Книжный вопрос

Оценить
Книжные магазины встречают покупателей распродажами, издатели жалуются на убыточность своего бизнеса, а книжный шкаф превратился почти в археологическую редкость. Неужели «самая читающая страна в мире» перестала читать?

Первая мысль о том, что печатная книга перестала занимать в жизни современного человека то место, что занимала десятки лет, посетила меня в магазине. Не в книжном причем, а в мебельном.

Куда пропал «многоуважаемый шкаф»?

Оказалось, что книжные шкафы превратились в исчезающий вид. Вот мебельная стенка с неизменным «гнездом» под плазменный экран, судя по количеству и разнообразию экземпляров, стала предметом первой необходимости, сразу после дивана. А книжный шкаф после долгих поисков отыскался один на весь город и тот стоил совершенно неподъемную сумму.

Второй, уже действительно удручающий признак того, что с «самой читающей страной в мире» стало твориться что-то неладное – периодическое появление выброшенных книг. Этакий мусорный буккроссинг. Неизвестный владелец, видимо, все же немного стыдясь такого отношения к печатному слову, складывает книги возле мусорных баков отдельной стопкой, оставляя им шанс еще занять место на чьей-нибудь полке.

Шкатулка, вырезанная из старой книги, обнаруженная на сайте любительниц рукоделия, довершила печальную картину. Еще два десятка лет назад такой «креатив» сочли бы варварством. Но нет, рукодельницы под девизом «новую жизнь старым вещам» исправно кромсают старые переплеты, вымачивают страницы в чайной заварке, чтобы придать им более почтенный вид, и творят из полученного материала какую-нибудь интерьерную безделушку.

Однако если оставить сантименты, то, во-первых, мы действительно стали меньше читать книги – это факт. Во-вторых, иные порождения современных издательств только на шкатулки и годятся. В-третьих, с качеством современной литературы испортился и читательский вкус, что дало повод юмористам объявить нас «самой читающей Дарью Донцову страной в мире».

Но все-таки, даже если отбросить все претензии к качеству текстов, бумажную книгу в руках читателя сегодня встретишь реже, чем 5-10-15 лет назад. Ее медленно, но верно начала теснить книга электронная. Текст на экране.

С чего же все началось?

Читать. Скачать?

Первопроходцем тут, думается, можно назвать Максима Мошкова с его электронной библиотекой. Появившись в самом начале эпохи рунета, пережив массу атак борцов за авторские права, она до сих пор успешно существует в мировой сети и дала начало десяткам других русскоязычных библиотек. Интернет привлекает доступностью любой информации, доступностью сиюминутной и повсеместной – был бы выход в сеть. Это и обеспечило электронным текстам массу читателей. Бумажные книги начинают массово переводить в электронный вид. Назовем этот период «эпохой первоначального накопления информационного капитала». Тормозит читательский интерес только одна техническая сложность – читать с экрана не очень удобно. Поэтому интернет служит лишь источником текстов. А раздобыв нужную книгу, ее предпочитали распечатать, снова перевести в бумажную, материальную форму.

Между тем, объем электронных книг все разрастается. Появляются тематические библиотеки, вроде militera.lib.ru, собрания специфической литературы и всевозможные ресурсы с произведениями начинающих литераторов. Качество большинства самодеятельных произведений невелико, но количество росло и продолжает расти в геометрической прогрессии. Интернет дал прекрасную возможность показать себя читателю тем, у кого не нашлось возможности издаться. Виртуальное пространство продолжает насыщаться текстами.

Труд «книггеров» на издательских плантациях

В 90-е годы, с крахом Союза, книжный рынок наполнила переводная западная литература тех жанров и той тематики, что в советское время читателя бы не увидела. Очень быстро у зарубежных авторов нашлись свои подражатели. Фантастика, фэнтези, «остросюжетные» детективы, руководства по прикладной магии, народной медицине (трижды проклятые потом участковыми врачами и бригадами скорой помощи). Автор, способный уловить запросы читающего большинства и оперативно на них отреагировать, начинает цениться. Оплачивают труд таких авторов по объему, счет идет на мегабайты и авторские листы. За качеством издатели не гонятся, главное количество и скорость. Первые «литературные негры» или «книггеры», как их стали называть, печатались под именами вымышленных зарубежных авторов. Позже – уже под своими или чужими отечественными. Часто руководители литературных агентств брали уже известную и «раскрученную» фамилию, вроде Фридриха Незнанского или Марины Серовой, и заставляли своих «книггеров» штамповать тексты в стиле известного автора. Одну такую Марину Серову, известную мне лично, по паспорту звали Антон. Что не мешало книгам продаваться.

