На всякий случай
Не успело затихнуть эхо недавних акций протеста в Пугачеве, как Саратовская область вновь «прославилась» очередным скандалом. Музыкальные фестивали у нас до сего момента не разгоняли. Но теперь и это событие можно занести в «послужной список» наших блюстителей порядка. Сначала запретили ранее санкционированный рок-фестиваль «Неформат. Саратов». Потом, буквально несколько дней назад, 20 июля вынужден был в оперативном порядке сменить место фестиваль «Автозвук», организаторы которого также имели все разрешительные документы. Как оказалось, их наличие вовсе не защищает мероприятие от разгона или хотя бы от спешного переезда.
Как стать экстремистом
Как показали недавние события, чтобы стать экстремистом, совсем не обязательно читать соответствующую литературу и вести подрывную деятельность, результаты которой измеряются потом в тротиловом эквиваленте. Для того, чтобы быть причисленным к представителям этого вида, нужно просто оказаться не в то время и не в том месте. Остальное сделают за тебя.
Когда жители разных областей стали съезжаться вечером 12 июля под Энгельс хорошо провести выходные, послушать любимую музыку на природе, никому из них и в голову не приходило, что их намерения попадают под понятие «экстремизм». Организаторам рок-фестиваля «Неформат. Саратов» такой вариант мог бы разве что в страшном сне присниться. Чиновники, давшие разрешение на проведение массового мероприятия, тоже ни сном ни духом не ведали о том, что разрешают, по сути дела, что-то незаконное.
Но полиция не дремала. После того, как общественное мнение и народное терпение в Пугачеве рванули почище иного фугаса, законоблюстители решили всеми силами никакого экстремизма в губернии больше не допустить. Кто-то отправился вылавливать на подступах к мятежному городу заезжих националистов, чтобы не подливали масла в не ими зажженный костер. А кто-то занимался поддержанием тишины на территории остальной губернии, готовый пресекать любые проявление экстремизма там, где они будут замечены.
Заметили эти проявления в районе села Генеральское, где организаторы рок-фестиваля как раз успели смонтировать сцену и уже расставляли оборудование.
Рассказывает Елена Калякина, арт-директор клуба «Honky Tonk»:
«На фестивале мы отвечали за питание гостей и участников. Полицейские приехали прямо на поле и заявили, что сейчас сюда приедет глава администрации и что у них приказ. Потребовали, чтобы через 20 минут нас здесь не было».
Глава какой администрации хочет почтить своим присутствием чистое поле за селом Генеральское, полицейские так и не пояснили. То, что убрать за 20 минут вещи, которые расставлялись гораздо дольше, невозможно, их также мало интересовало. Кто отдал приказ разогнать ни за что ни про что фестиваль, законоблюстители ответа также не дали. То ли глава непонятно какой администрации, то ли лично сам губернатор (ходила и такая информация). Не важно. Люди в погонах потребовали от людей без погон убраться как можно быстрее и как можно дальше. Технические подробности их не интересовали. А чтобы поторопить собравшихся, они пригрозили, что просто арестуют то имущество, которое те не успеют вывезти.
Организаторам рекламы на фестивале милостиво дали час на сборы. Видимо, уже поняли, что за 20 минут никто никуда не уедет, даже если очень захочет.
Рассказывает Ольга Даниленко, рекламный представитель:
«На поле появились полицейские с собаками. Потребовали от нас собрать вещи и уехать. Заявили: «Вы на митинг едете!» Рок-группу «Монгол Шуудан», нашего хэдлайнера, назвали экстремистами. Какие же они экстремисты, когда их выступления регулярно транслируются на 1-м федеральном телеканале? Разве бы экстремистов там показывали?
Мероприятие было заявлено еще в феврале, тогда никто не мог предвидеть, что так получится. Мы стали заложниками ситуации».
У гостей фестиваля неприятностей было не меньше. Тех, кто ехал на своих машинах, сотрудники полиции заворачивали обратно на подъезде к месту фестиваля. Никаких объяснений. Нельзя и все тут.
Хуже пришлось тем, кто пытался добраться на «Неформат. Саратов» на специально организованном автобусе, от площади перед новым ТЮЗом.
