиме видеоконференции, работу с письменными обращениями, мои систематические встречи с различными социальными группами. Год назад я уже приводил эти цифры, в динамике они еще более убедительны. В 2012 году с момента прихода в исполнительную власть нынешней команды правительства число официальных обращений граждан к нам возросло на треть. Как будто, извините за пафос, открылись шлюзы для бурного потока людских чаяний и жалоб. Такое ощущение действительно было и, думаю, мои коллеги со мною согласятся. Народ пошел с проблемами, копившимися годами, потому что увидел, что губернатор, министры – это не люди из телевизора, а те, чья работа в том, чтобы решать их вопросы.

В 2013 году резко возросло количество обращений, поступивших в ходе личных приемов на территории муниципальных районов. Выбранный нами формат общений себя оправдывает. Люди идут – значит верят!

Бывает, что на губернатора выходят жители муниципальных районов из-за нерасторопности местной власти. И такая пусть единичная практика у меня лично вызывает резко негативную реакцию. Почему из-за того, что руководство района своевременно не подготовило заявку о вступлении в ту или иную федеральную программу или слабо заинтересовано в поиске инвесторов, должны страдать люди? Те же жители аварийных домов или граждане, чья зарплата зависит от наполняемости муниципального бюджета? Даже сегодня спустя 2 года власть на местах зачастую не ощущает сопричастность ключевым процессам в регионе, не видит целостной картины и не имеет конкретного алгоритма, как свое локальное пространство сделать частью общей территории развития, каковой мы объявили область. Нужно видеть дальше границ своего района и воспринимать те ориентиры, которые мы утвердили, и которые я сегодня озвучу, применительно к своим муниципалитетам. Подчеркну самое важное: как региональная власть синхронизирует свои действия с федеральным центром, так власть муниципальная должна идти в ногу с областной. Без этого ступенчатого движения в одном направлении в современных условиях невозможно достичь результата – результата, которого от нас ждут Президент и наши жители. Принцип «крепкий район – устойчивый регион – сильная Россия» себя должен полностью оправдать в свете задач, поставленных главой государства.

Я не случайно во вступительной части своего обращения коснулся темы выстраивания новых и разнообразных коммуникаций с жителями. На начальном этапе нам это было нужно, чтобы увидеть реальные проблемы и начать их решать, возвращая людям доверие к власти. Но за подобной стратегией кроется и другая более значимая цель. Одним из главных политических трендов, с которого начал свой новый президентский срок Владимир Путин, была идея вовлечения в управление своей территорией самих людей, переход жителей из объектов власти в ее субъектов. И налаживание внятного, конструктивного диалога с людьми как раз первый шаг к началу такого сотрудничества.

На Украине подобный диалог, к сожалению, не состоялся, и все мы видим, к чему это привело. А жители Крыма навели порядок в собственном доме, сделали самостоятельный выбор, которым доказали, что только народ является источником любой власти.

И нам, жителям традиционно спокойной и социально стабильной Саратовской области, отвечая требованиям времени, надо идти дальше, создавая новые действенные модели «народовластия». Об этом мы еще сегодня поговорим.

Другим приоритетом государственной политики, который непосредственно касается власти на местах, Президент назвал межэтнические отношения. И особо подчеркнул, насколько ёмким и всеобъемлющим является данный сегмент. «Здесь, – сказал Владимир Путин, – фокусируются многие наши проблемы, трудности социально-экономического и территориального развития, коррупция... провалы в образовательной и культурной политике».

Для Саратовской области, где проживают 135 национальностей, эта тема не может быть проходной. И на примере событий прошлого года мы убедились, что без системной работы по упреждению любых столкновений, которые таят угрозу перейти из межличностных в межнациональные, риск повторения Пугачева велик. Можно сколько угодно рассуждать о субъективном человеческом факторе, о непредсказуемости бытовых коллизий, но когда идет анализ, выясняется целый клубок обстоятельств, граничащих с нарушением закона, как, например, табачный киоск в 101 метре от школы или продажа пива подросткам. Все эти нарушения в одночасье выстреливают, и происходит трагедия, подобная той, что произошла в московской средней школе, когда ученик взял в руки оружие и направил его в своего учителя.

