Современное Средневековье

Оценить
Строительство нового аэропорта в Сабуровке отрезало жителей близлежащих сел от цивилизации. Многотонные большегрузы разбили сельские дороги. В деревни перестали ходить автобусы и скорая помощь. Власть предлагает жителям потерпеть года до 17-го.

Строительство нового аэропорта в Сабуровке отрезало жителей близлежащих сел от цивилизации. Многотонные большегрузы, потянувшиеся к месту стройки, полностью разбили дороги. Проблем в селе хватало и раньше, но возведение аэровокзального комплекса оказалось последней каплей в переполненной чаше народного недовольства. В деревни перестали ходить автобусы и скорая помощь. Жители села Сабуровка и деревни Козловка, близ которых развернулась «стройка века», обили не один порог казенных учреждений. На все обращения граждан чиновники отделываются отписками, а люди живут в ожидании, что скоро и хлеб в их села перестанут привозить.

История началась в середине 2013 года, когда губернатор области Валерий Радаев торжественно заявил о начале строительства. В чистом поле появилась спецтехника, а по сельским дорогам потянулись вереницы груженных щебнем и песком самосвалов. Сначала жители отнеслись к этому с пониманием, были готовы закрывать глаза на груды высыпавшихся из «камазов» стройматериалов, а ночной шум, доносившийся со стройки, воспринимали как необходимый атрибут самозабвенной работы строителей. Однако уже через месяц вышли на свой первый народный сход.

Причиной гражданской активности стала привычная российская проблема – разрушение дорог. Многотонная техника ломала асфальт и выскребала покрытие до самой земли, делая поездки практически невозможными в дневное время и совершенно невозможными в ночное. Транспортная проблема тут же повлияла на всю жизнь поселка. Первыми перестали заезжать рейсовые автобусы, затем начали задерживаться «скорые», а потом, завершая картину апокалипсиса, в местных магазинах сократились поставки продуктов.

С тех пор народные сходы – обычное дело в Сабуровке. Уже появились лидеры протеста, это и местные жители, и активисты из Саратова. Член общественной приемной ПОИСК, секретарь районной организации КПРФ Андрей Рыжов, практически живет в селе. Трудно представить хоть один сход без него.

Областные чиновники пусть и неохотно, но все же принимают участие в собраниях, правда, толку от этого немного: «Потерпите до конца строительства, тогда все наладится, и дорогами займемся», – говорят они. «Концом строительства» оптимистично называются 2016-2017 годы.

Место будущего аэровокзала огорожено колючей проволокой, а на КПП дежурят бесстрашные дедки-охранники, которые, ознакомившись с журналистским удостоверением, в один голос заявляют: «Фото-и видеосъемка запрещены. Это стратегический объект». Что может быть стратегического в грудах песка и щебня – стражи не уточняют.

На въезде в поселок нас встречает потертая табличка «Сабуровка», которая, вероятно, была тут установлена лет 50 назад и с тех пор не реставрировалась. У магазина тетушка с велосипедом (видимо, местный почтальон) под камеру говорить отказывается: «Я вам сейчас расскажу, вы уедете, а мне потом перед начальством объясняться. Зачем мне это? Я же бюджетница». В магазине тоже народ неразговорчивый, боится камеры и слова «журналист». Такая же история на улице, где встреченная нами селянка, испугавшись просьбы о комментариях, так как работает учителем, указала на дом местной активистки: «Она вам все расскажет. Ей бояться нечего, пенсионерка уже».

Современное СредневековьеТамара Федоровна Храпова с мужем переехала в Козловку около десяти лет назад из областного центра. У нее добротный дом на берегу Волги с потрясающим видом на острова и удобным спуском к воде. Свою общественную жизнь, говорит, начала как раз с этого места – со спуска к Волге. Несколько лет назад, в нарушение всех нормативных актов, неизвестные люди отрезали подход к реке забором и заявили, что теперь вся прибрежная полоса – их собственность. Тогда и случилась первая волна народного возмущения в селе, а также состоялось «боевое крещение» активистки. Пляж тогда отстояли, а Тамару Федоровну по праву начали считать старостой или даже «народным мэром».