Периодически из всего этого потока «книггеров» появлялся действительно талантливый автор, который работал сам, тщательно прорабатывал свои тексты, не халтурил, не гнал строку и действительно любил дело, которым занимался. Он не стеснялся ставить условия издателям и категорически отказывался выдавать книги сериями и тиражами. Остальные продолжали трудиться на тех же условиях, пока не произошло то, что должно было произойти: книжный рынок наелся и захлебнулся.

Результат закономерен: упало качество самих книг. Зачем стараться и тратить деньги на хорошую бумагу, платить иллюстратору, если издание все равно на один раз – столичному жителю в метро почитать? Известных авторов тоже качеством переплета и бумаги не баловали – если текст хороший, и так купят. В итоге под яркими обложками в большинстве случаев оказывалась серая, тонкая и шершавая бумага, а иллюстрации, сооруженные в фотошопе, вызывают у знатоков нервный смех. Такой подход к делу также не мог не сказаться на симпатии читателей к печатной книге. Как бы издатель ни хотел, чтобы его потребитель был простодушен, нетребователен и попросту глуп, его надеждам не суждено сбыться.

А читатель, обнаружив на книжных прилавках продукцию, в большинстве случаев неудобоваримую, отправился опять в интернет – читать отзывы, изучать цитаты из текстов, чтобы как-то сориентироваться: а стоит ли ему эту книгу вообще покупать. Настоящие писатели, уже имеющие свою целевую аудиторию, быстро сориентировались – стали сначала выкладывать свои тексты в интернет, а уже потом объявлять: господа, я издаюсь, кто хочет мою книгу в бумажном виде? Как выяснилось, тактика оказалась правильной. Другие авторы, не имеющие возможности издаться на свои средства и не желающие уступать авторские права издателю (а это непременное условие выпуска любой книги издательской фирмой), стали предлагать скачивать свои тексты из интернета за деньги. Обычно за вполне скромную, в сравнении с бумажной книгой, сумму. И тоже оказались в выигрыше.

Вот тут мы и подошли к самому главному: кому стоит сказать «спасибо» за то, что электронные тексты потеснили в популярности бумажные. Все сказанное выше должно было привести к какому-то качественному скачку, к появлению того, что облегчит жизнь и читателям, и писателям. А «спасибо» стоит сказать электронной книге. Она пришла именно на то место, которое должна была занять. Во всяком случае, такое мнение есть. Некоторые ценители прогресса даже высказали идею, что устройство для чтения электронных книг сыграло в жизни книги печатной ту же роль, которую сыграл в жизни рукописных книг станок Гуттенберга.

Электронная книга, занимая мало места, способна вместить в себя домашнюю библиотеку. Текст с нее, в отличие от монитора, удобно читать, от него не устают глаза. Во всяком случае, не больше, чем от печатной книги. Незаменимый спутник в дальних поездках и полезное устройство там, где сиюминутная доступность нужного фрагмента текста важнее качества обложки, электронная книга прочно входит в современный быт. Уже была высказана идея снабжать школьников электронными учебниками. И идея вполне здравая, учитывая вес рюкзака семиклассника с книгами на все шесть уроков.

Но все ли с этим согласны? Действительно ли бумажная книга уходит из нашей жизни? Об этом стоит спросить самих читателей.

Внимание, вопрос

Итак, предложим читающим гражданам ответить на четыре вопроса:

1. Сдаст ли бумажная книга позиции перед электронной? Если да, то насколько?

2. Какие книги предпочитаете лично вы? В каком виде вам легче читать незнакомый текст – в бумажном или в электронном?

3. Чего, на ваш взгляд, сильнее всего не хватает современной книгопечатной продукции?

4. Какие именно книги вы бы предпочли иметь именно в печатном виде?

Татьяна, 35 лет, редактор медицинской литературы

1. Да. И сильно. Оцифрованная библиотека не занимает места, стоит дешевле, может сопровождать человека всегда и везде, не требует аккуратного хранения и особой каталогизации. Если человек привык воспринимать информацию с экрана, с бумажной книгой ему работать не так удобно – не хватает интерактивности.

2. Мне все равно, но я не показатель. Наскальные рисунки, бумага, древесная кора, аэрограф по стеклу и стенам домов, экран монитора\телефона\планшета. Есть текст – я его воспринимаю. И все.

3. Качественного потребителя и грамотной маркетинговой стратегии.

4. Атласы с картами. Альбомы репродукций. Некоторые кулинарные издания. Детские книги.

Екатерина, 22 года, тележурналист

1. Скорее всего, потому что качество издаваемого очень низкое. Знаю кучу замечательных авторов, которые не могут издаться, ибо неформат. Зато похождения очередной Маши Пупкиной, невесты короля эльфов, издадут миллионным тиражом.

2. Я люблю бумажные книги, но нахожусь в ситуации, когда бумажного варианта зачастую нет в природе.

3. Качества, как в плане текста, так и в плане оформления. Все герои российской фантастики с лицом Дженсена Эклза – тому пример.

4. Любимые книги. Желательно – хорошо изданные, но это уж совсем размечтаться.

