Саратовский кинопроцесс-2014: игры в открытую
Кинематографический Саратов традиционно связан с такими известными именами, как Борис Андреев, Иван Мозжухин, Олег Табаков, Олег Янковский, Евгений Миронов. Саратовская актерская школа и одна из старейших киностудий в стране априори предполагает наличие и течение какого-никакого кинопроцесса. Однако с кино в Саратове сложилась своеобразная ситуация: оно если и существует, то дискретно, при отсутствии какой-либо системы и скорее вопреки, а не благодаря.
На прошлой неделе в Доме кино состоялась встреча за круглым столом, посвященная старому и новому кино Нижне-Волжской студии и перспективам развития саратовского кинематографа, прежде всего документального. Дата и место были выбраны неслучайно – 22 апреля, день рождения того, чьи слова выложены белым кирпичом на фасаде здания студии. Организаторы круглого стола, директор Нижне-Волжской студии кинохроники Андрей Наймушин и главный редактор Татьяна Зорина попытались охватить максимально широкий спектр культурной публики Саратова. В зале собрались режиссеры и сценаристы, чиновники и журналисты, представители общественных организаций, студенты и активисты киноклубного движения. Показательно, что на встрече присутствовало руководство местного отделения Союза кинематографистов, с которым прежде у студии не складывались отношения.
Эту встречу уже сейчас можно смело назвать исторической, пусть и в локальном масштабе. Все потому, что участники осознали (или сделали вид), что совершенно бесполезно прятаться по углам и втихаря что-то снимать или смотреть; в данный момент времени и в нынешнем состоянии провинциального кинематографа возможна только игра в открытую, только совместная деятельность различных структур, существующих в условном культурном пространстве города.
Вполне логично, что на роль объединяющего центра претендует именно Дом кино. За годы существования кинотеатр стал действительно знаковым местом для любителей некоммерческого российского и европейского кино, территорией диалога и основной площадкой кинофестиваля «Саратовские страдания».
Один из ключевых вопросов мероприятия, поднятый, на мой взгляд, весьма робко, – взаимодействие культурных институтов и местной власти. Оно и понятно, сложно говорить о каком-то будущем развитии саратовского кинематографа, когда год от года расходы на культуру в бюджете области все уменьшаются, а уж сколько из одного миллиарда рублей, положенного в 2014 году, предусмотрено потратить на киномероприятия, мало кому известно. На встрече в Доме кино говорилось лишь об организации фестиваля любительского кино, проекте «Найди себе героя», который министерство культуры области реализует совместно с саратовским отделением Союза кинематографистов. Но финансирование этого мероприятия просто неразличимо на фоне остальных трат саратовского бюджета.
В сотрудничестве местной власти и кинематографистов один из наиболее успешных российских регионов – несомненно, Пермский край. Да, консолидированный бюджет области там заметно больше (112 миллиардов рублей против наших 84), но и профессиональный киносмотр не один: «Текстура», «Белые ночи», «Встречи на Каме», «Уральский хронограф», «Кино про любовь»... Самое крупное ежегодное киномероприятие Перми – международный фестиваль антропологического кино «Флаэртиана». Его бюджет около 12 миллионов рублей, из которых четыре с половиной выделяет региональная власть, пятьсот тысяч – город. Один миллион дают федералы, правда, не каждый год. Остальные средства, то есть половину, вкладывают спонсоры, посольства разных стран и частный бизнес. Павел Печенкин, президент «Флаэртианы», является также директором киностудии «Новый курс». Он рассказывает, что ежегодный бюджет студии, получаемый через различные источники, составляет приблизительно 30-40 миллионов рублей. «Новый курс» производит в год до десяти фильмов на федеральные средства, деньги городских и региональных грантов, бизнес-элиты, спонсоров. Все это становится реальностью лишь при наличии программы развития кино, которая может существовать исключительно при поддержке государства, – считает Павел Печенкин.
Вопрос о спонсорах был затронут и на саратовской встрече. Заместитель министра культуры Владимир Баркетов упомянул о традиции создания попечительских советов при участии состоятельных людей региона.
Впрочем, расходы на культуру и в Перми, и в некоторых других регионах также сокращаются. Даже на омский фестиваль дебютов «Движение», президентом которого является Артем Михалков. «В этом году, по сравнению с прошлым, бюджет фестиваля оказался меньше на шесть миллионов рублей, но мы постарались не упасть в качестве, – говорит его генеральный продюсер Полина Зуева, – всего же он составил 27 миллионов. В его проведении нас поддержало Министерство культуры РФ, правительство Омской области и фонд «Мечте навстречу».
Представителям саратовского кино наверняка смешно и горько читать такие тексты, учитывая ощутимую разницу в цифрах. Настолько же, насколько факт, что пермская киностудия производит в разы больше документальных фильмов в год, чем саратовская. За последние два года Нижне-Волжская студия кинохроники выиграла лишь две заявки.
