Перевоспитание «в здоровом коллективе»

Оценить
Может ли Саратовская область наставить бывших членов бандформирований на путь истинный?

Врио президента Дагестана Рамазан Абдулатипов в интервью «Московскому комсомольцу» рассказал, как он борется с незаконными бандформированиями на территории республики. Как заявил глава Дагестана, работе ведется не только в плане ликвидации самих группировок. Бывших членов бандформирований, не замешанных в тяжких преступлениях, стараются адаптировать к мирной жизни.

«Я говорю так: все вы, кто сидит в лесу, в подполье, – вы за что боролись? Вы боролись за то, чтобы власть была честная, чтобы республика развивалась, чтобы ваши дети учились в нормальных школах, чтобы в вузах и больницах не брали взятки? Так я тоже именно для этого пришел. Чего ж вы сидите в лесу? Если вы действительно хотите обновления и очищения Дагестана, бросайте автоматы, выходите и давайте вместе со мной мирно наводить порядок», – рассказал он.

Рамазан Абдулатипов с сожалением отметил, что стараниями работавшей ранее комиссии по адаптации боевиков к мирной жизни вернулись единицы. А ему самому при этом удалось за последний месяц вывести из состава банд и вернуть обществу целых 17 человек.

Начинание, без сомнения, благое. Но один из способов, которым Рамазан Абдулатипов действует при возвращении обществу бывших боевиков, несколько смущает. Причем жителей не Дагестана, а далекой от него Саратовской области. Потому что именно к нам, если верить словам врио главы республики, отдельные члены этих формирований отправляются «на перевоспитание». Вот как рассказал об этом «МК» сам Рамазан Абдулатипов:

«Некоторых из них, за кем ничего не числится из серьезных преступлений, я даже отправляю к своим друзьям в Саратовскую область, на ферму. Чтобы они могли отойти от этой среды. Надо выводить оттуда всех людей».

Друзья у нынешнего руководителя Дагестана в Саратовской области, без сомнения, остались. Когда-то он занимал пост сенатора от нашего региона. Но как отнесутся жители области к такому соседству?

Редакция ИА «Свободные новости» провела краткий опрос мнений по поводу переселения в наш регион граждан, связанных с деятельностью этнических преступных группировок. Вот какие результаты мы получили:

Александр Глущенко, бывший заместитель начальника штаба группировки внутренних войск на территории республики Дагестан, полковник запаса:

«Я не хочу, чтобы моя малая родина рассматривалась как место для ссыльных преступников»

С этой публикой мне пришлось общаться очень плотно. Сразу отмечу, что решение об отправке этих людей в Саратовскую область крайне опрометчивое.

Во-первых. Очень сложно установить степень вины каждого и определить «начинающий» это бандит или матерый головорез. В их среде царит «омерта» – заговор молчания. Они друг друга не сдают. Поэтому под видом «заблудших овечек» сюда могут приехать настоящие террористы. Получается, что власть сама разносит метастазы терроризма и экстремизма по всему и так не совсем здоровому телу страны.

Во-вторых. Люди, отравленные фундаменталистской пропагандой, не способны ни к какому перевоспитанию. Их мозг уже парализован религиозным фанатизмом. Независимо от возраста. Предложить иную идеологию в условиях тотальной коррупции и несправедливости в обществе власть не может. Ваххабиты принесут свои взгляды сюда.

В третьих. Отношение к выходцам с Кавказа в регионе и так не очень теплое, и увеличение их численности породит усиление межнациональной напряженности.

В четвертых. Правоохранительные органы нашей области не готовы адекватно реагировать на преступность с национальными особенностями. А почерк кавказских ОПГ отличается особой дерзостью. На их родине в каждом районе стоит по воинскому гарнизону, чтобы реагировать на похищения людей, угоны машин и скота, изымать оружие у населения. А у нас, извините, один участковый на пять сел.

В пятых. Я не хочу, чтобы моя малая родина рассматривалась как место для ссыльных преступников. Ни царь, ни большевики до этого не додумывались. Есть неосвоенные просторы Сибири и Дальнего Востока. Милости просим.

