«Весь мир, как большая простуда»

Оценить
В ТЮЗе завершила работу IX творческая лаборатория по современной драматургии «Четвертая высота». Аудитория, с которой организаторы фестиваля приготовились покорять «высоту», обозначена в названии: «Шаг за шагом в будущее: драматургия для подростков».

В Саратовском академическом ТЮЗе им. Ю.П. Киселева завершила работу IX творческая лаборатория по современной драматургии «Четвертая высота». Аудитория, с которой организаторы популярного в России экспериментального фестиваля приготовились покорять «высоту», была обозначена в его названии: «Шаг за шагом в будущее: драматургия для подростков».

Возраст от 10 до 16 лет – не из легких. Неокрепшей отроческой душе трудно в одиночку справиться с многочисленными вопросами к мирозданию. Телевидение и интернет, к сожалению, не намерены вступать с подростками в диалог. «Лобовая атака» сериалами и развлекательными программами нацелена в основном на пробуждение в молодом человеке низменных инстинктов. Словом, «весь мир, как большая простуда», – как говорит Вениамин, главный герой пьесы Ярославы Пулинович «Бесконечный апрель». Поэтому автор идеи «Четвертой высоты», член экспертного совета Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», директор Всероссийского театрального фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский считает, что современный театр двигаться по направлению к душе современного подростка должен только step by step. Ведь именно театр – тот мощнейший организм, где происходит становление художественного вкуса, воспитание творческой личности.

Стоит отметить, что по изобретению новых театральных технологий Олегу Лоевскому в нашей стране нет равных – он автор 25-ти творческих лабораторий. Одно из самых грандиозных в этом списке лабораторных названий – фестиваль театров малых городов России, который реализуется на базе Театра наций.

Что касается «Четвертой высоты», то в основе ее идеи находится принцип шоковой терапии. Он заключается в сверхмобильном освоении пьесы в сценическом пространстве. Как правило, о желании участвовать в очередной лаборатории Саратовскому ТЮЗу заявляют 50-60 современных драматургов. Художественное руководство театра отбирает три лучших названия, приглашает со всей страны различных режиссеров, и те с актерами труппы за три дня ставят по данным произведениям эскиз спектакля. Столько же по времени длится и сама лаборатория.

Автор идеи лаборатории Олег Лоевский
Автор идеи лаборатории Олег Лоевский

Параллельно с режиссерскими показами происходят и авторские читки, в ходе которых тексты пьес читают артисты ТЮЗа и сами драматурги. И читки, и показы завершаются обсуждением работ со зрителями. Причем после обсуждения эскиза спектакля можно проголосовать, и с весьма изобретательными формулировками: «продолжить работу», «оставить как есть», «забыть как страшный сон». До последней, как правило, не доходит. Программа лаборатории формируется тщательно, все театральные цеха к участию в «Четвертой высоте» мобилизуются максимально.

«Я вообще много актеров видел и считаю, что плохих нет, – признается Олег Лоевский. – Если они пошли в артисты, потому что увидели по телевизору Брэда Питта, то уже молодцы: значит, у них есть ген, который активировался и заставил их пойти в эту тяжелую публичную профессию. Я тоже видел Брэда Питта по телевизору, но никогда не хотел быть артистом, потому что у меня нет этого гена. Моя миссия заключается в создании условий создать условия, при которых каждый может реализоваться в полной степени. Важно и то, что театр по большому счету самая бессмысленная и безопасная вещь. Здесь не изобретают атомных реакторов, поэтому и Чернобыльской аварии на сцене не произойдет».

Олег Семенович, конечно же, великий провокатор. И достается не только коллективу театра. «Ну, пьеса-то больше литературная», – небрежно бросит реплику драматургу. «Тишшшшше, повыгоняю всех к чертовой матери», – то ли угрожающе, то ли озорно-заговорщически прошипит в сторону особо уверенных в себе юных зрителей. В результате эффект потрясающий: все от мала до велика пытаются глубже понять замысел драматического текста, воспринять заложенный в пьесе сценический потенциал и обсудить литературную ценность произведения.

