Выть на Волгу

Оценить
В этом году «Рок над Волгой» получился эпатажным: на сцене солист Rammstein разбил синтезатор и микрофон, поджег из огнемета своего фаната и изобразил секс с клавишником.

«Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется...»

Николай Некрасов, «Размышления у парадного подъезда»

Среди кинокритиков бытует мнение, что сиквелы почти всегда хуже первой части фильма и с каждой последующей полнометражкой смотреть продолжение хочется все меньше. С этим утверждением можно поспорить в отношении кино – есть примеры, где было наоборот. Но после прошедшего в прошлую субботу фестиваля «Рок над Волгой» вынужден признать, что этот принцип действует и по отношению к рок-фестам.

Человеческие пятнашки

«Это что у нас тут за Вавилонское столпотворение?» – спрашивает охранник у продавщицы алкогольного магазина на Ильинской площади, пока я топчусь у терминала, второпях пытаясь положить деньги на телефон. «Не знаю, – лениво тянет та, – кажется, все куда-то в Самару едут. А мне хорошо – от покупателей отбоя нет». Словно в подтверждение ее слов в магазин вбегает взмыленный паренек. «Куда? Мы уже закрываемся», – преграждает ему путь охранник. «Так еще десять минут осталось!» – возмущается парень, показывая на часы. На них действительно 21.50. «А ты посмотри, какая очередь!» – указывает на шеренгу молодых людей сотрудник ЧОПа. «Ничего, у нас там свой человек! – улыбается парень, увидев в этой толпе знакомое лицо. – Серега, возвращайся и бери еще ящик! А то не хватит!».

Как выяснилось, я зря торопился – отправление автобуса на «Рок над Волгой» от Ильинской площади, которое было запланировано на десять вечера, задержалось на четыре часа. Причем, водителя рядом не наблюдалось большую часть этого времени. Посадка началась уже за полночь, но даже это не помогло ускорить процесс. Главного организатора по имени Катя, у которой были списки пассажиров, к этому времени все еще не было на месте, а ее телефон не отвечал. Кто-то из присутствующих организаторов фирмы «Сиеста» начал рассаживать любителей рока в произвольном порядке, чем вызвал возмущение тех людей, у которых на билетах было указано их место и номер автобуса. В конечном итоге пришлось всех выгонять обратно и пропускать вперед тех, у кого в билете все написано. «Изгнанники» на выходе из автобуса сквозь зубы недовольно цедили руководившему этим человеку: «Ну, мы тебя запомнили».

Через некоторое время, когда в нашем автобусе наконец все расселись, удалось дозвониться доблестной Кате, родственников которой вспомнили до пятого колена, и она заявила, что мы расселись неправильно и предложила снова выйти и сесть по спискам. Пассажиры автобуса, которые и так уже ошалели от долгого ожидания, наотрез отказались пересаживаться и хором сказали, куда этой Кате нужно идти. Как оказалось, таким образом главный организатор пыталась занять себе более удобное место. Когда после посадки прошел еще один час, обстановка в автобусе накалилась до предела.

Катя, к тому времени все еще не при ехавшая, по телефону пыталась заставить других организаторов пересадить народ согласно спискам. Ругаться с ней начали даже ее коллеги: «Катя, тебе принципиально сидеть в начале? – кричала в трубку охрипшим голосом девушка. – Я уже голос сорвала, да еще меня сейчас чуть зэк какой-то не порвал». «У меня есть знакомый доктор, может, Кате к нему обратиться?» – посоветовал один из пассажиров. «Какие-то человеческие пятнашки! – возмущенно заметил другой. – Я бы не советовал теперь этой Кате ехать с нами в одном автобусе».

Когда пассажир из другого автобуса попытался поменяться с кем-то из нас, периодически спрашивая, едет ли кто из нас вдвоем, ему отвечали: «Нет, мы здесь уже все свои. Нас много, и мы все с нетерпением ждем Катю». На вопрос, есть ли у нас свободные места, кто-то мрачно басил: «В багажнике».

