Все хорошее лучше чувствуется со временем
Октябрь, как, впрочем, и любой другой месяц этого года, не оказался бедным на музыкальные события.
Но так уж случилось, что именно октябрь, в нашей полосе традиционно ассоциирующийся с окончательным расставанием с теплыми летними деньками и сдобренный изрядной долей душевной печали, принес нам весьма грустное известие. 27 октября в возрасте 71 года от нас ушел Лу Рид.
Можно, конечно, пафосно (как принято в подобных случаях) написать, что, мол, со смертью этого великого музыканта «ушла целая эпоха», но думаю, подобное заявление будет отдавать изрядной долей лукавства. Все-таки для российских меломанов, тяготеющих к классической британской школе, американская сцена была далекой и менее известной.
Детище Лу Рида – андерграундная команда The Velvet Underground – и в Штатах не снискала коммерческого успеха. Но просуществовав чуть меньше десяти лет и пережив уже в девяностые несколько реюнионов, для своего круга почитателей стала абсолютно культовой. А сотрудничество с Энди Уорхолом увековечило для грядущих поколений творение художника на обложке своего альбома 67-го года – ныне всеми узнаваемый банан. Подарив миру свои психоделические откровения, группа навсегда осталась в золотых реестрах музыкальной культуры.
А два года назад Лу Рид вновь заставил нас спорить о своем последнем релизе – совместном с Metallica альбоме «Lulu». Пластинка получилась крайне противоречивой. Знаменитые треш-металлисты были приглашены для инструментального сопровождения поэтических опусов Рида. Хриплый речитатив мастера был наложен на металлические запилы Хэтфилда сотоварищи и вызвал весьма неоднозначные оценки. На днях я переслушал этот альбом и лишний раз убедился в том, что все хорошее лучше чувствуется со временем.
Дэн Маккаферти. Фото www.yamoskva.com |
Но это не единственное печальное известие октября. Дэн Маккаферти, бессменный вокалист Nazareth, терзающий свой голос уже сорок пять лет, покинул сцену.
Нет-нет – Дэн, слава богу, жив, хотя и не совсем здоров. Именно по этой причине в разгар российского турне Nazareth вынуждены были заявить о прекращении гастролей и замене вокалиста. Маккаферти поблагодарил всех поклонников за поддержку: «Мне жаль, что мое здоровье заставило меня остановить гастроли, но я надеюсь, что Nazareth сможет продолжать свои выступления с новым вокалистом, и что вы будете поддерживать его так же, как меня». Время идет, и наши кумиры стареют, стареют так же, как и мы… И лишь в нашей собственной душе, где мы по-прежнему молоды, кумиры продолжают собирать стадионы, и мы слышим гром оваций, как и прежде.
Но хватит о грустном! Сэр Пол Маккартни выпустил новый альбом «New». Казалось бы, что здесь такого? Знаменитый «битл» не заподозрен в лени и регулярно радует нас новыми пластинками. Все это так, но не совсем. Активная деятельность мэтра в последние годы богата на всевозможные эксперименты. Это и джаз, и электроника, и кавер-альбомы. Много Маккартни продолжает писать и симфонической музыки. Да просто молодец! Но положа руку на сердце, разве этого мы ждем, с нетерпением вскрывая каждую его новую пластинку? Разве не хочется услышать нам новый «Ram», «Wild Life» или «Band On The Run»?
Я специально не хочу описывать новое творение Пола, а просто страстно рекомендую его послушать. Вы не разочаруетесь. Недаром и сам музыкант выбрал для пластинки такое «говорящее» название. А ведь новое – это всегда хорошо забытое старое. Ну, или почти всегда.
Brainstorm. Фото zvuknot.ru |
Теперь несколько слов о российской сцене. Уж простите мне мой шовинизм, но я все еще, по старой памяти, продолжаю включать Прибалтику в сферу наших стратегических интересов. Музыкальных как минимум. Ибо здесь есть чем гордиться. А говорю я о замечательной латышской команде Brainstorm, или, как настаивает европейская цензура, Prāta Vētra.
25 октября на сцене столичного Stadium Live состоялось их выступление, посвященное десятилетию концертной деятельности группы в России. С выхода в 2003-м альбома «A Day Before Tomorrow» началось триумфальное шествие этой команды по нашим площадкам.
Приятно осознавать, что эти талантливые ребята, добившиеся повсеместного европейского признания и создающие столь качественный брит-поп, специально для российского слушателя издают альтернативные версии своих альбомов и даже поют на русском. И, несмотря на столь высокий звездный статус, абсолютно открыты для контактов и с легкостью идут на интервью. Чего нельзя сказать о героине нашего следующего сюжета.
Земфира в Ростове. Фото www.ntv.ru |
Икона российского рок-н-ролла Земфира Рамазанова, более известная как просто Земфира, 20 октября на сцене ростовского Дворца спорта позволила себе нецензурные выражения и, переделав финал песни «Аривидерчи», закончила выступление словами: «Я больше никогда не вернусь в Ростов».
Несмотря на последующее извинение Земфиры на ее сайте, скандал получился отменным. Новость облетела не только музыкальные сайты, но и попала на центральные телеканалы. Не хочу говорить о причинах и следствиях самого происшествия, а лишь замечу, что с певицей совершенно невозможно вести какой-либо диалог – она, как никто другой, недоступна для журналистов. Отчасти я могу понять подобное – бесстыдство желтой прессы может вызвать адекватную реакцию. Но как же слушатели и зрители? Те, кто покупает альбомы и посещает концерты, – разве они не заслужили немного уважения?
