Не роскошь, а средство передвижения

Оценить
В Саратовской области проживает более 5 тысяч инвалидов-колясочников. Каждый из них периодически нуждается в замене или ремонте главного для себя средства реабилитации – кресла-коляски. Случается, что они отказываются от выдаваемого им оборудования.

В Саратовской области проживает более 5 тысяч инвалидов-колясочников. И каждый из них периодически нуждается в замене или ремонте главного для себя средства реабилитации – кресла-коляски. В распоряжении ИА «Свободные новости» оказалась информация, что инвалиды отказываются от выдаваемого им оборудования. Мы решили выяснить, так ли это и в чем причина отказов.

Какие кресла существуют и сколько стоят

Существуют кресла для детей и взрослых. Приводятся в движение они с помощью рук или электромотора. Особо можно выделить специальные кресла, которые используются, например, при занятиях спортом. Они, как правило, имеют ручной привод и отличаются от кресел, используемых в быту.

Для повседневного же использования человеку, как правило, необходимо две коляски – для передвижения по дому и по улицам.

Цены на кресла-коляски разнятся – от нескольких тысяч рублей за самые простые модели до ста и более тысяч за кресла с электроприводом или специальные, в частности, для детей с тяжелыми формами детского церебрального паралича.

Для того чтобы разобраться в ситуации, мы обратились в министерство социального развития Саратовской области за разъяснениями по поводу механизма выдачи кресел-колясок и комментариями относительно случаев отказов. Назвать количество отказов и их причину министерство не пожелало, однако ситуацию с обеспечением нам пояснили подробно.

Обеспечение

Обеспечение всеми техническими средствами реабилитации, в том числе креслами-колясками, находится в ведении органов социальной поддержки населения. В соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение нуждающихся техническими средствами реабилитации осуществляется на основании индивидуальных программ реабилитации (ИПР), разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ). Существует необходимый классификатор, а также приказ Министерства труда РФ от 24 мая 2013 года, который устанавливает минимальные сроки эксплуатации кресел. Эти сроки колеблются, в основном в пределах 4-6 лет, в зависимости от разновидности кресла-коляски. Имеется очередь на получение новых кресел. Чтобы попасть в очередь, необходимо обратиться с заявлением в орган социальной поддержки по месту жительства, предоставив паспорт и ИПР. По данным на 1 апреля нынешнего года в такой очереди было зарегистрировано 2147 человек, то есть около трети тех, кто ими пользуется. В учреждения социальной поддержки обращаются и те, кому нужно раньше срока заменить кресло, например, в результате поломки.

Выдают коляски бесплатно, финансирование поступает из федерального бюджета. Можно приобрести ее и за свой счет. В таком случае человек вправе рассчитывать на выплату компенсации. Ее размер напрямую зависит от стоимости аналогичных по техническим характеристикам кресел, закупленных в ходе последних по времени официальных открытых торгов. Информация о них размещается на федеральном сайте zakupki.gov.ru. Там же можно узнать и об итогах прошедших торгов. Эту же информацию можно найти и на сайте регионального министерства социального развития.

От поставщиков требуется предоставление технической документации, соблюдение стандартов, а от производителей – предоставление гарантийного срока на изделие.

По официальной информации, в прошлом году было закуплено 3053 кресла-коляски. Если взглянуть на некоторые результаты размещения заказов на официальном сайте министерства социального развития Саратовской области, можно увидеть образцы кресел как за 17 (модель «Ortonica Trend 15»), так и за 103 тысячи рублей (модель «Лиза»). В нынешнем году в государственный комитет по закупкам передана заявка на 941 кресло на сумму 8 млн 914 тыс. 400 руб. На практике эти цифры означают, что значительная часть нуждающихся либо получила, либо в ближайшее время сможет получить новое оборудование.

Причины отказов

Казалось бы, ситуация с обеспечением креслами-колясками обстоит неплохо. Их закупают, выдают, компенсируют затраты на приобретение. Но откуда тогда случаи отказов и в чем их причины? Разобраться в этом могут помочь люди, непосредственно пользующиеся инвалидными креслами. Один из них – Дмитрий Митраков, являющийся инвалидом уже в течение 15 лет, согласился откровенно поговорить на эту тему.