«Мы уже тонны бумаги исписали», – рассказывает она о разбитых в угоду будущего аэропорта дорогах. – Подписи собирали, в Саратов ездили, всем наплевать. Приезжает какой-нибудь начальник и начинает обещать, а с места ничего не двигается. Мы поначалу верили, терпели... А сейчас уже терпения не хватает. Автобусы не ходят, скорая помощь к нам не ездит, хорошо хоть детей в школу отвозят. Была у нас своя школа – закрыли. Теперь на «газели» в Тарханы ездят. И что же нам делать теперь? Хотели дорогу перекрыть, да нет ее, дороги-то».

Жители удивляются: как получилось, что, затеяв столь крупный строительный проект, власть в первую очередь не позаботилась о подъездных путях к стройке, а теперь, разбив сельские дороги, и вовсе «умывает руки». Пенсионерка перелистывает толстую пачку ответов из различных органов: «Пишут, что денег у них нет. На аэропорт есть, а на дорогу нет. Они же раньше прямо через село стройматериалы возили, кое-как их отвадили, так они все равно нам жизнь портят».

Ее муж, Валентин Васильевич, поддерживает свою супругу: «Вот они сейчас по телевизору показывают, что в Украине власть о народе не думает. А у нас? Для людей же ничего не делают, только просят потерпеть да обещают все исправить году к семнадцатому. Сколько мы уже этих обещаний слышали? Вы, например, знаете, что у нас нет водопровода? Волга рядом – поставь насос и дело с концом. Так не делают – денег у них нет. На аэропорт есть, а на водовод нет. Мы же тут волжскую воду через фильтры прогоняем и пьем. На одной очистке разориться можно – постоянно забиваются фильтры».

Сабуровка и Козловка уже практически превратились в один поселок, их границы разделяет только небольшой овраг. Там, за этим оврагом, живет еще один местный активист. Работающий пенсионер Анатолий Петрович уже несколько лет трудится в местной соцзащите, доставляя продукты одиноким старикам в соседние села. После того, как перестал ходить автобус, соцработник ездит на личном «уазике». «Не хотели мне бензин компенсировать. Жаловаться ездил в Саратов. С тех пор хоть выплачивают. Еще бы заставить их дороги от снега чистить, а то не мальчик я уже – машину откапывать. Снегу навалит, даже мой «козлик» застревает». Пенсионер – один из самых известных «правозащитников» во всем районе. Несколько раз его звали в политические партии – отказывался: «Меня их политика не интересует, я хочу, чтобы люди в селе нормально жили». «Наказания» за свою активность он не боится, а вот жена нашего героя настроена не так решительно: «Говорит мне, что прибьют меня. Ну, прибьют – и ладно. Народ боится жаловаться, боится, что уволят, или стекла побьют, или еще что... А я всегда говорил все, что думаю, и буду говорить».

В Сабуровку можно проехать двумя путями, через Вольский тракт и через поселок Дубки. Второй дорогой стараются не пользоваться – натуральный танкодром. Как и положено в России, дорогу на мясокомбинат делать никто не собирается, но, чтобы предупредить водителя о колдобинах, на повороте установлен знак: «Неровная дорога». «Зачем же асфальт класть? Повесил такой знак и забыл о проезде навсегда», – недобро шутят местные.

Современное СредневековьеПосле очередной волны народного возмущения районные власти присыпали дыры на дорогах асфальтной крошкой. «Ну, вы же сами понимаете, это до первого дождя», – в один голос сетуют сельчане. Весной ямы засыпали щебнем, который, подхваченный ручьями, вымылся буквально через несколько дней.

Есть в селе еще одна проблема, городскому жителю малопонятная. Пастбища. Несколько лет назад скотина была практически в каждом дворе. Многочисленное стадо коров исправно снабжало сельчан молоком, сметаной, маслом и прочими молочными продуктами, но все изменилось за последние пару лет. Два поля, служившие пастбищем для животных, обрели новых владельцев. Одно выкупил приезжий фермер и выпас скота запретил, другое пошло под строительство аэропорта. Сейчас в обоих поселках с трудом наберется и десяток коров, что уж говорить о том, что теперь жители сельской местности вынуждены за молочными продуктами ходить не на задний двор, а в ближайший магазин.

Технический прогресс на полном ходу мчит к своему очередному триумфу. Горы песка и щебня, как уверяют власти, через несколько лет превратятся в современный аэровокзальный комплекс. А в километре от него, на берегу Волги, по всей видимости, так и останутся прозябать деревни, уровнем этого самого прогресса соответствующие средневековью.