На трех китах и одной бабушке

Конфликты отцов и детей, старшего и младшего поколений стары как мир. Казалось, все уже сказано. Но в саратовской Драме мы увидели нечто совершенно новое. Потому что, рассуждая про отцов и детей, мы как-то упускаем из виду одну очень характерную особенность нашего поколения. Мы, в большинстве своем, поколение людей, воспитанных бабушками. Это типичная ситуация 70-80-х годов и далее. Родители пишут диссертацию, что-то строят или обустраивают, пропадают на работе, в походах, экспедициях или еще где-то, а ребенок? Правильно, сидит с бабушкой. Или хотя бы уезжает к ней на лето.
Вот о бабушках и речь в пьесе Юлии Тупикиной в постановке петербургского режиссера Сергея Щипицина.
«Ба» – название в один слог. Первое слово, которое научится произносить ребенок раньше, чем он научится выговаривать «мама». На Ба – бабушке главной героини – держится и сюжет спектакля, и весь мир заодно. В афише мы читаем, что это комедия. В спектакле, действительно, очень много эпизодов, способных вызвать смех, но однозначно относить постановку (да и пьесу саму) к комическому жанру было бы недальновидно.
В нем быстро обнаруживается и сатира, и фарс, и трагедия, и довольно злая сатира на ту часть социума, которую можно назвать «современными обывателями». Это те самые «менеджеры среднего звена», потенциальные жертвы экономического кризиса, предмет зависти и неприязни таких же «менеджеров», неоднократно высмеянные Задорновым персонажи анекдотов и герои критических статей о нравах «современной молодежи».
Можно предположить, что представители этой части общества пьесу воспримут критически, потому что она весьма чувствительно бьет именно по тем сферам, которые они относят к разряду своих достижений.
А именно – не обязывающий ни к чему «гостевой брак» без детей и взаимной ответственности, полный отказ от своего прошлого – до стремления игнорировать сам факт его наличия. Брезгливое неуважение к родной истории. Карьера и статус как главные цели, которых следует достигнуть. Все эти достижения современного человека в ходе действия основательно рассмотрят и высмеют, во многом заслуженно.
Сюжет прост. К Ольге, главной героине (Дарья Родимова), успевшей обжиться и сделать карьеру в столице, что называется, устроиться, приезжает из далекой Сибири ее бабушка (народная артистка России Людмила Гришина). Бабушка эта изображена в спектакле нарочито архаично, она в национальном костюме крестьянок северных губерний и даже прибывает в дом на санях. Восседая на них вместе со своим безразмерным и бездонным сундуком, Ба въезжает в современную московскую квартиру с евроремонтом, безлимитным интернетом и встроенной бытовой техникой.
Как и следовало ожидать, бойкая старушка все переворачивает с ног на голову, герои спектакля ссорятся и мирятся, громко вспоминают старые обиды и громко же друг друга прощают. Но останавливаться на этом – значит пересказывать сюжет целиком, не давая возможности зрителю насладиться премьерой и составить о ней свое мнение.
Можно сказать, что «Ба» – это сказка. Сказка для взрослых девочек с высшим образованием, престижной работой и квартирой в ипотеке. Сказка, где есть и чародейские заклинания, и волшебный сундук, из которого можно вытащить не только новое платье для внучки, но и ее детство, примирение с матерью (Светлана Москвина) и даже вдруг обустроившуюся личную жизнь.
Сибирская бабушка с первых минут спектакля разительно отличается от всех остальных персонажей тем, что она изначально выглядит именно живым человеком.
Остальные участники действа на фоне ее выглядят карикатурами на тех самых «понаехавших», не коренных жителей Москвы, которая, как любят говорить обыватели, «не резиновая». Это даже не москвичи, а представление жителей других городов о том, как живут москвичи, собрание всех анекдотов и шаблонных представлений о жителях столицы.
Но они остаются такими только до поры до времени. Оставлять героев живыми рекламными плакатами о «красивой жизни» было бы слишком просто и скучно.
И в свой срок Оля, внучка Ба, и ее подруга Маша (Александра Коваленко) превращаются на глазах у зрителя в действительно живых людей, с настоящими, а не надуманными проблемами и мечтами о будущем. И делает их людьми именно присутствие Ба, которая умеет сделать настоящим все окружающее пространство. Ее стараниями на сцене появляются живые цветы и настоящие пироги и оладьи. Удачная находка режиссера: оладьи по ходу действия еще и по-настоящему жарятся, создавая атмосферу спектакля в самом прямом смысле слова.
Мужчины в пьесе до самого финала остаются скорее фоном, вторым планом. Пародийный диалог феминистки Маши и троих представителей сильного пола это хорошо подчеркивает.
При всем при этом ни одного лишнего, ненужного персонажа в пьесе нет. Они все там, где и должны быть.
О чем же, собственно, постановка? Разумеется, не о том, что строить карьеру однозначно плохо, а семью – однозначно хорошо. Это не комедия в полном смысле слова, не сатира на современное общество и не рецепт организации личного благополучия.
Это история о поиске счастья, которое для каждого свое. Для Маши оно в умении дружить, для Оли – в семье, для Ба – в мире между родными и близкими. У спектакля даже нет, собственно, однозначного финала, кроме обещания, что все будет хорошо и наконец-то построенному миру в ближайшее время не грозит рухнуть. Потому что он очень прочно держится – на трех китах и одной бабушке.