Портрет в обмен на билет
На прошлой неделе в Саратове побывал автор проекта «Свободный обмен» художник Сергей Баловин. Суть его проекта проста: каждый желающий может получить свой портрет, выполненный тушью по акварельной бумаге, предложив автору взамен что-нибудь ему нужное. Полный список подарков художнику есть на его сайте. В нашем городе портреты Баловин рисовал в антикафе «Темная сторона». Деньгами Сергей практически не пользуется – в обмен на портреты он получает все, что необходимо для путешествия – от еды до билета на поезд или самолет. Хотя «Свободный обмен» – это, скорее, философия и стиль жизни, чем просто способ заработать. А живое воображение, веселый характер, отличный глазомер и легкая рука уже помогли художнику побывать со своим проектом в Армении, Грузии, Белоруссии, Албании, Македонии, Германии и во многих городах России. Все точки маршрута сложно перечислить. Корреспондент ИА «Свободные новости» побеседовала с художником о его проекте и творчестве.
В блоге у Сергея есть карта, где отмечены города, в которых он побывал и в которые еще только собирается. Их число понемногу растет. Собственно, в блоге не только карта, там фотографии, рассказы о путешествии, главы из недописанной пока книги.
А началось все с Китая. В 2012 году Сергей переехал жить в Шанхай. Друзья из Китая помогли ему организовать несколько выставок картин. Потом настали финансовые трудности, и, сняв в городе полупустую квартиру, Сергей решил попробовать раздобыть предметы домашнего обихода в обмен на рисунки. Дал объявление. Идея оказалась удачной – через несколько недель у художника было все необходимое для жизни, а еще – появились новые друзья.
Вот как он сам позже написал об этом в блоге:
«Кризис открыл мне тот факт, что сама жизнь и ее реальность представляют для меня большую ценность, чем вымышленные миры. Мой мир населен реальными людьми. Их пути пересекаются с моим. Человек, с которым меня сводит судьба, попадает в мою историю». С тех пор Сергей изучает этот окружающий мир, прокладывая по нему маршрут своего путешествия, обещающего стать кругосветным.
Пригласить в гости художника можно, написав ему письмо через его сайт.
О том, куда дальше ляжет его путь, Сергей рассказал в Саратове. В тот день он сделал около сорока портретов.
– Вы много городов России посетили. Саратов – какой по счету?
– Смотря с какого момента начинать отсчет.
– С первого российского города, куда вы приехали с вашим проектом, куда вы приехали как портретист.
– Я вообще не считаю себя портретистом. Здесь портреты – скорее, удобная единица обмена. Первый город, где я после Китая начал, был Воронеж. Воронеж – это моя родина. «Выстрелило» это реально в Новосибирске первый раз, там большой резонанс возник, с тех пор пошла популярность. Воронеж, Новосибирск, Москва, в Подмосковье несколько раз был – Зеленоград, Подольск, Коломна...
– Работать где легче, в больших городах или в маленьких?
– Это не важно. В маленьких, как правило, меньше событий происходит, поэтому люди с большим интересом приходят. Бывает даже, что в маленьких городах собирается больше народу.
– Конечно, банальный вопрос, его задают всем, кто попадает в Саратов: как вам город? В сравнении с малыми российскими городами, такими как Тамбов, Рязань, Воронеж... Саратов – лучше, хуже?
– Я был удивлен вчера, приближаясь на поезде: большой город. Пробок до фига у вас. Но в общем вполне позитивное впечатление производит. Большой, массивный город, я люблю большие города. Тамбов намного провинциальнее выглядит.
– А любимый город есть, в который бы хотелось приехать еще раз?
– Шанхай.
– И когда думаете его навестить?
– Весной, в апреле. Вообще, во многие места хочется вернуться. Я с удовольствием даже возвращался уже. Дважды был во Львове. Я проехал Европу, потом через Львов опять возвращался. В Краснодаре был дважды. Вернуться бы хотелось в Тбилиси. Мне очень понравились Грузия, Армения. Здорово. Я долго отходил, так меня зацепило там.
– Портреты – это единица обмена. А для себя делали какие-нибудь зарисовки того, что вам понравилось?
– Я фотографирую и использую для этого телефон. Хороший фотоаппарат у меня есть, но я его оставил – тяжелый. Фотографирую, инстаграмлю и ставлю в блог. Собственно, в блоге можно увидеть фотографии городов.
– Фотографии из Грузии у вас в блоге и впрямь очень красивые.
– Не все так думают. Кто-то мне там написал: столько красивого в Тбилиси, а вы снимали нищету и разруху. А я к этому никогда не относился так, что это нищета и разруха. Тбилиси действительно сейчас местами отреставрирован, там большие вливания. Я вообще думаю, что вот эта война, которая была в 2008 году, она была выгодна всем, как Грузии, так и России. Политики на ней прекрасно нагрелись, куча народу погибла. В итоге Россия утвердила свое влияние в Осетии, а Грузия получила инвестиции от Запада.