Анатолий, 38 лет, врач-стоматолог

1. По моему мнению, бумажная книга позиции действительно сдает, но винить в этом новые технологии я бы воздержался. Уверен, что чтение массово уступает поглощению «чтива».

2. Все зависит от цели. Если лень читать, но считаю достойным внимания, выбираю аудиокнигу. Если что-то одноразовое – скачать из интернета. А вот если штудировать или получать море удовольствия – можно взять и бумажную версию. Но тогда выбор решит доступность и цена.

3. Не сформулирую точно... Ощущения классики, что ли. Серьезную литературу вытесняет либо беллетристика, либо покупаемый бред про карму, звезды и питие перекиси. Серьезные книги либо снова в дефиците (учебники и пр.), либо дороги, либо не востребованы (классика художественной литературы советского периода). Нет того трепета по отношению к Книге, который прививали в школе. Издатели печатают все подряд ради сбыта, отсюда же и проблемы чисто технические (о полиграфии) – рациональность ради окупаемости.

4. Приоритеты регулярно меняются. Так что, скорее всего, в бумажном виде я бы хотел иметь:

– книги, с которыми у меня многое связано. «Общая химия» Глинки, путеводитель по Краснодарскому краю и «Золотой теленок» (именно по этим двум книгам я водил друзей в походы!), любимая еще в школьно-студенческие годы фантастика, книги А.А. Кадочникова.

– полезное для затрепывания. Например, руководство по фотошопу – будет море закладок, придется листать туда-сюда, а вручную делать это легче.

Елена, 32 года, дизайнер

1. Сдаст ли бумажная книга позиции перед электронной? Думаю, да. Не так быстро, как думают пессимисты, потому что на данном этапе бумажная книга превратилась в некий фетиш, но это вопрос времени Лет десять-пятнадцать дала бы.

2. Предпочитаю книги разные, от фантастики и фэнтези до публицистики и научных изданий по физике и психологии. Не люблю разве что дешевые романчики типа Донцовой, фанфикшен тоже не жалую. А если уж совсем начистоту – больше всего предпочитаю аудиокниги. Это любимый формат.

Электронной книги у меня нет, хотя не отказалась бы. С ней я буду читать больше, от экрана и так глаза болят, с моей-то работой, а личную библиотеку хранить негде. С монитора не люблю читать хронически! А вот в электронном или бумажном – большой разницы не вижу, лишь бы от электронного не резало глаза, а в бумажном было нормально видно шрифт.

3. Издателям не хватает финансирования и сырья. Бумага дорогая. Чем дальше – тем дороже. Технологий в мире хватает, макулатуру в развитых странах тоже собирают.

Остро стоит вопрос о вырубке лесов, отсюда и цены на бумагу, например. Если разматывать мысль до самого начала, за электронные книги (и вообще электронную канцелярию) говорит то, что бумаги надо будет меньше, соответственно будет вырубаться меньше лесов.

4. Любимые книги, безусловно. И несколько художественных альбомов любимых иллюстраторов, вроде Саввы Бродского. Остальное можно в Сети отыскать при необходимости.

Рената, 35 лет, IT-специалист

1. Я думаю, бумажная книга будет сдавать в какой-то мере свои позиции, но не полностью. Это просто будут разные ниши. Электронная книга будет более оптимальной для новых авторов и для вещей без иллюстраций, например.

2. Я предпочитаю бумажные книги, но электронные тоже читаю. Незнакомый текст однозначно лучше читать в бумажном, потому что как бы не щадили глаз современные «читалки», бумажный текст все же экологичнее.

3. Книгопечатной продукции нужно побольше дешевых изданий в бумажном переплете по низким ценам. Всю развлекательную литературу я бы издавала только так. Еще не хватает внесерийных книг, в сериях иногда идет откровенный шлак. Мужской исторической литературы (без акцентов на любви героев, но и не фэнтези). Переизданий классиков в качественных советских переводах, иностранных книг в оригинале, сборников современной поэзии.

4. В бумажном виде предпочла бы иметь исторические и эзотерические книги, учебники, литературу из разряда «как что-то сделать», избранную классику и поэзию, не серийные новинки многообещающих авторов, прежде всего художественные книги на историческую тему, иностранную литературу на языке оригинала.

Юля, 21 год, художник, библиофил

1. Бумажная книга действительно сдает позиции. Но ее никогда не заменит электронная. Книги будут покупать, но с меньшим успехом.

2. Предпочитаю бумажный вид книг. Не приемлю электронные. В них нет души, и электронные надо постоянно заряжать. Когда читаешь бумажную книгу, приятно перелистывать, чувствовать ее.

3. Современной книге не хватает качества печати, текст часто плохо читается, есть опечатки.

4. В печатном виде иметь любой вид литературы. Особенно художественную, например древнюю литературу Ближнего Востока.