Рассказывают Анна и Евгения, 18 лет, несостоявшиеся зрители:
«Мы ждали с нетерпением еще с зимы, после того как прошел зимний «Неформат». Мы постоянно с подругой думали, разговаривали об этом мероприятии. И вот он пришел! Полные радости и восторга, собрав тяжелейшие дорожные сумки (так как собирались ехать на все три дня), взяв с собой собаку (так сложились семейные обстоятельства), мы отправились к новому ТЮЗу, откуда как раз и отправлялся автобус. Придя в назначенное время, мы загрузились в автобус, и его сразу же со всех сторон окружила полиция с расспросами, куда это мы направляемся. Объяснив ситуацию, мы поехали на фестиваль, но уже на подъезде к старому мосту Саратов-Энгельс нам вновь не дали прохода. В автобус зашел человек в форме, представился по званию и сказал, что дальше мы никуда не поедем. Ребята, которые нас сопровождали, сразу стали звонить организаторам, еще кому-то, дали трубку полицейскому, и нас пропустили. Всю дальнейшую дорогу мы ехали под конвоем. Совсем скоро в Энгельсе нас вновь остановили, повторилось все то же, что и в первый раз: зашел человек в форме, представился по званию, сказал, что дальше мы никуда не поедем и что хозяин поля отказал в проведении фестиваля.
В Энгельсе мы сидели минут 40-50 в душном автобусе, нас не выпускали, было сделано много звонков, но ничего не удалось узнать. Вскоре автобус двинулся в путь, только в обратном направлении. Подъезжая к мосту, мы попали в пробку, потеряли кучу времени. Пока стояли в Энгельсе, до последнего хотелось верить, что сейчас все разрешат с органами власти. Что не может быть такого, чтобы в последнюю минуту все взяли и отменили, ведь затрачены уйма средств и времени, уже приглашены группы из других городов, люди приехали из Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Балакова, Петровска. До конца не осознавали, что происходит на тот момент, не верили, что отмена фестиваля возможна, думали, что это какая-то ошибка. Последнее время, как странно бы это ни звучало, мы жили мечтами о «Неформате». Рок для нас — это жизнь, и, похоже, эта жизнь снова станет под запретом, как в советские времена…
Когда ехали обратно в Саратов, казалось, что сейчас вернемся к ТЮЗу, там все решится. Но, увы, все мечты разом рухнули… Когда нас доставили обратно, полиция продержала в автобусе еще минут 15, потом стали выпускать только по одному. Стражи порядка снимали нас всех на камеру — наверное, для того, чтобы страна знала своих «экстремистов», при выходе у каждого записывали личные данные, ФИО, год рождения, город, адрес проживания, и после мы с огромнейшими сумками, собакой, расстроенные и просто пораженные таким обращением, пошли на остановку, вернее даже, поползли — сумки были неподъемными. Хорошо, что нашлись добрые люди, которые помогли нам с вещами.
Неужели они не понимают, что настроили против себя столько людей и молодежи, если брать нашу ситуацию… Больше всего, конечно, жалко организаторов, которым пришлось столько вытерпеть и понести такие убытки, за то чтобы не только местные, но и приехавшие из других городов люди отдохнули, прежде всего, душой».
Отдых, действительно, получился незабываемый. Молодых девушек и юношей держат на жаре в душном автобусе, выпускают по одному, записывают паспортные данные, будто они пойманные хулиганы. И все это за то, что молодым людям нравится рок-музыка и они нашли время приехать на фестиваль.
Подобными показаниями потерпевших полна группа фестиваля ВКонтакте. Гости и участники раздосадованы и недоумевают, чем они так провинились, что с ними обошлись как с потенциальными злоумышленниками.
Сами виноваты
О том, что отмена фестиваля стала отголоском событий в Пугачеве, стало известно еще там, на поле. Естественно, события были у всех на устах, понятно, какой такой «митинг» упоминали полицейские.
Непонятное началось позже. Потому что через два дня господа полицейские на вопросы о том, кому помешал рок-фестиваль, стали давать, выражаясь их же языком, противоречивые показания.