– Но обычным гражданам этот конфликт...
– ... до лампочки.
– К человеку, приехавшему из России, там как относились?
– Очень хорошее отношение, очень гостеприимные люди. Мне даже было удивительно. В очередной раз стало немножко стыдно за русских, поскольку приезжает русский в Китай – к нему китайцы с распростертыми объятиями, сажают его за стол, грузины, армяне – то же самое. А русский человек по отношению к этим народам, когда они приезжают в Россию, такого радушия не проявляет.
– Работаете всегда в одной технике – тушь по акварельной бумаге?
– Тушь. Можно сказать, что это акварель по технике. Можно с таким же успехом акварелью рисовать.
– Технику, именно свою, в которой удобно и приятно рисовать, долго искали?
– Я не знаю, как-то оно самой собой сложилось. Я люблю такие наброски. Когда был студентом, мне было всегда лень делать что-то долгое, долгие работы. Я искал и никак не мог выбрать что-то одно, мне всегда нравились разные техники, работать с разными материалами, в разных жанрах. А тут оно как-то само собой сложилось. Сейчас делаю только это.
– То есть от многоцветных рисунков перешли к графике?
– Я даже не к графике перешел, я перешел к эксперименту над жизнью. Это проект не о портретах, не о графике, не о живописи уже.
– Есть друзья, родные, которые вас поддержали?
– Все поддерживают. Я очень благодарен родителям, которые никогда ничего мне не навязывали, никогда никуда не заставляли меня поступать специально, я все сам выбирал, занимался тем, чем мне было интересно, что я хотел делать. К сожалению, мама считает, что все это не очень серьезно. У нее есть уверенность, что я когда-нибудь образумлюсь, напишу картину большую, которую, может быть, в музее повесят.
– Вы видите какое-нибудь продолжение своего проекта? Может быть, вы выпустите книгу о тех странах, в которых побывали?
– Я ни разу не писатель. Книга – я ее публикую отдельными главами в своем блоге по тегу «Незаконченная книга». Она так и называется. Там истории из жизни, связанные с разными людьми. Все это можно превратить в книгу, есть материал, те же портреты, фотографии, истории людей разных, которые дарят подарки. Сами подарки. Ведь каждый подарок, отдельно взятый, – это тоже история человека. Человек самовыражается через подарок, себя показывает. Поэтому все это может лечь в основу книги. После завершения кругосветного путешествия можно будет сделать второй виток, второй тур с экспозицией.
– Вы хотите вокруг света объехать? Была Европа, были Грузия и Армения, а что будет дальше?
– Теперь можно будет в Соединенные Штаты Америки, потом собирался в Индию лететь. Но мне не дали визу американцы, и эта поездка отложилась.
– А другие континенты – Австралия, Африка, не было мысли туда поехать?
– Пока не звали ни в Австралию, ни в Африку. Я еду туда, куда меня зовут. Я получаю приглашения из разных стран и городов, отмечаю на карте, куда меня приглашают, и потом соединяю точки маршрута.
– В Европе вам где больше понравилось?
– Везде по-своему интересно. В Праге понравилось.
– От путешественников по Европе приходилось слышать такое мнение: в Германии хороши маленькие старинные города, которые действительно красивы, а Берлин – страшный и производит подавляющее впечатление. Каким он вам показался?
– Берлин – удивительный город на самом деле. Он очень сильно отличается от всей Германии. Город полностью исписанный граффити, я такого количества граффити не видел ни в одном городе. Город стрит-арта.
– А по качеству стрит-арта как вы можете его оценить?
– Он очень интересный. Может быть, не особо интересен в архитектурном плане, там мало что сохранилось древнего. Но город интересный. У меня такое ощущение, что там мэр города – панк. Там трэш такой сплошной, на любителя, конечно. Просто анархия какая-то, можно все – одеваться как угодно, делать что угодно. Берлин мне нравится.
– А после Саратова куда думаете отправиться?
– В Самару. У меня сейчас Самара, потом Оренбург, Ташкент, Алма-Ата и юг Индии, штат Керала, где зависну на четыре месяца. Я должен был через Штаты туда попасть, но получилось наоборот.
– Где будете Новый год встречать?
– В Индии. Я там буду до марта. Мне дают в распоряжение ресторан. Меня пригласил человек, который открыл там ресторан, сам он в Москве живет. Пригласил с проектом, поскольку считает, что это привлечет дополнительных посетителей. Он мне покупает билет на самолет, обеспечивает жильем и едой.
– Как я поняла, сам ваш проект – это не просто путешествие, а что-то вроде жизненной философии?
– Может быть. Меня несет куда-то по течению – я не сопротивляюсь.
Сергея зовут в гости жители многих городов и стран. Ждут его приезда в Америке, только местные чиновники не торопятся с визой, ждут в Англии. Ждут снова и в Саратове.