И, несмотря на то, что и преподаватели, и одноклассники в один голос утверждали, будто бы ничто не предвещало такого поступка, и здесь сработал какой-то субъективный фактор, власть должна сделать практические выводы из случившегося. И выводы – системные. Отсутствие единой психологической службы на школьном пространстве, оружие, свободно хранящееся дома и доступное каждому члену семьи, агрессивные интернет-игры, когда ребенок еще до завтрака убивает по 200 человек на планшете, отсутствие охранного оборудования при входе в школу. Я отвлекся осознанно на этот резонансный случай. В нем мы видим сочетание субъективного, находящегося в плоскости личной жизни человека, отдельной семьи, и объективного, что находится под юрисдикцией государства и общества. Если первое не подвластно нашему прямому влиянию, то второе – всецело и полностью в компетенции органов власти. И здесь спрос с нас с вами. Межэтнические отношения сотканы из той же материи.

Возвращаясь к федеральным ориентирам, о которых буду сегодня подробно говорить в преломлении к Саратовской области, следующим по значимости назову улучшение делового и инвестиционного климата. Это тоже системная работа и здесь Президент ставит перед нами конкретные задачи сформировать к 2015 году нормативно-правовую базу для благоприятного ведения бизнеса. Как известно, уже со следующего года будет запущен национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в нашем регионе, на который и будут ориентироваться инвесторы. И нам важно не оказаться в хвосте по сравнению с другими субъектами, как не отставать и по другим параметрам, заданным федеральным центром. А это эффективность реализации майских указов Президента, придание нового импульса развитию сферы культуры, повышение привлекательности сельских территорий, постепенная переориентация экономики на инновационное развитие и ее деофшоризация. Все эти процессы требуют комплексного, системного подхода и, как я уже отметил, персональной ответственности каждого управленца. Позволю себе процитировать Президента Владимира Путина, который подчеркнул: «каждый на своем месте в соответствии с полномочиями должен приложить максимум усилий, чтобы наш труд был эффективен, чтобы механизмы государственного управления на практике давали результат – обеспечивали поступательное решение социальных проблем за счет роста экономики». Сказанное главой государства – это главный вектор движения страны и регионов, исчерпывающая формула успешного развития любой территории.

Индустриальный и торговый спад, наблюдаемый сейчас в России, а также экономические санкции, вводимые странами ЕС и США, концентрируют спектр задач, поставленных Президентом, на развитии промышленности. Что вполне объяснимо. И для России в целом, и для нашего региона промышленный сектор был и остается локомотивом экономики. И если в 30-е годы мы говорили об индустриализации как о наращивании промышленного потенциала преимущественно аграрной страны, то сегодня, в 2014-ом мы с полным основанием можем сказать, что начался новый виток индустриализации, направленный на повышение конкурентоспособности российской экономики за счет рывка в промышленности. Данный тезис, по-моему, не нуждается в доказательствах. Глобальная модернизация, в том числе промышленных предприятий; строительство новых производств, а значит повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции; создание высокотехнологичных рабочих мест, число которых к 2020 году должно составить по России 25 миллионов. Все перечисленные процессы, как в капле воды, отразились в промышленном секторе Саратовской области. Уже в этом году мы вводим 4 завода, причем совершенно новых для региона направлений; даем начало новой отрасли – металлургии; приводим в область мировых лидеров; четко следуем целевым ориентирам по созданию новых рабочих мест – в 2013 году в промышленной отрасли их было создано 3 тысячи, в том числе 2,5 тысячи – высокотехнологичных.

Да, с промышленной карты области за последние полтора десятка лет исчезли Авиационный и Метизный заводы, Энгельсское Химволокно и ряд других предприятий. Но было создано новое вагоностроительное направление, куда сегодня входит 3 действующих и 2 строящихся предприятия. Регион улучшил позиции в производстве газового оборудования, которым занимаются полтора десятка предприятий и 2 научно-исследовательских проектных института. Во многом этому способствовал приход в область мирового лидера – компании «Бош Термотехника». Но без сращивания науки и производства Саратов вряд ли стал бы российским центром по выпуску газового оборудования.

Мы продолжаем лидировать в производстве СВЧ-электроники, Саратовская область – единственная в России, где создана полная цепочка производства композитных материалов. Этот процесс концентрируется на базе крупнейшего в России производителя нитрила акриловой кислоты завода Саратоворгсинтез, вокруг которого сегодня формируется целый кластер потребителей НАК. Расширение производства и реконструкция завода дадут новый импульс развитию предприятиям, работающим на его промышленной площадке. А это «Композит волокно», «Акрипол», «Биоамид», «Поволжская арматура». Также выпускаемое в больших объемах стратегическое сырье Саратоворгсинтеза позволит успешно реализовать инвестиционный проект группы компаний СНФ – строительство уникального для России завода по производству полиакриламида. Этот полимер применяется при очистке воды и для повышения нефтеотдачи скважин, что весьма актуально и для Саратовской области, и для территорий, задействованных в нефтедобыче, в том числе пограничного Казахстана.

