Хроники бумажной битвы СГУ с «Университетом-97»

Оценить
Дольщики ЖСК «Университет-97» не могут стать владельцами давно сданных квартир из-за отказа ректора СГУ подписать один документ. Одни участники конфликта находят причину в отсутствии «доброй воли» университета, другие – в коррупционных интригах.

«Просим вас осветить данную проблему в ваших СМИ, так как бороться с чиновничьей волокитой и бюрократией за 17 лет уже не осталось ни малейшего желания и сил». С таким заявлением в редакцию ИА «Свободные новости» обратился один из 89 дольщиков ЖСК «Университет-97» Константин Чернов.

Саратовец пояснил, что кооператив образовался в 1997 году для обеспечения жильем преподавателей Саратовского государственного университета, испытывающих жилищные проблемы. После долгих процедур согласования и сбора средств в 2005 году началось строительство по адресу: улица Шехурдина, дом 6А.

Первого председателя ЖСК, бывшего начальника хозяйственного отдела СГУ Комитаса Асатряна после множества «ошибок» и нерационального использования денег отстранили от должности председателя. В конце 2009 года новым председателем выбрали профессора СГУ Анатолия Мякшева.

«Положив много сил и средств, Анатолий Павлович путем многих трудностей и больших материальных затрат при содействии министерства ЖКХ и строительства, прокуратуры Саратовской области ввел в эксплуатацию данный жилой дом-долгострой в конце 2012 года», – рассказывает Константин.

Но проблемы дольщиков на этом не закончились, так как основная процедура – регистрация собственности квартир – до сих пор не завершена.

«Дом сдан в эксплуатацию после стольких мытарств. Дом признавался долгостроем, разворовывали его. Все как в плохом фильме, – рассказывает сам Анатолий Мякшев. – Вроде бы все нормально было, и 7 ноября 2013 года должны были пройти регистрацию квартир в собственность. Документы были предоставлены, все было согласовано, и вдруг неожиданно после того, как регистрация уже началась и один человек получил даже свидетельство о регистрации квартиры в собственность, неожиданно она была приостановлена».

Как рассказывает председатель ЖСК, оказалось, что областному управлению государственной регистрации, кадастра и картографии потребовались дополнительные документы.

Когда Мякшев принес их, чиновники потребовали еще один, предположительно, последний – допсоглашение между СГУ и ЖСК о разделе долей в построенном доме.

Первоначально, по словам председателя ЖСК, университет ясно обозначил чиновникам свою позицию, по которой доля СГУ в доме – ноль, так как вуз не участвовал в строительстве, а просто был застройщиком и строил для своих преподавателей. Но кадастровая палата потребовала, чтобы кооператив все же отдал хоть какую-то часть университету. Руководство СГУ пошло и на это. «Но теперь регистрационная палата требует переписать эти договоры и подписать какой-то еще один договор – проект, который практически повторяет два предыдущих, – констатирует Анатолий Мякшев.

– Я, знаете, рассматриваю это так: регистрационная палата хочет сохранить лицо и заставляет переписать эти договоры в какой-то иной форме. Руководство университета тоже, по всей видимости, считает, что несолидно для такого авторитетного учреждения третье допсоглашение, повторяющее первые два, подписывать».

Председатель ЖСК убежден, что решение о продолжении регистрации лежит в поле коррупции и политических амбиций.

«Понимаете, регистрационная палата отвечает: ректор СГУ подпишет договор, и мы сразу возобновим регистрацию. Но уже есть зарегистрированные квартиры. Почему одни квартиры законно регистрируются, а другие незаконно? Я вам назову основную причину регистрации. Я считаю, что основная причина отказа – давление и на университет, и на регистрационную палату с целью незаконно зарегистрировать квартиры в нашем доме», – пояснил он.

По словам Мякшева, в доме есть четыре-пять квартир, которые некоторые лица хотят незаконно зарегистрировать в собственность, несмотря на то, что не платили за них денег. Подписывать акт приема-передачи этих квартир председатель ЖСК отказывается.

