Пора в путь-дорогу

Оценить
На чем ехать среднему россиянину, если денег нет, но очень хочется

Дорожная тема у нас самая острая что в Саратовской области, что в Магаданской. Но для разнообразия речь пойдет не о качестве дорог, а о стоимости перемещения по ним из пункта А в пункт Б, если последний находится за пределами родимой губернии.

Остановимся на бюджетных способах попутешествовать. Как не отказать себе в удовольствии навестить соседний город, если в семейном бюджете наблюдается локальный финансовый кризис? Но даже проспонсированные правительством полеты внутри ПФО в такой ситуации накладны. Так что о них мы говорить не будем. Не станем трогать и автостоп – процесс увлекательный сам по себе и достойный отдельной публикации, но при этом далеко не самый безопасный. Для начала пойдем на автовокзал.

Автобус – друг человека

Междугородные автобусы – наилучший вариант для поездки, когда времени купить железнодорожный билет уже не осталось или в кассе предлагают только вагоны «люкс», по цене сравнимые с билетом на самолет. Стоимость автобусной поездки от Саратова до Москвы – тысяча рублей. До Самары можно добраться за 674 рубля, до Волгограда – за 630. За эти деньги вам предоставят большой двухъярусный автобус – в нижнем ярусе поедет багаж, в верхнем – вы сами.

Автобус удобен в том случае, если вся дорога займет не больше 10 часов. Выспаться в нем довольно сложно для неопытного человека, поскольку спать придется сидя. Теоретически высокую спинку сиденья можно откинуть назад и почти прилечь. Практически придется договариваться с соседом, сидящим позади вас, чтобы не слишком его стеснить. И далеко не факт, что ваши попутчики не предпочтут сну дружескую беседу часов этак до двух ночи.

Рискнувшим путешествовать таким способом хочется дать совет: возьмите с собой надувную подушку под шею, какие обычно используют при длительном авиаперелете, плед и очки для сна, если вы чутко реагируете на смену освещения. Будьте готовы к тому, что уснуть раньше полуночи или начала первого вам не удастся даже при самых тихих попутчиках: в дороге вам непременно покажут пару кинофильмов, на вкус водителей. Телевизор находится под потолком кабины над водительским местом, к нему прилагается видеоплеер. Если демонстрируемый фильм вас категорически не устраивает, спасет плеер с наушниками.

Удобства для путешествующих в автобусе находятся, естественно, «во дворе». Если остановка происходит у цивилизованного кемпинга, с ларьком и чистым туалетом, – вам повезло. Потому что даже на автовокзале районного центра упомянутые «удобства» могут находиться в строении типа «скворечник», а в пути пассажирам могут и вовсе предложить навестить лесополосу по принципу «мальчики – направо, девочки – налево».

В рассказах туристов, купивших тур «автобусом к морю» нередко фигурирует такой кошмар путешественника, как сломавшийся кондиционер или испортившийся мотор. Но такие случаи сейчас стали редкостью. Кондиционеры работать будут, и мотор, скорее всего, не испортится. Только о комфорте придется позабыть. Можно заранее тренироваться спать сидя, а можно просто принять снотворное. Использовать для этой цели пиво категорически не стоит. Удобства будут... ну, вы помните.

«Все дело в цене на билет»

Несколько лет назад весьма популярным способом перемещения на большие расстояния с небольшими затратами были «собаки». Так называлась поездка на электричках из одного города в другой. Главным минусом такого путешествия было расписание пригородных поездов, которые ходят только утром и вечером, с большим разрывом по времени, так что отправившись в путь, можно было застрять на ночь на каком-нибудь крохотном вокзале. Рисковать добираться таким образом до Москвы желающих находилось мало, но в Самару или Тамбов попасть было вполне возможно. В настоящее время этот вариант можно считать ушедшим в историю. Пригородных поездов, следующих из одного региона в другой, практически не осталось. Так что дальше, чем в лес за грибами, электричка вас не отвезет.

Бюджетным вариантом путешествия по железной дороге остается сидячий вагон. От Саратова таким образом пока можно добраться только в Москву, на поезде Балаково-Москва. Билет обойдется даже дешевле автобусного – в 880 рублей. Для сравнения: плацкартный вагон до Москвы в том же поезде будет стоить 1554 рубля, а за плацкарт в «фирменном» поезде №9 Саратов-Москва придется заплатить 2275 рублей.

Сидячий вагон в том варианте, в котором он существует между Москвой и Балаково, а также между Москвой и Самарой представляет собой советского образца и года рождения вагон пригородного поезда – со старыми «мягкими» креслами в два ряда с каждой стороны.

Их тоже можно немного откинуть на ночь, но изначально они явно не предназначались для полноценного сна. Кондиционеров здесь проектом не предусмотрено, их роль выполняют открытые окна. А вот туалеты по старинке запираются на время прохождения санитарной зоны и выглядят в соответствии со своим почтенным возрастом.

Все остальное зависит от того, насколько вам повезет с попутчиками. Опыт поездок показал, что шумных пассажиров проводники призывать к порядку не будут. Либо это сделают сами же попутчики, желающие выспаться, либо – никто. Вмешательства проводников и тем более полиции, которая по идее сопровождает поезд, можно дождаться лишь в том случае, если в вагоне случится серьезная драка. А громкие разговоры волнуют кого угодно, только не проводников, которые в силу своей нелегкой профессии в состоянии засыпать в любых условиях и при любом уровне шума.

Чуть удобнее плацкартный вагон. Здесь уже и шумных попутчиков скорее приструнят, и шансы по-человечески выспаться несравнимо повышаются. Не говоря уже о том, что плацкартные вагоны у нас в большинстве случаев новые, с биотуалетами и кондиционерами. Если у вас, уважаемые путешественники, есть проблемы с позвоночником, то автобусы и сидячие вагоны лучше даже не поминать всуе. На конечную станцию вы доберетесь в позе не существующей в алфавите буквы «зю» и затратите на лечение куда больше, чем рассчитывали сэкономить. Вам остается плацкарт, который, если не брать во внимание фирменные поезда, где он чуть подешевле простого купейного, все-таки еще считается бюджетным, несмотря на все поползновения Управления железных дорог отменить его как нерентабельный.

Итак, три варианта экономной поездки у граждан пока остаются. Если разобраться, экономим мы с вами на одном-единственном пункте – на собственном комфорте. Увы, цены на билеты стабильно растут, так что выспаться в дороге в относительно приличных условиях понемногу становится роскошью.

Сложно понять, почему стабильно заполняемые пассажирами плацкартные вагоны руководство железных дорог стремится объявить нерентабельными, при этом постоянно увеличивая тарифы. Приучить граждан одними только ценами и отменой дешевых вагонов переселяться в купе и «люкс» – не самая удачная затея. Но пока господин Якунин благополучно занимает свой пост, вкушая очередного глухаря с президентом, плацкартные и сидячие вагоны благополучно бегают по рельсам. А значит, у нас есть все шансы добраться куда нам надо.

Так что провожающим – просьба выйти из вагона. Счастливого пути!