Кроме того, в регионе с советских времен сохранился и развивается пул предприятий – производителей аккумуляторов различных типов и назначений. От источников тока, работающих в кардиостимуляторах, до батарей космических аппаратов. От бытового назначения до высоких технологий. Но не все здесь гладко – хромает экологическая составляющая. А в условиях возрастающей конкуренции надо работать над повышением качества и расширением рынков сбыта. Имея свою нишу, важно в ней удержаться. Поможет решить эти проблемы создание ассоциации, по примеру Центра газового оборудования, и разработка общей стратегии развития профильных предприятий. Обращаюсь к региональному министру промышленности и энергетики Сергею Михайловичу Лисовскому с поручением обсудить эту тему с руководителями предприятий и в течение 2-х недель доложить мне о принятых решениях. Важно помнить, что заводы автономных источников тока нам удалось сохранить, в то время как по всей стране они были утеряны.

О вводимых в этом году 4-х заводах, 2 из них – «Балаково-Центролит», «Северсталь» – дают начало принципиально новой для региона отрасли – металлургии. Вокруг «Северстали» ожидается формирование сегмента предприятий-спутников, ориентированных на использование металлопроката, в том числе создание сервисного металлоцентра для нужд промышленного, строительного комплексов региона и близлежащих областей.

Аналогичная ситуация с «Балаково-Центролит» – заводе, на открытие которого завтра я вас всех приглашаю. Это событие не только регионального, но и всероссийского масштаба, ведь не каждый год в российских регионах открываются заводы. Выход предприятия на проектную мощность позволит обеспечить железнодорожный транспортный кластер области доступным качественным литьем, что повысит конкурентоспособность продукции завода металлоконструкций и вагоностроительного завода, а также увеличит объемы их производства.

Хочу подчеркнуть, что со строительством современных высокотехнологичных заводов особенно остро встает вопрос подготовки для них специалистов. Заслуживает внимания так называемый метод опережающей подготовки кадров, используемый компанией «Северсталь», которая еще в процессе реализации проекта договорилась с СГТУ. Там сейчас специально для компании готовят металлургов. Считаю, что данный опыт должны взять на вооружение предприятия и других отраслей, где есть дефицит специалистов, а это, прежде всего, транспортное машиностроение и стекольная промышленность. Где готовятся саратовские стекольщики и вагоностроители? Не у нас. Это принципиально не верно. Руководителям учебных заведений, самим предприятиям нужно быть более чуткими к запросам рынка труда и собственному кадровому планированию. Создавать систему по обучению кадров на своих учебных базах и из своего населения гораздо надежнее, чем искать их в других регионах. И здесь опыт Советского Союза нам стоит вспомнить и применить. Тогда практически у каждого крупного предприятия были свои профтехучилища, готовящие квалифицированных специалистов. Знаю, что сегодня к такой практике прибегают новые предприятия, понимая, что вложившись сегодня, например, в ремонт, переоборудование того или иного колледжа, выплачивая стипендию учащимся, на выходе завод получит гораздо больше. Правда, подобная практика пока единична. Значит, ее нужно популяризировать, в том числе с помощью СМИ, которые, используя современный формат подачи информации, должны показывать молодежи и выпускникам важность и востребованность рабочих профессий, вести на страницах своих изданий соответствующие рубрики и проекты. Сегодня это необходимо.

В текущем году в активную фазу входит реализация 3-х инвестиционных проектов с участием зарубежных фирм, обладателей передовых технологий в своей отрасли: «Энгельсский локомотивный завод», «ВолгаГидро» и «Балтреагент» – уже упомянутый завод компании СНФ. На первых 2-х будет выпускаться принципиально новая для области продукция – грузовые магистральные электровозы и энергетическое оборудование для гидроэлектростанций.

Дополнительно эти предприятия создадут более 1 тысячи высокотехнологичных рабочих мест.

В августе минувшего года совместно с руководством Российского ядерного центра мы рассмотрели вопрос о создании в Саратове на базе Научно-производственного предприятия «Инжект» Российского центра компетенций по лазерным системам. Переговоры в этом направлении продолжаются.

Ставя задачи индустриализации, экономического роста, правительству области надо ориентироваться как на открытие и расширение новых производств, так и на выстраивание горизонтальных связей между предприятиями, содействовать развитию межотраслевой кооперации и территорий, особенно с высоким уровнем безработицы. Там, где используются передовые подходы к продвижению своих производств и продукции, виден результат. У нас уже имеется опыт кооперации, когда начинают взаимодействовать предприятия внутри региона. Например, «Нефтемаш-САПКОН», «Сарэнергомаш», Петровский электромеханический завод «Молот» планируют производить нестандартное оборудование для будущего локомотивного завода в городе Энгельс. Организована межзаводская кооперация при реализации гособоронзаказа, что полностью согласуется с задачей, поставленной Президентом, о полной загруженности госзаказом предприятий ОПК.