Драматург Ярослава Пулинович
Драматург Ярослава Пулинович

В рамках IX творческой лаборатории «Четвертая высота» состоялись три режиссерских эскиза и три авторские читки шести современных пьес для подростков от драматургов из Саратова, Екатеринбурга, а также Франции и Венгрии. В лаборатории приняли участие режиссеры из Москвы и Санкт-Петербурга – Алексей Логачев, Наталья Шумилкина и Евгения Никитина. Постановщики представили на малой сцене театра свои режиссерские эскизы по инсценировке Ярославы Пулинович повести «Отрочество» Л.Н. Толстого, пьесе французского драматурга Натали Фильон «Дзынь» и работе венгерского автора Урбана Дюла «Все мыши любят сыр». В программе авторских читок участвовали пьесы двух саратовских авторов – актрисы театра Елены Красновой «И наступит завтра» и сотрудницы литературной части ТЮЗа Анастасии Колесниковой «Что делал слон, когда пришел Наполеон?», а также состоялась читка пьесы Ярославы Пулинович «Бесконечный апрель» с участием автора.

Произведения настолько разнообразны! Незатейливая история капельки в спектакле «Дзынь» – из серии «познаем мир». Талантливо переложила на драматургический язык повесть Марка Алданова «Святая Елена, маленький остров» сотрудница литературной части саратовского ТЮЗа Анастасия Колесникова. Ее инсценировка «Что делал слон, когда пришел Наполеон» о том, что и император в душе остается настоящим ребенком, который с удовольствием бросает камешки в воду. Жаль только, что в пьесе действие несколько «провисает», уступая яркому литературному языку. Жива и четко выписана девочка Бетси, «собранная» Анастасией из нескольких героинь повести. Мужские образы, даже «великого Бони», ей уступают. Очевидно, что в пространстве сцены и при определенном режиссерском решении пьеса заиграет яркими красками.

После просмотра режиссерского эскиза «Все мыши любят сыр» по пьесе Урбана Дюла возникли следующие замечания. Это репертуарное произведение, которое давно и с успехом идет в кукольных театрах. Поэтому его включение в программу творческой лаборатории, задачей которой заявлен поиск современной подростковой драматургии, непонятно. А в самой нехитрой истории о противостоянии серых и белых мышек очень уж прямолинейно и «по-взрослому» показана влюбленность мышат Шомы и Фружи. От этого действие показалось достаточно противоречивым и несколько неповоротливым. Погоня за маркировкой «10+» этот спектакль утяжелила.

Потенциальный сценический успех не всех представленных пьес очевиден. Но каждая из них в той или иной степени позволяет двигаться в направлении современного подростка именно шаг за шагом.

Особняком, на наш взгляд, в программе «Четвертой высоты» стояли другие три пьесы. «И наступит завтра» Елены Красновой, «Бесконечный апрель» и «Отрочество» Ярославы Пулинович явили зрителю тот Саратовский ТЮЗ, который мы любим. Театр-дом, где сердце согревается теплом и жизнелюбием. Даже через боль... Атмосферно эти названия сходны со спектаклями ТЮЗа «Деревья умирают стоя», «Вечно живые» – много в театральной сокровищнице Юрия Киселева шедевров. И театр продолжает двигаться в данном направлении.

«И наступит завтра»... Рассказывая историю о ребятах-»самоварах» (так жестоко именуют солдат, потерявших руки и ноги на войне, к этому определению прибегает и автор), Елена Краснова по сути совершает гражданский подвиг. Современные драматурги активно исследуют военную тему. И только единицы берутся за чеченскую войну с ее непонятной мотивацией. Елена решилась. Автор зачастую уходит в сантименты. «Обломки человека, выброшенные судьбой», – так называет она своих героев, которых зрителю удается полюбить всем сердцем. Все солдатики преподнесены на уровне масок, но есть за этим схематизмом и сентиментальностью большой смысл. Главный персонаж пьесы – покаяние целого поколения за бездумные войны. В сущности, «И наступит завтра» – мощный удар ниже пояса всему миру. И при том, что присутствует в пьесе определенная абстрактность, она для семейного просмотра.

«Как косточка плода должна расколоться, чтобы ее сердцевина предстала солнцу, так и вы должны познать боль. Если б ваше сердце не уставало изумляться каждодневным чудесам жизни, то ваша боль казалась бы вам не менее изумительной, чем радость», – медсестра по просьбе одного из раненых читает «Пророка» Халиля Джебрана. Мы за этим видим смелость ученицы Юрия Ошерова и ее серьезное приглашение поразмышлять и попытаться ответить на вопрос: а что с этим делать? И найти в себе мужество ответить: делать с этим нечего, выхода нет.

«Обращение к этой теме тем более заслуживает уважения, что сегодня современное театральное пространство не хочет к ней обращаться, и понятно почему. Люди не желают никакой боли, переживаний. Зритель готов уйти в сериалы, сказку, небытие, куда угодно. Тем более мотивы современной войны, либо экономические, либо отсутствие явных мотивов, нарушают стройную систему советского мышления: мы хорошие – они плохие», – с Олегом Лоевским трудно не согласиться. В конечном счете каждый волен выбирать, какое завтра для него наступит: завтра молчаливого и покорного человека или ответственного и неравнодушного. В этой связи с текстом Елены Красновой перекликается пьеса Ярославы Пулинович «Бесконечный апрель».