Владимир Кузьмин в Кремле. Фото newsmuz.com |
А вот представитель старшего поколения рок-звезд Владимир Кузьмин ведет себя совсем иначе. Это один из самых отзывчивых и доброжелательных музыкантов, с которым мне приходилось встречаться.
Человек, на долю которого выпало столько личных трагедий за последние годы, не только не озлобился и не затворился, но и выпустил одну из лучших своих работ – цикл «EndORfin», состоящий из четырех полноценных альбомов. Пока выпущено только три пластинки (четвертая на подходе), но уже сейчас ясно, что творчество этого великолепного музыканта переживает новый взлет. 24 октября в Кремле Владимир устроил потрясающее шоу в рамках «эндорфинного» тура.
Здесь я позволю себе сделать переход к новой теме. Нельзя сказать, что это примета октября, но отчасти это так. Вот уже несколько лет как наши коллекционеры и любители музыки (причем не только старшего поколения) медленно, но верно возвращаются к виниловым носителям. Все последнее время свежие релизы по всему миру издаются сразу в двух вариантах – компакт-диск и виниловый альбом. Но технологии мировой музыкальной культуры никогда не были для нас обязательны – мы варились в собственном соку. И лишь в последний год принялись наверстывать упущенное. «Крематорий», «Чайф», «Браво», «Пикник», «Ария», «Кино» (всех не перечислить) переиздают свой бэк-каталог на виниле. Как по отдельности, так и подарочными коробками. Владимир Кузьмин успел еще на закате фирмы «Мелодия» издать несколько своих альбомов, а теперь на виниле поступили в продажу его «Небесное притяжение» и дебютный двойник группы «Динамик» 82-го года. Конечно, у многих осталось недоверие и предвзятость к столь архаичной форме воспроизведения, но мне кажется, что грампластинка еще вернет себе место под солнцем.
И тут я не могу не упомянуть о двух октябрьских юбилеях. В этом месяце исполняется 40 лет замечательным релизам 1973 года (разумеется, виниловым, других тогда и не было) – альбому Элтона Джона «Goodbye Yellow Brick Road» и пластинке Дэвида Боуи «Pin Ups».
Начну с последней. Название у альбома «многоговорящее» – дословно означает «приколоть» (плакат красотки на стену), а с другой стороны, жанр «пинап» давно получил самостоятельную, причем весьма фривольную, стилистику – изображения красоток с акцентом на нижнем белье, такое своеобразное подглядывание. Именно этого Боуи и добивался, создав сборник кавер-версий Pink Floyd, Yardbirds, The Who, Kinks и других. Этакая коллекция «вкусностей и приятностей». Кстати, только по случайности в альбом не вошла версия «White Light, White Heat» все тех же Velvet Underground. Альбом добрался до первых строчек британских чартов и пробыл там 21 неделю. А вот релиз Элтона Джона не был воспринят так однозначно. Это сейчас, по прошествии времени, он оказался самым успешным альбомом певца, восемь раз получив «платину» и изданный тиражом более 30 миллионов экземпляров. Но в 73-м этот двойник показался критикам чересчур затянутым и неоднородным. А ведь именно на нем впервые прозвучала гениальная «Candle in the Wind» (посвященная Мэрилин Монро), без которой ныне не обходится ни одно из его выступлений.
Пугачева и Галкин. Фото www.ntv.ru |
И на десерт небольшая забавная зарисовка. Как известно, у Аллы Борисовны Пугачевой и Максима Галкина родились двойняшки. Произошло это еще 18 сентября, но достоянием общественности новость стала только в начале октября.
Менее всего хотелось бы опускаться до уровня сплетен, но я не могу не упомянуть об этом событии вот по какой причине: известный музыкальный критик Артемий Троицкий, выступая в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», весьма своеобразно поздравил звездную пару с рождением двойни. Позвольте привести слова Артемия полностью:
Артемий Троицкий. Фото photoekb.ru |
«В этой связи я хотел, на самом деле, поздравить Аллу Пугачеву и Максима Галкина с тем, что у них появились, я так понимаю, двойняшки: мальчик и девочка. Я очень рад за вас, ребята. Я знаю, что вы уже много лет, уже более 10 лет дружите, и теперь появились дети – это очень здорово! И я уверен, что никакие законы новые, принятые Госдумой, не лишат вас родительских прав на этих милейших близняшек. То есть – счастья, любви и успехов в семейной жизни. Кроме того, Алла Борисовна, лично для вас: я очень надеюсь, что забота об этих детях вас увлечет настолько, что вы перестанете записывать новые песни, появляться на телевидении и, в общем, заниматься тем, чем занимались последние 20 лет, не записав ни одной хорошей песни и слегка стерев в памяти людей замечательнейшее ваше творчество 70-х и 80-х годов. Так что прекрасного вам материнства, Алла Борисовна!».
Вот на этой оптимистической ноте я, пожалуй, и закончу свой октябрьский обзор. До новых встреч!
Олег Хольц, главный редактор музыкальной энциклопедии ЗвукНот www.zvuknot.ru специально для ИА «Свободные новости»