Приведу также удачный пример создания производственно-торговой сети в легкой промышленности, позволившей поднять состояние экономики, в том числе в депрессивных районах. Объединение «Элит», специализирующееся на пошиве медицинской одежды, создало сеть фабрик в 4-х районных центрах области – Аткарске, Марксе, Балтае и Петровске, помимо этого открыло более 40 фирменных магазинов, а свою продукцию реализует более чем в 60 регионах РФ. Что нам мешает сделать торговую марку «Элит» брендом легкой промышленности Саратовской области, каким стала мебельная фабрика «Мария», известная на всю страну и занимающая 13% российского рынка кухонной мебели? Управленческий опыт, а он ориентирован на самые высокие европейские стандарты, здесь также стоит брать на вооружение.

Я назвал позитивные примеры и тенденции в развитии региональной промышленности. Но если рассматривать картину в целом, то не все у нас так благополучно. Действительно, на протяжении более чем 10 лет отрасль по основным показателям опережает общероссийские. Но это говорит не столько об устойчивой и равномерной динамике, сколько о многоотраслевом характере промышленного сектора области, при котором проседание одних отраслей компенсируется ростом других. В свою очередь снижение может быть обусловлено даже не внутренними проблемами конкретного предприятия, а зависимостью от главного потребителя его продукции. И если таким потребителем, например, является АвтоВАЗ, то от снижения объемов выпускаемой продукции на этом предприятии страдают наши Балаковорезинотехника, Подшипниковый завод, а в общей сложности больше десятка предприятий, на которых работают свыше 19 тысяч человек.

О чем это говорит? О том, что горизонтальная интеграция с завязкой на одном головном предприятии может как гарантировать заказы в случае его стабильной работы, так и парализовать производство в случае падения объемов. Поэтому чтобы обезопасить себя и региональную экономику, заводам нужно расширять рынок сбыта, номенклатуру производства и активнее заниматься поиском новых партнеров. Например, крупными мировыми автопроизводителями идет постоянный поиск новых поставщиков запасных частей для вновь выпускаемых моделей автомобилей. И здесь наши предприятия приобретают немалые перспективы, главное – грамотно ими воспользоваться.

Возвращаясь к показателям роста, напомню, что в 2013 году индекс промышленного производства превысил 101%, что больше среднероссийского уровня. Однако из 38 районов области только 12 завершили год с ростом производства, а из крупных городов лишь в Балакове добились увеличения выпуска промышленной продукции, в Саратове и Энгельсе отмечено снижение. Поэтому мы можем сколько угодно говорить о промышленном потенциале региона, подбадривать друг друга, но на сегодня из 5 промышленных городов-лидеров – Саратов, Энгельс, Маркс, Вольск, Балаково, только последний вытянул на себе индекс промышленного производства всего региона. Что остается остальным территориям? Как в спорте – ориентируясь на лидера, ставить высокую планку и для себя.

Остро стоит вопрос реализации инновационного потенциала. Согласно одному авторитетному рейтингу, в 2011 году мы были 11-ми среди инновационно активных регионов, в 2012 стали 15-ми. Это очень тревожная тенденция. Если не примем мер, то по итогам текущего года рискуем оказаться еще ниже. И это на фоне того, что Президент призывает нас наращивать долю инновационной продукции в промышленном производстве. Есть несколько основных показателей инновационного развития территорий. Это инновационный потенциал, собственно поддержка инновационных технологий, конечная цель которой – вывод инновационной продукции на рынок. Да, потенциал у нас высок. Здесь мы в числе лидеров. Даже количество аспирантов в Саратовской области самое большое в ПФО. А вот по мерам государственной поддержи – мы в числе отстающих! Где выход? В условиях дефицита областного бюджета ситуацию быстро не исправить. Но государство готово софинансировать инновационные проекты. Есть такие источники средств как гранты, федеральные целевые программы, целый перечень фондов содействия. И сами инноваторы должны вступать в это поле.

Такая практика уже дает свои плоды, 9 предприятий региона стали резидентами фонда «Сколково», 3 получили грантовую поддержку, а значит, их проекты востребованы государством.