«К примеру, на одну из квартир в нашем доме нет ни договора паенакопления, ни договора долевого участия. Зато есть договор некоего Акопяна, которого мы даже не знаем данных, и который заключил договор на нашу квартиру с «Саратовоблжилстроем» – подписал его Леонид Писной. Естественно, я требую договора паенакопления или долевого участия, – продолжает Мякшев. – У них есть какой-то «мутный» договор бывшего председателя, исключенного из ЖСК. Я дважды требовал хотя бы его ксерокопию, но, увы, мне не предоставляют ничего. Я об этом официально заявлял в министерстве строительства в присутствии прокуратуры и Писного, который разразился в мой адрес нецензурной бранью. Запись того совещания у меня есть. Из-за таких квартир, я считаю, регистрация была приостановлена. И сейчас ситуация такая: вот если Мякшев отдаст квартиры, мы регистрацию продолжим. А университет и регистрационная палата в данном случае выступают как рычаги давления. Подчеркиваю, что это моя версия».

Свою версию событий изложил и генеральный директор ЗАО «Саратовоблжилстрой», депутат областной думы Леонид Писной. По его словам, проблема у ЖСК «Университет-97» одна – отсутствие госрегистрации права собственности.

«Начало строительства было в 96-м году. И в связи с тем, что за это время изменился Земельный кодекс, дом на какое-то время попал в разряд как будто незаконных. Его оттуда вытащили. Номинально в новом Земельном кодексе застройщиком может быть только университет, и поэтому регистрация без доброй воли университета на сегодняшний день невозможна, – отметил он. – По моим данным, этой доброй воли пока до конца нет. Почему, это надо узнать в университете. А то, что валят на ректора... Я прямого отказа университета не слышал». Также депутат подчеркнул, что дольщики живут в сданном доме уже год, но только без регистрации.

В министерстве строительства и ЖКХ области также согласились с тем, что решение проблемы дольщиков упирается в нежелание СГУ подписать единственный документ. Замглавы ведомства Юрий Земсков в письме дольщику Константину Чернову сообщил, что проект соглашения о распределении долей в доме направлен ЖСК для подписания в университет, откуда потом должен поступить в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области. «После представления указанных документов государственная регистрация будет возобновлена», – подчеркивается в документе.

Еще более конкретно выразился заместитель министра в письме Леониду Писному: «В настоящее время все документы представлены, кроме дополнительного соглашения о распределении долей. Причиной является отказ ректора СГУ от подписания».

В Саратовском государственном университете пояснить «Свободным новостям» ситуацию категорически отказались, попросив направить официальный запрос. Мы посчитали, что напрягать СГУ лишней волокитой не стоит, тем более что подобный запрос уже направил дольщик ЖСК Константин Чернов.

Вот какой ответ пришел ему 13 декабря прошлого года за подписью ректора СГУ Алексея Чумаченко (авторские орфография и пунктуация сохранены): «На Ваше обращение по вопросу, касающемуся оформлению права собственности дольщиков..., сообщаю, что СГУ в полной мере выполнил все свои обязательства, вытекающие из договора от 15.04.2005 года и способствующие осуществлению государственной регистрации права собственности».

Депутату Писному также пришлось общаться с университетом посредством запросов. И вот что ответили ему: «Имеющиеся у Вас сведения о бездействии со стороны СГУ в оформлении права собственности граждан-дольщиков на жилые помещения... в доме ЖСК «Университет-97», основаны на неполной или недостоверной информации». Дальше вуз сообщает, что с ЖСК заключено необходимое допсоглашение о предоставлении кооперативу земельного участка и поручении функций заказчика. По этому допсоглашению стороны распределили доли в доме.

«Это проблема всего кооператива. ЖСК создан при участии СГУ, а Анатолий Павлович Мякшев там работает. И, конечно, понятно, что он против СГУ никогда ничего не сможет сказать, – пояснил Чернов. – Вот так наш Национальный университет – гордость Саратова – плодит «обманутых дольщиков».

В заключение отметим, что у некоторых фигурантов этой истории имеются надежды, и небезосновательные, на ее благополучное завершение.

«Я думаю, что в минстрое соберемся еще раз, и с руководством университета, скорее всего, решится эта тема», – выразил мнение Леонид Писной. Министерство планирует устроить очередную встречу всех участников конфликта в январе этого года, до конца месяца осталось менее двух недель. А дольщики во главе с председателем ЖСК планируют до конца отстаивать свои права на собственное жилье в этой неожиданной и непонятной бумажной баталии.