Киногерои города С.
Церемония торжественного открытия Х Международного фестиваля документальной мелодрамы состоится только в пятницу вечером, но уже в среду в Дом кино пришли первые сострадательные зрители. Конкурсный показ фильмов о жизни Саратова и области, снятых местными авторами, организаторы назвали «Наша кинофабрика».
Одиннадцать работ продолжительностью от 42 секунд до 75 минут представили профессиональные и самодеятельные режиссеры и операторы из Саратова, Маркса, Хвалынска и Калининска (в двух последних городах «Страдания» в этом году устраивали мини-фестивали на выезде). Зрителям было из чего выбирать: несколько претенциозные компьютерные пассажи «Голем» Антона Батишева (это и были 42 секунды, так что мало кто успел что-то понять) сменяла вполне традиционная лента «На берегах лесных ручьев» уже участвовавшего в фестивале режиссера Владимира Адамова. В фильме Дмитрий Сергеевич Худяков, которому доверяют поколения саратовских телезрителей, объясняет экспедиции сотрудников краеведческого музея, что за странные бетонные водосборные сооружения сохранились в лесопосадках за 10-й Дачной, почему они в 1910-е и 1930-е годы были нужны, а сейчас нет.
На «Кинофабрику» попали абсурдистский проект «Яйцо» Александра Хазарова и милый мультфильм «Ути-ути» Игоря Зотова. Но первые зрительские аплодисменты прозвучали после финальных титров ленты «Самая лучшая мама». Хотя поначалу неторопливые съемки в стиле хоум-видео вызвали недоумение: на день рождения молодой женщины приходят гости и долго говорят о героине приятные вещи. Потом она ведет дочку в музыкальную школу и танцевальный кружок. Потом оказывается, что дочек две и за второй надо идти в детский сад. Дальше возникает третья дочка, лет двух-трех, и – не поверите! – четвертая, которую мама еще кормит грудью. Энергичная и веселая мама Инна, с удовольствием и подробно рассказывающая обо всех своих беременностях и родах, ее четверо дочерей, наконец-то появляющийся в кадре папа Леонид, история любви этой дружной пары, их большой новый дом, любящие бабушки и дедушки – в общем, режиссер Алена Юркевич смогла наглядно показать: здоровая во всех смыслах семья – это хорошо. И если фильм сделать хотя бы в полтора раза короче (оставив полный вариант для друзей и родственников), он может стать отличной агитацией за позитивную демографию.
Абсолютно в ином жанре работает известный саратовский художник Евгений Солодкий, представивший на фестиваль свою режиссерскую работу «Параллельные миры города С.».Завораживающий монтаж, неформатный операторский взгляд с добавлением стильных компьютерных эффектов – и в нашем городе открывается действительно какая-то параллельная красота. А в ней совсем не чуждыми, напротив, встроенными в городскую историю героями выступают хорошо известные персонажи: Алексей Колесников, Андрей Табояков, Михаил Волков, Дмитрий Удалов, Андрей Руфанов, Виктор Лидер. Пусть даже они сами и дали режиссеру денег на съемки, результат у Солодкого получился очень интересный.
Хвалынск на фестивале был представлен красивой лентой Владимира Савинова «Обгоняя ветер», посвященной Волге и серфингу. «Историю города Калининска» прислал на фестиваль режиссер Василий Поздняков. С трепетным вниманием отнеслись к своим героям кинематографисты из Маркса: Алиса Федотова в сюжете «Наперекор судьбе» рассказала об инвалидах, которых не сломили тяжелые диагнозы. А в «Голосах Великой Победы» сошлись хроника военных лет и воспоминания ветеранов, старые песни и размышления молодых ребят. Коллектив авторов смог сделать достойную работу, гораздо выше привычного провинциального уровня.
Документальный фильм «Русский Нил, или Путешествие по Волге» сняли опытные профессионалы. Режиссер Марина Селиванова продолжает работать над просветительскими лентами, связанными с известными в губернии людьми, саратовской историей, а теперь и географией. Знаете ли вы, что когда-то на остров около Хвалынска прилетали фламинго? Реально ли возродить популяцию стерляди или матушка Волга болеет неизлечимо? Что видели в путешествии от Твери до Астрахани братья Григорий и Никанор Чернецовы в 1838 году, а братья Николай и Алексей Боголюбовы в 1862-м? Кто сегодня помнит о затопленном Ставрополе и полузатопленном Козьмодемьянске? Кузьма Петров-Водкин и Василий Розанов, экскурсоводы Радищевского музея и капитаны речных пароходов – все в этом фильме переживают за Волгу. Зрители на фестивальном показе присоединяются.
Программа десятых «Саратовских страданий» только началась. Напомним, что фильмы основного конкурса в Доме кино могут увидеть все желающие. В пятницу, субботу и воскресенье нас также ждут панорамы «Кино.DOC» в Институте филологии и журналистики СГУ, «КИНО.LIFE» в дневном клубе «Дружба» и «КИНО.ART» в Доме-музее Павла Кузнецова.
Напомним, учредителем «Саратовских страданий» является правительство Саратовской области. Генеральным спонсором Десятого юбилейного фестиваля стал «Инвестиционный холдинг «Энергетический Союз», в который, в частности, входят компания «Саратовские авиалинии», Банк «Агророс», завод «ЖБК-1», «Газета недели в Саратове», ИА «Свободные новости».