Начальник УВД Энгельса и Энгельсского района Алексей Маликов заявил, что любители рок-музыки вообще никому не мешали и, дескать, непонятно, почему они вообще разъехались. По его версии выходило так, что полиция задержала только главного организатора фестиваля — Елену Коваленко. Да и то всего лишь за нарушения правил дорожного движения. Какие правила нарушили Елена Калякина и Ольга Даниленко, что у них грозили арестовать столы, стулья, рекламные плакаты и сцену, он при этом не пояснил.
Зато другой представитель энгельсской полиции — пресс-секретарь Энгельсского ОВД Светлана Ракчеева — в беседе с «Эхом Москвы в Саратове» предположила, что причиной стал все-таки Пугачев. Никакой более точной информации от полицейских журналистам добиться не удалось.
Показательно повели себя в пресс-службе ГУ МВД по Саратовской области. Просто послали журналистов в Энгельс. Пусть местная полиция и объясняет, что к чему. А они, мол, не в курсе ситуации.
То есть областная полиция признавалась, что в том, что с февраля в области велась подготовка к массовому мероприятию межрегионального масштаба и все документы были честно собраны и подписаны, она была не в курсе. Совсем. А их энгельсские коллеги так и не смогли договориться, какую официальную версию событий представить, разгоняли они фестиваль или его участники сами разбежались. Наверное, просто испугались полицейских. Или комары их закусали. Мало ли, с кем не бывает.
На поле, где спешно сворачивалась только что установленная сцена, у законоблюстителей было одно оправдание — мы выполняем приказ. Чей именно приказ, не уточнялось. Ну, работа у них такая — выполнять приказы. Будет приказ — всех выгоним, хоть рок-фестиваль, хоть детский утренник, да хоть выставку кошек. Правда, решились бы стражи порядка разогнать, предположим, концерт Филиппа Киркорова, если бы такое счастье обрушилось на Саратов, это уже вопрос. Наверное, смотря кто приказал бы.
Нам сверху видно все
Вот еще вопрос: куда пойдут те данные, что трудолюбиво записывали полицейские у изнемогающих от жары гостей уже разогнанного фестиваля? Лягут где-нибудь в архивах, чтобы потом, когда гражданин попадется на мелком нарушении вроде курения в неположенном месте, кто-то в погонах заглянул бы в компьютер и вспомнил: «А, так вы еще и на рок-фестивали ездите! Все с вами понятно — экстремист»? Неизвестно. Как говорится, тайна сия велика есть.
Также непонятно, чем полицейские потом заинтересовались в клубе «Honky Tonk». Фотографировали помещение, обещали наблюдать. Заявили арт-директору Елене Калякиной, что, по их сведениям, здесь готовится массовое мероприятие и возможны беспорядки. Концерты в клубе проходят практически каждый вечер. Почему один из них объявили «массовым мероприятием»? Потребовали зачем-то список выступающих в воскресенье, 21 июля, групп. На этот день было запланировано выступление трех групп, которым не удалось спеть на фестивале. К чему была эта показная бдительность? Зачем полицейским фотографии клуба, сделанные на мобильный телефон?
Кстати, сама арт-директор рада в клубе любым гостям. Так что если господам из полиции тоже хочется послушать концерт, то почему бы и нет. Добро пожаловать. Хоть с фотоаппаратом, хоть с видеокамерой. Концерт, стоит заметить, прошел без происшествий.
И все-таки, какую роль играли эти фото- и видеосъемки?
Не первые и не последние
У представителей той части социума, кого в обиходе называют «неформалами», вообще сложные отношения с законом. Не в том смысле, что среди этих людей много нарушителей закона. Их там не больше, чем в любой другой социальной группе. Просто эти люди «не вписываются в контекст». Они живут своими увлечениями, у них свой микросоциум, своя система ценностей. Их просто иногда слишком заметно. По одежде, по манере общаться. А кое-кого это раздражает.
Порой раздражение, если оно охватило какого-нибудь чиновника, выплескивается в весьма нелицеприятных формах.
