«Синичкин, вы наступили мне на шлейф!»
Дипломный спектакль – явление само по себе очень интересное. Выпускники, как правило, не боятся экспериментировать, каждый стремится продемонстрировать все свои достижения за годы учебы, все сильные стороны. Такого сочетания спектакля и экзамена мы больше нигде не увидим.
Недавно на сцене Театра драмы с успехом прошел дипломный спектакль «Майская ночь», который был тепло принят зрителями и продолжает пока оставаться в репертуаре. Теперь ТЮЗ вернул саратовцам постановку, которую в городе не ставили около 70 лет. Действительно, последний раз водевиль Ленского «Лев Гурыч Синичкин» у нас в городе ставился в годы войны. Это была постановка Театра драмы. Теперь инициативу взял на себя ТЮЗ.
«Лев Гурыч Синичкин» – дипломная работа. Такие постановки не всегда входят в репертуар, хотя нередко оставляют очень яркое впечатление. Решение взять в работу сюжет, не теряющий популярности у зрителя уже порядка ста лет, а первые постановки этого водевиля относятся еще к XIX веку, было смелым. Насколько оно удалось на практике, судить зрителям.
Итак, перед нами провинциальный театр, где царствует капризная и взбалмошная прима Раиса Минишна Сурмилова. Бедный пожилой актер Синичкин мечтает о дебюте для своей дочери Лизы, действительно наделенной артистическим таланом. Но мимо всесильной примы пробиться на сцену для юной девушки, не имеющей знатных покровителей, практически невозможно. В дело идет хитрость и немалые дипломатические способности Синичкина.
В Саратове постановку решили не привязывать ко времени слишком строго. Костюмы актеров напоминают больше 40-50-е годы, чем позапрошлый век. Исключение составляет Сурмилова, в чьем наряде угадывается силуэт Красной Королевы из последней экранизации «Алисы в стране чудес».
Водевиль – это комедийная пьеса с песнями-куплетами и танцами. В постановке ТЮЗа «Лев Гурыч Синичкин» не страдает от недостатка хореографии. К сожалению, местами ее избыток не идет постановке на пользу, особенно это ощущается в диалогах главных героев, лишние движения скорее отвлекают зрителя, чем подчеркивают характер персонажей.
Бесспорно, исполнители главных ролей свой экзамен сдали на отлично. В первую очередь это касается Синичкина, графа Зефирова и содержателя театра Петра Петровича. Играть возрастную роль для молодого человека – задача сложная, но все трое с ней прекрасно справляются.
Несколько жаль, что постановка сводит роли остальной труппы театра Петра Петровича и, следовательно, их исполнительниц к простому фону, фактически к подтанцовке, и ограничивает их возможность продемонстрировать свои собственные таланты. Единственная сцена, давшая возможность исполнителям ролей второго плана показать, на что они способны, – это куплеты актрис и содержателя театра, спорящих из-за сценических костюмов.
Странным показался жест в сторону губернской власти. Когда на сцене звучит фраза о том, что губернатор того города, где существует театр Петра Петровича, никогда не ходит в театры, этого вельможу называют именем «Валери». При чем тут ныне действующий глава региона и почему его назвали женским именем, этот вопрос остается без ответа.
В целом можно предположить, что постановка «Льва Гурыча Синичкина» должна была предстать перед зрителями в виде мюзикла. Но для этого жанра ей не хватило динамичности. Кроме того, три часа сценического действа с коротким антрактом – довольно большой размер для водевиля. Но нельзя сказать, что зритель будет скучать. У молодых актеров есть и мастерство, и чувство юмора. И, скорее всего, у нового варианта популярного водевиля появятся свои поклонники.