Эскиз спектакля «Отрочество»
Эскиз спектакля «Отрочество»

Интересна история создания пьесы. В Санкт-Петербурге выставили на продажу дом, в котором с начала прошлого века по 2010 год жил мужчина по имени Вениамин. Художественный руководитель БДТ им. Г.А. Товстоногова Андрей Могучий привел сюда драматургов и объявил конкурс на написание пьесы о доме. Справилась только Ярослава Пулинович. Талантливые актеры ТЮЗа прочитали, а вернее, сыграли щемящую историю нескольких поколений петербургской семьи. Обреченный старик перед смертью вспоминает свою жизнь. Вот уплотняют коммунарами квартиру, в которой живут мальчик Веня и его мама. Тут же время по-прустовски переносит нас в блокадный Ленинград, где мужчина Вениамин спасет двухлетнего мальчика. И в разных возрастах главный герой задается вопросом, зачем он живет? За этой щемящей историей семьи скрывается огромное обобщение: как бессмысленны наши попытки понять мироустройство. Автор предлагает встревоженному сердцу зрителя некую компромиссную формулу. Назовем ее «поиск правильной степени бессмысленности жизни». Драматург подводит к тому, что лучше смириться с незнанием того, совершил ли ты в жизни важный для человечества поступок или нет. Кстати, в финале спектакля звучит стихотворение Иосифа Бродского «Наступает весна», а годы жизни мальчика, спасенного Веней, совпадают с годами жизни поэта...

Читка пьесы превратилась в настоящий спектакль. Удивительно нахраписта и вместе с тем противоречива дочь Вени Люба в исполнении гениальной Татьяны Чупиковой. По-своему осмысливает прошлое семьи внучка Галя в исполнении Кристины Топчевой, которая собирается устроить в квартире деда «сейшен в стиле блокады». Марина Климова очень тонко и точно создала образ Мамы-мечты, словно сошедший с пожелтевшей фотографии. Отдельное спасибо Юрию Петровичу Ошерову, который в образе Вениамина на наших глазах превращался из мучимого физическими и нравственными болями старика в пытливого и капризного мальчишку. «Я буду молиться, чтобы эта пьеса не прошла мимо нашего театра», – думаю, актриса Виктория Шанина выразила общее мнение. В обсуждении пьесы после ее читки активно участвовали саратовские старшеклассники. Они отметили «трогательность» повествования. А старших зрителей удивило, что такую сложную мировоззренческую пьесу написала 23-летняя девушка.

Несомненным украшением репертуара любого театра должна стать постановка пьесы Ярославы Пулинович по повести Л.Н. Толстого «Отрочество». Для «Четвертой высоты» пьесу поставил молодой режиссер Алексей Логачев. Получившийся режиссерский эскиз требует штриховых доработок для превращения в полноценный спектакль. Перевернутые стол и диван, упакованные стулья – режиссер еще до начала действия готовит зрителя к путешествию с Николенькой в его взрослую жизнь. Вместе с отроком мы будем переживать уход его маменьки, ежиться от упреков домочадцев в адрес Николаса. Эту роль можно назвать очередной победой талантливого артиста Руслана Дивлятшина. Каким-то едва уловимым наклоном головы он умеет изобразить такое беспросветное одиночество и смятение подростка, что становится бесконечно горько за его Николеньку. В спектакле много чудесных находок, и главная – белые пушисты зайцы. «Союзники» маменьки, фантазии мальчика… Каждый найдет в этом символе свой смысл. Главное, что изобретательность режиссера не вызывает внутреннего протеста. Алексей Логачев точнее других постановщиков справился с задачей лаборатории. Он очень бережно создал хрупкий мир подростка, душа которого требует деликатного обращения.

IX«Четвертая высота» позади. Верстается программа юбилейной Х творческой лаборатории. Художественный руководитель ТЮЗа Юрий Ошеров обещает, что она будет расширенной. И только что стали известны результаты зрительского голосования минувшей лаборатории. Будет продолжена работа над пьесами «Дзынь», «Все мыши любят сыр» и «Отрочество». Все это благодаря азартному участию той самой трудной подростковой аудитории, которой «Четвертая высота» и адресовалась. До сердец достучались. Возможно, и с «мировой простудой» справимся.