Кому помешала полевая ролевая игра «Последний союз» в 2006 году в Подмосковье? До сих пор непонятно. Никаких митингов в ту пору там и близко не было. И даже полиция еще была милицией. Что не помешало ей, однако, повинуясь до сих пор неведомо чьему приказу, выгнать из леса 700 человек с палатками. Просто так. А нечего тут!
С фестивалем исторической реконструкции под Выборгом в этом году получилось и вовсе некрасиво. Реконструкцию вооружения и доспехов рыцарей Тевтонского ордена, в числе прочих присутствовавших на фестивале, местные чиновники сочли непатриотичной. «Тевтонский орден» — исторически сложившаяся враждебная структура для Руси, с которым героически сражался Святой Благоверный Князь Александр Невский», — заявил и. о. главы Выборга Алексей Туркин. Пока ретивого патриота осаживали его старшие коллеги, история успела благополучно прогреметь на всю страну. Фестиваль в итоге все-таки провели. Но борцы за патриотичность из местной администрации опозорились знатно.
Сразу после «Неформат. Саратов» на том же поле должен был пройти другой музыкальный фестиваль — «Время колокольчиков». Это еще одна наша саратовская традиция, по содержанию близка Грушинскому фестивалю под Самарой. Проходит седьмой год. «Времени колокольчиков» вообще часто не везет с местом и временем. Несколько раз он переносился по соображениям пожарной безопасности. По этим же соображениям был изгнан в заволжскую степь из леса у станции Буркин.
В этом году фестиваль перенесли на конец августа сами организаторы. Не стали дожидаться, пока их тоже приедут выставлять «за 20 минут» вместе со сценой. В группе фестиваля честно признались: пожарная опасность и Пугачев, лучше переждать. Пошли разговоры и о смене места. Степь под Генеральским, возможно, музыки больше не услышит.
Как выяснилось, организаторы «Времени колокольчиков» опасались не напрасно. Потому что блюстители порядка, похоже, вошли во вкус. Не прошло и недели, как пришлось спешно сниматься с места еще одному музыкальному фестивалю — «Автозвук».
По счастью, окончательно его решили не отменять, просто поменяли в последнюю минуту площадку, перебравшись из Ленинского района поближе к поселку Дубки. Причем, действовали полицейские по той же отработанной схеме: объявили мероприятие несанкционированным и потребовали от организаторов сворачивать сцену.
Организаторы «Неформата», если подумать, и оказались в такой неприятной истории случайно. Под горячую руку попали. Тут Пугачев бурлит, говорят, там уже чьи-то погоны полетели с плеч. И тут вдруг фестиваль. Автобусы и машины с огромным количеством народа. Куда?! А вдруг они тоже в Пугачев потом поедут? Вот и разогнали, на всякий случай. Чтобы чего не вышло.
Ничего не вышло. Ни несанкционированного митинга, ни санкционированного фестиваля. У сотен людей сгорели выходные и испортилось настроение. Этого им, понятно, никто не возместил. Даже не извинился. Затраченные организаторами личные средства также никто не возместил.
Правда, когда среди организаторов пошли разговоры о том, что неплохо бы написать обо всем президенту, чиновники тут же пошли на попятный. И фестиваль разрешили, теперь он должен состояться в начале сентября. Главу государства решили лишний раз не беспокоить. Ему и так слишком часто пишут из Саратовской области.
Последнее время у нас много говорят о привлечении туристов в область. Строят планы, объявляют конкурсы. А ведь подобные фестивали — тоже очень неплохой вид туризма. Самара — с «Роком над Волгой» и аж с двумя «Грушинскими» это прекрасно понимает и старательно извлекает выгоду из такого количества гостей. Понимают это и в Казани, где каждую осень проходит фестиваль любителей фантастики и фэнтези «Зилант-кон». Только в Саратовской области разговоры о привлечении туристов как-то странно сочетаются с непередаваемым умением этих туристов распугать. Так, чтобы в другой раз за версту регион объезжали.
И все-таки, если никакой район митинговать не начнет, то, скорее всего, второй раз «Неформат. Саратов» уже не запретят. И «Время колокольчиков» соберет своих поклонников. Кстати, и группа «Монгол Шуудан» обещала в сентябре к нам приехать. Не обиделись, что их тут в экстремисты записали. И то хорошо.