По словам директора Немецкого центра в Саратове Ирины Николаевой, организаторы Мюнхенского кинофестиваля «DOK.fest» были настолько под впечатлением от «Саратовских страданий» и неиссякаемого энтузиазма исполнителей, что сделали на своем сайте отдельную страницу, посвященную коллегам из российской провинции. «У немцев есть чему поучиться», – резюмировала выступление Ирина Николаева.
В Германии существует масса кинофестивалей. Мы не будем говорить о «Берлинале», однако можем упомянуть «маленький, но очень хорошо организованный фестиваль» (это слова известного российского режиссера Бориса Хлебникова) в Висбадене. Городе, прославленном благодаря Федору Михайловичу Достоевскому (роман «Игрок») и в целом неразрывно связанном с русской культурой. Имеется в виду международный фестиваль кино Центральной и Восточной Европы «goEast», ежегодно проходящий в апреле. Основные учредители кинофорума – Министерство высшего образования, науки и искусств земли Гессен и администрация города. Среди спонсоров – фонды, например, Фонд Роберта Боша («Robert Bosch Stiftung») и такие частные инвесторы, как «Шкода». Бюджет фестиваля составляет около 400 тысяч евро. Кстати, в четырехсоттысячном Висбадене осенью проходит и другой киносмотр «Exground Filmfest».
Что касается кинопроизводства, земля Гессен – одна из слабейших по части финансирования. По немецким меркам, у Гессенского фонда не так много денег, как у их коллег из MBB («Medienboard Berlin-Brandenburg»). Местные фильммейкеры больше рассчитывают на региональные телекомпании, которые вкладываются в кинопроизводство. И тут саратовцам опять-таки есть чему поучиться.
Лариса Новикова, директор «Альянс Франсез Саратов», считает, что европейский опыт незаменим для наших культурных организаций. В городе, где есть свой кинофестиваль, автоматически создаются дополнительные рабочие места, а экономика становится привлекательной для инвесторов, – подвела она итог своему выступлению. Вот так культура становится базисом, а не надстройкой.
Этот опыт работает и в других странах Европы. Если мы говорим о Чехии, где денег гораздо меньше, чем в Германии, то из наиболее авторитетных кинофестивалей можно упомянуть Йихлаву и Карловы Вары, совсем не столичные города. Правда, к их организации, помимо местных правительств, имеет отношение Институт документального кино (IDF – Institute of Documentary Films), который базируется в Праге и является, по сути, проводником между продюсерами Западной и режиссерами Центральной и Восточной Европы. Ежегодно IDF выступает на нескольких площадках и занимается промоушном, в том числе и российского кино. По данным за 2013 год, институт оказал помощь 250 документальным фильмам с международным потенциалом в развитии и коммерческом и фестивальном продвижении, многие фильмы получили награды на международных кинофестивалях и поддержку в лице европейских агентов и бродкастеров. Бюджет этой организации по европейским меркам скромен – чуть более 500 тысяч евро в год – а масштаб деятельности ощутим даже при первом знакомстве с сайтом организации – www.dokweb.net.
Итогом круглого стола в Саратове можно считать предложение Владимира Баркетова о подготовке обращения саратовских киношников к министру культуры РФ Владимиру Мединскому о сохранении статуса Нижне-Волжской студии как некого центра по созданию, прокату и поддержке кино в Саратове и области. В ответ на это прозвучали и пессимистические мнения, озвученные, в частности, Вадимом Пегасовым, директором кинокомпании «Аквариус-фильм», о том, что милости от федерального центра ждать не стоит. С другой стороны, и местный минкульт соглашается пока лишь на роль посредника во взаимоотношениях с Москвой.
Между тем столица вовсе не сократила расходы на кинопроизводство. Просто с каждым годом все больше денег остается в Москве. Однако есть и позитивные примеры развития кинопроцесса в некоторых российских регионах. Если мы вернемся к пермскому опыту, то увидим, что провинциальное кино может быть успешным. Секрет этого успеха в его популярности в городе, области, крае. Павел Печенкин говорит, что все местные фильмы можно посмотреть в кинотеатре «Премьер» и по телевидению. Особое внимание нужно уделять медиаобразованию: вести постоянную работу со школами и вузами, изданиями и отдельными журналистами, пишущими о культуре. Но главное, в Перми есть 150-200 человек, которые образуют ядро профессионалов и любителей, которые так или иначе связывают свою жизнь с кино.
Возможно, с такого рода самоорганизации и следует начать процесс в Саратове. Для этого, правда, необходимо соблюдение некоторых условий: партнерские отношения между участниками, максимальная прозрачность в финансовых вопросах и, как ни банально, умение радоваться успехам другого. Да и помогать хочется тому, кто хочет быть спасенным и сам предпринимает хоть какие-то шаги. Огромную помощь могло бы оказать министерство культуры области, если бы с привлечением экспертов обсудило, составило и опубликовало некий план развития кинематографа в Саратове. Тогда через некоторое время мы могли бы вспоминать об апрельской встрече как о начале нового этапа развития саратовского кино. Хотя, как мы знаем из богатого опыта культурных начинаний в провинции, всегда проще все спустить на тормозах.