В свою очередь региональным министерствам промышленности и экономики необходимо продолжить работу по привлечению средств федерального бюджета в рамках реализации ФЦП и государственных программ Российской Федерации.

Помимо этого важно, чтобы наука была интегрирована в промышленность. Ученым стоит ориентироваться на потребности промышленности в передовых разработках, а предприятиям – финансировать такие исследования. Эти средства должны быть основным источником поддержки инноваций.

Примером системного комплексного подхода к созданию научно-производственного цикла и внедрению инноваций является наш Национальный исследовательский университет, который взял курс на интеграцию с промышленными предприятиями. В рамках программы развития вуза на территории области были созданы 3 высокотехнологичных центра на производственных площадках заводов «Рефлектор», «Тантал» и «Контакт». Считаю, что производственная, научно-исследовательская и учебная деятельность – это необходимое триединство, которое раскроет инновационный потенциал нашего региона.

Однако, вычленяя для себя наиболее перспективные проекты, мы, пока еще, к сожалению, сталкиваемся с целым рядом организационных проблем. К примеру, на упомянутом выше «Рефлекторе», где запланировано создание промышленного парка, мало того, что так и не решен вопрос с оформлением земли, но даже сама законодательная база формирования подобной площадки отсутствует. Для того чтобы промышленная площадка на «Рефлекторе» в будущем стала центром притяжения инновационных предприятий в регионе, даю поручение министерству промышленности и комитету по управлению имуществом области предметно заняться вопросом перевода земли из федеральной собственности в областную и разработать необходимую законодательную документацию. Тем более у нас уже есть опыт решения подобного вопроса с точки зрения земельной проблемы – это переоформление земли под промышленную площадку Саратовского НИИ машиностроения.

Сегодня на федеральном уровне индустриальные парки рассматриваются как точки роста экономики. В России пока 36 действующих парков, планируется открыть еще более 80. Обсуждаются возможности концентрации государственных мер поддержки именно в таких зонах. Поэтому имея возможность создания промышленного парка, мы не должны спотыкаться на сугубо организационных моментах, решить которые можно в кратчайшие сроки.

Следующая тема – инвестиции. Перед каждым муниципальным районом стоит задача привлечь на свою территорию как минимум 1 инвестиционный проект. Желательно же не один, а несколько. Активность, расторопность и профессионализм здесь должны проявить главы муниципалитетов. В качестве примера приведу Хвалынский район. Несмотря на то, что там успешно развивается туризм, район на этом не останавливается. Сегодня у Хвалынска есть все предпосылки получить известность как место формирования нового межрегионального научно-производственного кластера «Стройиндустрия». Базой стал хвалынский завод «Строительные технологии и машины», основанный в 2010 году на площадке бывшего филиала ЗАО «Элмаш». Участники кластера – ведущие предприятия, НИИ, КБ не только России, но Белоруси и Казахстана.

К сожалению, деловой климат региона не лучший в стране. Наши соседи продвинулись за последнее время дальше в создании благоприятных условий для инвестирования, предоставив дополнительный набор налоговых льгот инвесторам.

Мы же упускаем новые высокотехнологичные проекты. Например, это касается производства экскаваторов, которое российская и французская компании-партнёры планировали создать у нас, но в связи с более выгодными условиями для инвесторов сегодня строят в Калужской области. Другой еще более характерный пример – производство композитных материалов. Казалось бы, здесь у нас все преимущества, но холдинговая компания «Композит», планировавшая дальнейшее развитие производства углеродных волокон на площадке «Композит Волокно» в Саратове, построило производство в Татарстане, опять же, в силу более привлекательных для инвестирования условий.

Практически во всех субъектах ПФО инвесторам предоставляются льготы для всех предприятий вне зависимости от сроков их создания.

Предлагаю данную практику взять за основу для продолжения работы в следующем году с целью расширения круга налогоплательщиков, имеющих право на пониженную ставку по налогу на прибыль.

Сегодня остро стоит вопрос о необходимости совершенствовать законодательство Саратовской области с целью создания благоприятных условий для инвесторов, малого и среднего бизнеса.

Потенциальные партнеры и бизнесмены сталкиваются с административными барьерами на всех уровнях, но прежде всего – муниципальном. Поступают жалобы на водо– и энергосберегающие организации, связанные с высокой стоимостью подключения к коммунальным и энергосетям, на затягивание процедур отвода и оформления земельных участков. Это уже стало общим местом.

Тем не менее, первые шаги сделаны. Принят закон, открывающий возможности для привлечения в область дополнительных инвестиций вертикально интегрированных компаний, в первую очередь таких как «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ». Мы добились серьезного улучшения в вопросе присоединения к э?