В шестых. Всем советую прочитать книгу Елены Чудиновой «Мечеть парижской богоматери».

Владимир Незнамов, президент группы компаний «Гранит», полковник запаса ФСБ РФ:

«Это заявление находится не в правовом поле»

В принципе, это заявление популистское. Дагестан является субъектом Российской Федерации, и люди перемещаются свободно из Дагестана в Саратовскую область, в Самарскую область. Это заявление находится не в правовом поле. Порекомендовать он, наверное, может своим соплеменникам поехать. Чем мы так «провинились», что он к нам хочет «направить» лиц, скажем так, не очень добропорядочных? Это понятно, он же был сенатором от Саратовской области при Дмитрии Федоровиче Аяцкове. Наверняка у него остались какие-то хорошие контакты, люди, которым он может порекомендовать своих земляков. Я не знаю, как исправляются люди в сельской местности, привыкают к мирному труду и скептически к этому отношусь, потому что не думаю, что Саратовская область является таким «очагом выздоровления» для лиц, состоявших в бандах. У нас что, лучше, чем в стране, работает правоохранительная система или у нас созданы какие-то институты по оздоровлению? У нас сложная криминальная обстановка, не только в Саратовской области, а вообще в принципе. У нас, что греха таить, сложно приживаются люди с Кавказа. Может, Рамзан Абдулатипов погорячился, а может, действительно искренне верит, что здесь, в средней полосе, люди станут на путь оздоровления. Я к его идее отношусь с сомнением. Тем более, мы знаем, как у нас финансируется село. При желании, можно и у себя на родине хорошо работать. Пришел новый президент, тот же Абдулатипов, который пришел с целью оздоровления экономики. Зачем тогда высылать людей? Вот там пусть и исправляются под руководством своего президента.

Сергей Чечеткин, председатель совета Петровского отделения партии «Справедливая Россия»:

«Пусть перевоспитывают на месте»

Нам хватает и своих преступных группировок, в Саратовской области. Поэтому не хотелось бы в довесок к этому еще кого-то иметь. Я хочу, чтобы мои дети и родственники жили спокойно, могли без опасности по улице пройти. Пусть перевоспитывают на месте, где-нибудь там, только не здесь.

* * *

Главы фермерских хозяйств, с которыми корреспондентам ИА «Свободные новости» удалось связаться, предпочли вовсе не касаться в обсуждении этой темы национального вопроса.

Юрий Зайцев, глава КФХ, Красный Кут:

«Не надо людей смешить»

Рамазан Абдулатипов рассказал, что отправляет некоторых из бывших членов бандформирований к своим знакомым на ферму в Саратовскую область. Как вы относитесь к такой идее?

– Мне такого не надо.

– А почему?

– Не надо людей смешить. У меня свои местные работают ребята. Такая комплектация мне ни к чему.

– Как вы думаете, если бы такой работник появился на ферме, не могло бы возникнуть конфликтов между ним и местными жителями?

– Не знаю. У нас в деревне вообще мало таких людей.

– Каково ваше отношение к трудовому перевоспитанию преступников, независимо от того, что они совершили?

– Люди по-всякому себя ведут. У каждого своя голова на плечах. Некоторые, я знаю, и по восемь лет отсидев, потом берутся за ум. Я не про бизнес в городе говорю – об этом вы лучше меня знаете. А в сельском хозяйстве, на фермах и работают, и семьи нормальные создают. Иной, который и не отсидел, с него толков нет.

– Если бы к вам пришел знакомый и попросил взять на ферму бывшего преступника, вы бы согласились?

– Если была бы необходимость. В зависимости от того, какой он специалист. Я никогда ни под кого не подстраиваюсь – пусть под меня подстраиваются. Если я под каждого буду так решение принимать, то никаких сил не хватит.

«Горбатого могила исправит»

Владимир Карпунцов, глава КФХ в поселке Озинки тему развивать не захотел, однако отметил, что не испытывает доверия к людям с криминальным прошлым независимо от того, из какого региона те прибыли. Свое отношение к гражданам, связанным с ОПГ и шансы на их возвращение к мирной жизни он выразил одной фразой: «Горбатого могила исправит».