Все хорошее лучше чувствуется со временем

Оценить
В октябре из жизни ушел Лу Рид, покинул сцену Дэн Маккаферти. Пол Маккартни выпустил новый альбом, выступили «Brainstorm», посвятив концерт 10-летию деятельности в России. Пугачева запомнилась рождением близнецов, а Земфира – скандалом в Ростове.

Октябрь, как, впрочем, и любой другой месяц этого года, не оказался бедным на музыкальные события.

Но так уж случилось, что именно октябрь, в нашей полосе традиционно ассоциирующийся с окончательным расставанием с теплыми летними деньками и сдобренный изрядной долей душевной печали, принес нам весьма грустное известие. 27 октября в возрасте 71 года от нас ушел Лу Рид.

Можно, конечно, пафосно (как принято в подобных случаях) написать, что, мол, со смертью этого великого музыканта «ушла целая эпоха», но думаю, подобное заявление будет отдавать изрядной долей лукавства. Все-таки для российских меломанов, тяготеющих к классической британской школе, американская сцена была далекой и менее известной.

The Velvet UndergroundДетище Лу Рида – андерграундная команда The Velvet Underground – и в Штатах не снискала коммерческого успеха. Но просуществовав чуть меньше десяти лет и пережив уже в девяностые несколько реюнионов, для своего круга почитателей стала абсолютно культовой. А сотрудничество с Энди Уорхолом увековечило для грядущих поколений творение художника на обложке своего альбома 67-го года – ныне всеми узнаваемый банан. Подарив миру свои психоделические откровения, группа навсегда осталась в золотых реестрах музыкальной культуры.

LuluА два года назад Лу Рид вновь заставил нас спорить о своем последнем релизе – совместном с Metallica альбоме «Lulu». Пластинка получилась крайне противоречивой. Знаменитые треш-металлисты были приглашены для инструментального сопровождения поэтических опусов Рида. Хриплый речитатив мастера был наложен на металлические запилы Хэтфилда сотоварищи и вызвал весьма неоднозначные оценки. На днях я переслушал этот альбом и лишний раз убедился в том, что все хорошее лучше чувствуется со временем.

Дэн Маккаферти
Дэн Маккаферти.
Фото www.yamoskva.com

Но это не единственное печальное известие октября. Дэн Маккаферти, бессменный вокалист Nazareth, терзающий свой голос уже сорок пять лет, покинул сцену.

Нет-нет – Дэн, слава богу, жив, хотя и не совсем здоров. Именно по этой причине в разгар российского турне Nazareth вынуждены были заявить о прекращении гастролей и замене вокалиста. Маккаферти поблагодарил всех поклонников за поддержку: «Мне жаль, что мое здоровье заставило меня остановить гастроли, но я надеюсь, что Nazareth сможет продолжать свои выступления с новым вокалистом, и что вы будете поддерживать его так же, как меня». Время идет, и наши кумиры стареют, стареют так же, как и мы… И лишь в нашей собственной душе, где мы по-прежнему молоды, кумиры продолжают собирать стадионы, и мы слышим гром оваций, как и прежде.

NewНо хватит о грустном! Сэр Пол Маккартни выпустил новый альбом «New». Казалось бы, что здесь такого? Знаменитый «битл» не заподозрен в лени и регулярно радует нас новыми пластинками. Все это так, но не совсем. Активная деятельность мэтра в последние годы богата на всевозможные эксперименты. Это и джаз, и электроника, и кавер-альбомы. Много Маккартни продолжает писать и симфонической музыки. Да просто молодец! Но положа руку на сердце, разве этого мы ждем, с нетерпением вскрывая каждую его новую пластинку? Разве не хочется услышать нам новый «Ram», «Wild Life» или «Band On The Run»?

Я специально не хочу описывать новое творение Пола, а просто страстно рекомендую его послушать. Вы не разочаруетесь. Недаром и сам музыкант выбрал для пластинки такое «говорящее» название. А ведь новое – это всегда хорошо забытое старое. Ну, или почти всегда.

Brainstorm
Brainstorm. Фото zvuknot.ru

Теперь несколько слов о российской сцене. Уж простите мне мой шовинизм, но я все еще, по старой памяти, продолжаю включать Прибалтику в сферу наших стратегических интересов. Музыкальных как минимум. Ибо здесь есть чем гордиться. А говорю я о замечательной латышской команде Brainstorm, или, как настаивает европейская цензура, Prāta Vētra.

25 октября на сцене столичного Stadium Live состоялось их выступление, посвященное десятилетию концертной деятельности группы в России. С выхода в 2003-м альбома «A Day Before Tomorrow» началось триумфальное шествие этой команды по нашим площадкам.

Приятно осознавать, что эти талантливые ребята, добившиеся повсеместного европейского признания и создающие столь качественный брит-поп, специально для российского слушателя издают альтернативные версии своих альбомов и даже поют на русском. И, несмотря на столь высокий звездный статус, абсолютно открыты для контактов и с легкостью идут на интервью. Чего нельзя сказать о героине нашего следующего сюжета.

Земфира в Ростове
Земфира в Ростове.
Фото www.ntv.ru

Икона российского рок-н-ролла Земфира Рамазанова, более известная как просто Земфира, 20 октября на сцене ростовского Дворца спорта позволила себе нецензурные выражения и, переделав финал песни «Аривидерчи», закончила выступление словами: «Я больше никогда не вернусь в Ростов».

