Жизнь без опасности
С момента последних взрывов в московском метро и аэропорту «Шереметьево» для центральных регионов России наступило относительно спокойное время. С 2011 по 2013 год от запланированных взрывов трясло в основном Дагестан. Как показал ушедший год, это была только небольшая передышка, и кошмар середины «нулевых» начал повторяться по новому кругу. Три взрыва за относительно небольшой промежуток времени – раньше такое внимание террористы уделяли только Москве.
Не будем сейчас рассуждать, почему после первого взрыва в Волгограде не удалось предотвратить последующие. Пусть проколы в работе местных силовиков ищут те, кому по должности положено этим заниматься, и делают выводы. Полетят после этих выводов погоны или нет, уже по большому счету не так важно. Эти меры и мертвых не воскресят, и выздоровление пострадавших не ускорят.
Поговорим о другом: как после этих трех терактов соблюдается безопасность там, где подобные случаи могут легко повториться? Как после Волгограда берегут покой и безопасность граждан на вокзалах и в других местах скопления людей?
Саратов: въезд воспрещен
Самые разительные изменения после трагедии в Волгограде претерпел саратовский железнодорожный вокзал. Все логично – самый сильный взрыв был именно на вокзале, кроме того, мы с Волгоградом соседи, значит, в первую очередь должны думать о безопасности.
С первых дней года Привокзальную площадь основательно зачистили от всего, от чего смогли. То есть – от автобусов, такси и торговок пирожками. Непосредственно к зданию вокзала пропускают только троллейбусы, потому что им без проводов деваться некуда. Всех остальных заворачивают на Астраханской. Таксисты теперь паркуются возле дальней части сквера посреди площади. Вместе с автобусами они образуют там весьма основательную пробку, затрудняющую проезд.
На вокзал всех пропускают только через металлоискатель. Он там стоит давно, но теперь на входе всех граждан, включая тех, кто просто собирается пройти через подземный переход под путями к автовокзалу, досматривают еще и при помощи ручных металлоискателей два полицейских. А пассажиров в зале ожидания обнюхивает очень серьезно настроенная собака в сопровождении своего хозяина в погонах.
Полиции на улицах города, во всяком случае в центре, существенно прибавилось. Ведь кроме риска терактов нас скоро ждет еще один затратный в плане передвижения по городу сюрприз – шествие Олимпийского огня. Ради этого волнующего момента по улице Московской заварили все люки. Вероятно, чтобы недозамоченный в сортире (как обещал нам Владимир Владимирович) террорист случайно из какого-нибудь не вылез.
О том, в каких выражениях это мог бы прокомментировать «Водоканал», коммуникации которого у нас рвутся раз в 50 чаще, нежели бомбы, написать в новостях будет уже нельзя, согласно последним поправкам к закону «О СМИ».
На рынках и в крупных магазинах металлоискателей либо нет, либо ими никто не пользуется. В гипермаркете «Ашан», правда, охранники вооружены такими же ручными металлоискателями, как и полицейские у вокзала. Но в дело их пускать не торопятся, спокойно пропуская покупателей. Во всяком случае, 30 декабря они вели себя именно так. Возможно потому, что народу в магазине в тот вечер было не так много, и охрана полагала, что террорист не захочет платить своей жизнью за гибель лотков с бытовой химией и консервами.
На рынке в поселке Юбилейный металлоискатель отсутствует, охрана тоже. Зато висят ориентировки на двух потенциальных террористов. Причем один из них, по не проверенным пока данным, вроде бы уже взорвался на волгоградском вокзале. Фото на ориентировке почти черное, распознать на нем что-то, кроме глаз, невозможно. Второй возможный подрывник, в чьей характеристике указано, что он «может иметь при себе пояс шахида», имеет внешность, ничем не примечательную. На любом саратовском рынке при желании можно встретить несколько десятков таких молодых людей, которые никого не собираются взрывать, а мирно торгуют мандаринами.
