Приглашение на пирог в Амхерст

Оценить
Академический театр драмы поставил моноспектакль о жизни талантливой американской поэтессы Эмили Дикинсон. Воплотила образ «Прелестницы из Амхерста» актриса Тамара Джураева, впервые сыгравшая роль Эмили Дикинсон еще в конце 80-х годов ХХ века.

Пожалуй, это одна из самых необычных постановок на сцене саратовского драмтеатра. Во-первых, у нее два автора, из которых первая ничего не знала о втором. Первый автор «Прелестницы из Амхерста» – сама поэтесса Эмили Дикинсон. Она же – главная и единственная героиня пьесы, написанной Уильямом Люсом. Весь текст пьесы принадлежит перу Дикинсон – это отрывки из ее писем и стихов. Даже название пьесы «Прелестница из Амхерста» тоже принадлежит Эмили Дикинсон, так она называла сама себя.

Зрители фактически проводят час в гостях у скромной жительницы предместья Амхерст, как если бы она действительно восстала из небытия и вдруг решила вопреки своему обыкновению пригласить в гости сразу человек тридцать и рассказать им свою историю. На деле Эмили жила затворницей, предпочитала уединение, а с самыми близкими друзьями общалась в письмах.

Эмили ДикинсонЗа этот час перед пришедшими на спектакль раскроется целая книга жизни Прелестницы из Амхерста – тихой скромной фермерской дочери Эмили, блестящего поэта, способной тонко и искренне чувствовать и понимать окружающий мир. Вот только узнали ее как поэта спустя четыре года после ее смерти. За свою жизнь Эмили Дикинсон написала более двух тысяч стихотворений. Она сочиняла стихи так легко, как дышала, находя вдохновение в том, что окружало ее.

При жизни ни одно из них не было опубликовано, хотя известно, как она об этом мечтала. Из спектакля мы узнаем, как Эмили мечтала о публикации и одновременно боялась ее. Как она просила помочь ей опубликовать стихи человека, которого называла своим учителем и как отказалась позже от помощи подруги-писательницы. Сейчас она одна из самых издаваемых и самых цитируемых американских поэтов.

Я – Никто. А ты – ты кто?
Может быть – тоже – Никто?
Тогда нас двое. Молчок!
Чего доброго – выдворят нас за порог.

После первой строфы Эмили подносит палец к губам и улыбается своим гостям. Она делится своей маленькой тайной, открытием, доселе известным только ей одной. Кто мы? Зачем мы? Как часто задается этот вопрос. Маленькая прелестница из Амхерста уже все для себя решила:

Как уныло – быть кем-нибудь –
И – весь июнь напролет –
Лягушкой имя свое выкликать –
К восторгу местных болот.

Тамара ДжураеваМы, зрители, не сразу понимаем, когда прозаическая часть монолога переходит в одно из самых известных стихотворений Дикинсон. Но с самого начала знаем, что в музее Театра драмы нас встретила именно она, а не актриса Тамара Джураева. Потому что она сумела так легко и незаметно раствориться в своей героине, что даже когда выходит на поклон, еще сохраняется впечатление, что это Эмили прощается со своими гостями, прежде чем снова скрыться в своей комнатке наверху, куда она пряталась всякий раз, когда их дом посещали назойливые соседки. Но зрители – почетные гости. Для них – стихи, а для соседок – рецепт черного пирога, который надо печь шесть-семь часов в молочной кастрюле. Впрочем, пирог зрителям тоже достанется. После спектакля «Ба» в Театре драмы начала приживаться традиция угощать зрителей прямо по ходу спектакля. Тем более что рецептом таинственной выпечки с ними поделится сама Эмили.

Само место постановки, музей театра или, как его еще называют, третья сцена, предполагает камерность, обстановку близкую к домашней. Здесь нет ни занавеса, ни кулис. Эмили Дикинсон появляется не из глубины сцены – она входит из-за спин зрителей, как будто хозяйка дома вошла в гостиную и приветствует собравшихся. С фотографии в центре импровизированной сцены на нас смотрит совсем юная Эмили. Во плоти она постаревшая, усталая, подводит итог своей жизни, но по-прежнему смотрит на мир молодыми глазами человека, которому не нужно никем притворяться.

Премьера «Прелестницы из Амхерста» в Саратовском театре драмы – это не просто новый и удачный спектакль, это еще и своеобразный акт восстановления справедливости. Как рассказывает режиссер Ольга Харитонова, впервые Тамара Джураева воплотила Эмили Дикинсон в телеспектакле в конце 80-х годов. И эта роль стоила ей отлучения от профессии. Тогдашнее руководство театра не простило ей работу вне родной сцены, актрису исключили из труппы. Тамара Джураева вернулась на сцену спустя шесть лет. Эмили Дикинсон – только теперь.

РецептP.S. И кстати, по секрету: это действительно тот самый пирог. Его пекла именно Эмили Дикинсон. Можете не верить, но это именно так.