Несмотря на последующее извинение Земфиры на ее сайте, скандал получился отменным. Новость облетела не только музыкальные сайты, но и попала на центральные телеканалы. Не хочу говорить о причинах и следствиях самого происшествия, а лишь замечу, что с певицей совершенно невозможно вести какой-либо диалог – она, как никто другой, недоступна для журналистов. Отчасти я могу понять подобное – бесстыдство желтой прессы может вызвать адекватную реакцию. Но как же слушатели и зрители? Те, кто покупает альбомы и посещает концерты, – разве они не заслужили немного уважения?

Владимир Кузьмин в Кремле
Владимир Кузьмин в Кремле.
Фото newsmuz.com

А вот представитель старшего поколения рок-звезд Владимир Кузьмин ведет себя совсем иначе. Это один из самых отзывчивых и доброжелательных музыкантов, с которым мне приходилось встречаться.

EndORfinЧеловек, на долю которого выпало столько личных трагедий за последние годы, не только не озлобился и не затворился, но и выпустил одну из лучших своих работ – цикл «EndORfin», состоящий из четырех полноценных альбомов. Пока выпущено только три пластинки (четвертая на подходе), но уже сейчас ясно, что творчество этого великолепного музыканта переживает новый взлет. 24 октября в Кремле Владимир устроил потрясающее шоу в рамках «эндорфинного» тура.

Здесь я позволю себе сделать переход к новой теме. Нельзя сказать, что это примета октября, но отчасти это так. Вот уже несколько лет как наши коллекционеры и любители музыки (причем не только старшего поколения) медленно, но верно возвращаются к виниловым носителям. Все последнее время свежие релизы по всему миру издаются сразу в двух вариантах – компакт-диск и виниловый альбом. Но технологии мировой музыкальной культуры никогда не были для нас обязательны – мы варились в собственном соку. И лишь в последний год принялись наверстывать упущенное. «Крематорий», «Чайф», «Браво», «Пикник», «Ария», «Кино» (всех не перечислить) переиздают свой бэк-каталог на виниле. Как по отдельности, так и подарочными коробками. Владимир Кузьмин успел еще на закате фирмы «Мелодия» издать несколько своих альбомов, а теперь на виниле поступили в продажу его «Небесное притяжение» и дебютный двойник группы «Динамик» 82-го года. Конечно, у многих осталось недоверие и предвзятость к столь архаичной форме воспроизведения, но мне кажется, что грампластинка еще вернет себе место под солнцем.

Goodbye Yellow Brick RoadИ тут я не могу не упомянуть о двух октябрьских юбилеях. В этом месяце исполняется 40 лет замечательным релизам 1973 года (разумеется, виниловым, других тогда и не было) – альбому Элтона Джона «Goodbye Yellow Brick Road» и пластинке Дэвида Боуи «Pin Ups».

Pin UpsНачну с последней. Название у альбома «многоговорящее» – дословно означает «приколоть» (плакат красотки на стену), а с другой стороны, жанр «пинап» давно получил самостоятельную, причем весьма фривольную, стилистику – изображения красоток с акцентом на нижнем белье, такое своеобразное подглядывание. Именно этого Боуи и добивался, создав сборник кавер-версий Pink Floyd, Yardbirds, The Who, Kinks и других. Этакая коллекция «вкусностей и приятностей». Кстати, только по случайности в альбом не вошла версия «White Light, White Heat» все тех же Velvet Underground. Альбом добрался до первых строчек британских чартов и пробыл там 21 неделю. А вот релиз Элтона Джона не был воспринят так однозначно. Это сейчас, по прошествии времени, он оказался самым успешным альбомом певца, восемь раз получив «платину» и изданный тиражом более 30 миллионов экземпляров. Но в 73-м этот двойник показался критикам чересчур затянутым и неоднородным. А ведь именно на нем впервые прозвучала гениальная «Candle in the Wind» (посвященная Мэрилин Монро), без которой ныне не обходится ни одно из его выступлений.

Алла Пугачева и Максим Галкин
Пугачева и Галкин.
Фото www.ntv.ru

И на десерт небольшая забавная зарисовка. Как известно, у Аллы Борисовны Пугачевой и Максима Галкина родились двойняшки. Произошло это еще 18 сентября, но достоянием общественности новость стала только в начале октября.

Менее всего хотелось бы опускаться до уровня сплетен, но я не могу не упомянуть об этом событии вот по какой причине: известный музыкальный критик Артемий Троицкий, выступая в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», весьма своеобразно поздравил звездную пару с рождением двойни. Позвольте привести слова Артемия полностью:

Артемий Троицкий
Артемий Троицкий.
Фото photoekb.ru

«В этой связи я хотел, на самом деле, поздравить Аллу Пугачеву и Максима Галкина с тем, что у них появились, я так понимаю, двойняшки: мальчик и девочка. Я очень рад за вас, ребята. Я знаю, что вы уже много лет, уже более 10 лет дружите, и теперь появились дети – это очень здорово! И я уверен, что никакие законы новые, принятые Госдумой, не лишат вас родительских прав на этих милейших близняшек. То есть – счастья, любви и успехов в семейной жизни. Кроме того, Алла Борисовна, лично для вас: я очень надеюсь, что забота об этих детях вас увлечет настолько, что вы перестанете записывать новые песни, появляться на телевидении и, в общем, заниматься тем, чем занимались последние 20 лет, не записав ни одной хорошей песни и слегка стерев в памяти людей замечательнейшее ваше творчество 70-х и 80-х годов. Так что прекрасного вам материнства, Алла Борисовна!».

Вот на этой оптимистической ноте я, пожалуй, и закончу свой октябрьский обзор. До новых встреч!

 

Олег Хольц, главный редактор музыкальной энциклопедии ЗвукНот www.zvuknot.ru специально для ИА «Свободные новости»