«Здесь многое зависит, как мне кажется, еще и от врача-реабилитолога, заполняющего индивидуальный план реабилитации, – считает Дмитрий, – если он действительно понимает, в чем нуждается человек, который перед ним. А все технические детали сейчас обязаны вносить прямо в документ».

Сам он получил уже пять или шесть кресел. От одного несколько лет назад тоже решил отказаться:

«В той коляске у одной из деталей был штырь, на который я все время опасался сесть. Еще узнал от человека, который пользовался креслом этой модели, что быстро ломается крестовина. Вообще, отказываются от выданного чаще всего люди, которые уже давно пользуются таким оборудованием. Инвалиды, например, из районов области рады, по-моему, всему, что выдают – там с креслами еще сложнее, чем в Саратове».

Замена коляски за свой счет с последующей выплатой компенсации оборачивается другой проблемой – разницей в оптовой и розничной цене на одну и ту же коляску. Дмитрий сталкивался и с этим:

«Купил коляску как-то в магазине. Понятно, что там розница и наценки. А компенсацию выплачивают по результатам торгов, где фигурируют оптовые цены, и вообще стремятся потратить поменьше. На практике оказалось, что заплатив 40 тысяч рублей, я получил только 10 тысяч компенсации. Ситуацию, конечно, хорошо бы изменить».

Главная причина отказов – техническое состояние кресла, при котором им трудно пользоваться. В министерстве социального развития поясняли, что кресло-коляску можно бесплатно заменить по заявлению. Но и здесь, как оказалось, может поджидать неприятность – замену придется ждать слишком долго. Так произошло какое-то время назад с одним из знакомых Дмитрия – Александром Комиссаренко. Выданная ему коляска не проходила в проем лифта в доме, где он живет:

«Заменить обещали, но поскольку сказали, что на данный момент других колясок нет и когда они будут, неизвестно, – взял ту, что дали. Я думаю, что главная причина отказов – то, что коляски закупают без консультации с инвалидами», – говорит Александр.

Снова противоречие? Ведь если верить официальным данным, формирование заказа на закупку кресел происходит при участии инвалидов. Возможно, проблема как раз в степени этого участия. Ведь понятно, что есть заявления с пожеланиями, но их подают, очевидно, не все. Значит, наверное, нужна еще какая-то форма совместной работы тех, кто закупает, и тех, для кого это делают?

«Было бы хорошо провести такую выставку, какая недавно прошла с детскими колясками», – считает Дмитрий.

Радость движенияРечь идет о выставке, которая состоялась по инициативе родителей детей больных ДЦП из объединения «Радость движения» 15 и 16 апреля в министерстве социального развития Саратовской области. На нее прибыли около десяти поставщиков оборудования. Они представили несколько десятков моделей колясок. Мамы получили возможность прийти на выставку со своими детьми, опробовать оборудование, получить консультацию специалистов и заполнить анкеты. Эта информация поможет лучше определить потребности в креслах-колясках.

«Здесь инициатива принадлежала общественной организации, а у инвалидов-колясочников ее нет. Само по себе ее отсутствие – не проблема, – говорит Митраков, – но ведь и в министерстве социального развития, и в комитете социальной поддержки населения города привыкли реагировать только на официальные обращения. Я беседовал как-то с человеком, ответственным за закупку кресел, предложил устроить выставку. Дальше заверений о том, что это хорошая мысль, дело пока не пошло».

Взаимодействие властей с инвалидами мой собеседник считает недостаточно эффективным, но при этом подчеркивает, что сами эти люди должны что-то делать, чтобы получить в итоге то, что нужно:

«Зайди на сайт, посмотри, что закупили, подходит ли оно тебе. Магазин специализированный посети, наконец. Сейчас, с развитием интернета, стало значительно легче, чем несколько лет назад».

Значит, решение проблемы в сочетании активности заинтересованных сторон? Вероятно, это так. Ведь возможные причины отказов неустранимыми не выглядят. А столь необходимые инвалидам средства передвижения продолжат закупать и дальше. И важно, чтобы хорошие кресла-коляски действительно не были роскошью.

P.S.

Накануне выхода материала Дмитрий Митраков прислал автору публикации сообщение о том, что кресло-коляска сломалась у него самого: «2 дня назад сломалась. Года нет как выдали, Китай дешевый»... Мы продолжим следить за развитием событий, чтобы выяснить, как быстро Дмитрию удастся произвести ее замену и, главное, на что.