Москва: собака – друг человека
Столица в вопросах безопасности полагается на собак. Сопровождаемые своими проводниками в звании от сержанта и выше, они, как рассказывают москвичи, тщательно обнюхивают граждан в вестибюлях метро и залах ожиданий вокзалов. Служебные собаки проверяют также вагоны метро по прибытии в депо.
Сами же московские вокзалы, на неискушенный взгляд пассажира, охраняются гораздо хуже, чем саратовский. У всех вокзалов, имеющих прямую связь с метро, есть одно чрезвычайно слабое место – выход из метро к вокзалу. Это очень хорошо заметно на Павелецком, где металлоискатель на выходе из метро просто не действует, а пассажиры, стоящие в очереди за карточками для проезда, периодически создают огромных размеров толпу, причем очень плотно сгруппированную в небольшом вестибюле. Стоя позади турникетов, за этой толпой наблюдают двое полицейских, еще двое стоят на входе со стороны здания вокзала и выхода к поездам. Это – всё. Собак на Павелецком замечено не было, хотя, может быть, они есть и там. Специалисты-кинологи при этом разъясняют, что такая работа очень быстро утомляет собаку. И через 3-4 часа трудно будет всецело полагаться на ее чувствительный нос. Остается надеяться, что у четвероногих саперов есть сменщики.
На Курском вокзале пассажирам и возможным террористам решили осложнить жизнь, перекрыв большую часть входов и выходов. На действующих работает полиция и стоит металлоискатель. Со станции метро Курская при этом можно попасть непосредственно на перрон, к поездам дальнего следования. Уже безо всяких проверок.
В торговых центрах Москвы металлоискатели стоят далеко не везде. Охрана более чем лояльна.
«Катится, катится голубой вагон»
Подход к безопасности пассажиров самих железнодорожников выразился в совместной работе сотрудников их службы безопасности и полицейских. На вокзалах дежурят и те, и другие. Перекрытые входы-выходы в вокзалах, скорее всего, тоже являются инициативой РЖД.
Сложно сказать, как дело обстоит на маленьких станциях, где поезда дальнего следования останавливаются не более чем на 5-10 минут, но свои изменения есть и в их работе. С перронов полностью исчезли посторонние, в первую очередь – торговцы, еще летом бойко предлагавшие пассажирам пирожки, воблу, пиво и, в любую погоду, теплые носки.
К слову об алкоголе: по вагонам пиво также перестали носить, что весьма способствует спокойной дороге. Буйный пассажир для железнодорожников – проблема гораздо более реальная, чем террорист. И в ее решении они добились существенного успеха. В постновогоднем плацкартном вагоне пьяных не было вообще, что не может не радовать.
Правда, «антитабачный» закон никто особенно не соблюдает. На любой остановке платформа заполняется курящими.
К вопросу о бдительности
Итак, что можно сказать по итогам этих небольших наблюдений? Безопасность – не сиюминутная организация «мертвой зоны» вокруг потенциально привлекательного для террористов объекта. И даже тотальный обыск всех прибывающих и убывающих, как в аэропортах Израиля, тут, пожалуй, не даст гарантии полной неуязвимости. Чтобы предотвратить новые взрывы, работа нужна тщательная, долгая и, как ранее говорили эксперты, в первую очередь – оперативная. Мало что может остановить смертника, вышедшего «на финишную прямую», кроме разве что не сработавшего взрывателя.
Значит ли это, что все, указанное выше, сделано зря? Конечно, нет. Только лучше, если работа подобного рода будет вестись систематически.
К сожалению, нам всем свойственно расслабляться и верить, что ничего подобного больше не случится, а если случится, то точно не с нами. Хороший пример тому – результаты проверок, которые регулярно проводит ФСБ. Никто, как выясняется, не обращает внимания на специально забытые в автобусах сумки. И руководство предприятий, похоже, мало огорчает сообщение контрразведчиков о том, что их только что успешно условно взорвали. А зря. И не дай бог, кому-то придется познавать науку безопасности на практике. Полицию и работников вокзала, в сущности, не за что ругать. Они делают то, что у них в данной ситуации получается. Главное, чтобы мы все по возможности это делали. Хотя бы не проходили мимо забытых сумок.