Тем временем у автобусов началась мини-репетиция самого фестиваля «Рок над Волгой». Те, кто успел докупить пива до десяти вечера, от безделья решили облегчить свои рюкзаки и стали пить пенный напиток, стоя у автобуса. Кто-то перешел на тяжелую артиллерию в виде виски из горла бутылки. Пустую тару бросали тут же, под ноги. Через какое-то время рокеры начали петь песни совершенно разных музыкальных направлений – начиная от хитов «Короля и Шута» и заканчивая знаменитой песней Селин Дион из «Титаника».

Катя, имя которой к этому времени уже без мата не употреблялось, приехала к двум часам ночи и просто села на свое место. «А где извинения?!» – возмутились пассажиры, простоявшие четыре часа на одном месте. Девушка ничего на это не ответила. «У нее наушники в ушах», – прокомментировал это молодой парень, сидящий неподалеку. «Вы уж ее не бейте, пожалуйста, пыталась утихомирить подогретую алкоголем толпу другой организатор. «Мы не будем. Пока», – отшучивались мы.

Дауншифтинг

Mordor

После такой задержки наш автобус прибыл на поле у поселка Петра Дубрава только к половине одиннадцатого утра. Мы обрадовались, что успеваем к началу фестиваля. По расписанию самарская группа «Мордор», выступающая первой, должна была выйти на сцену в 12 дня. Но как стало ясно на подступах к основному входу, радовались мы рано. Очередь начиналась еще по дороге. Простояв почти полтора часа под палящим солнцем, мы наконец добрались до рамок-металлоискателей. Стоит отметить, что в этом году полицейские пытались избежать давки на входе, установив два кордона, и проводили осмотр быстрее, чем в прошлом году, особо не заморачиваясь по поводу содержимого сумок. Возможно, поэтому некоторым удалось пронести на фестиваль файеры.

Когда мы прошли на поле, оказалось, что группа «Мордор» уже выступила, хотя от центрального входа ее вообще не было слышно. Это говорит о довольно низком качестве звукового оборудования. Стоило отойти от сцены чуть дальше (например, до палаток с едой, туалетов или спортивных площадок), как музыка плавно угасала и сходила на нет. В прошлом году звук был намного качественнее – песни долетали до автодороги, на которой были припаркованы автобусы. На этот раз повезло только тем, кто стоял в непосредственной близости от сцены, но туда было очень трудно пробиться из-за давки.

Те, кто стоял у самых ограждений, отделяющих зрителей от зоны для прессы, могли пошевелить только выставленными вверх руками и шеей, и буквально слились в один единый колыхающийся организм. Не выдержав такого давления как на уши, так и на остальные части тела, некоторые со временем просили сотрудников полиции вытащить их из крепких тисков толпы. Выполнив их просьбу, полицейские эскортировали гостей до ближайшего свободного места и помогали перелезть через ограждения – обратно в толпу. В зоне для фотографирования работали так называемые «ангелы» – волонтеры, которые бесплатно раздавали воду в пластиковых стаканчиках специально тем, кто не мог пошевелиться, а также поливали их из пластиковых бутылок. Некоторые зрители поливали друг друга пивом, а бутылки зачем-то кидали в сторону сцены. Ведущий Олег Гаркуша попросил их прекратить это, пригрозив закончить фестиваль раньше времени.

На поле также действовали три точки бесплатной раздачи питьевой воды. У них собирались необъятные очереди, такие же, как и к туалетам (которых, как и в прошлом году, не хватало). Люди без комплексов – а таких было немало – так и не сумев продержаться до конца, без всякого стеснения справляли нужду у забора, в том числе и девушки. В этом году поток гостей фестиваля превзошел все ожидания – вместо планируемых 400 тысяч на поле оказалась 691 тысяча человек. В интернете все проблемы сваливают на желание организаторов сэкономить, ведь хедлайнером фестиваля стал такой высокооплачиваемый коллектив, как Rammstein. Однако экономить на звуке – это, извините, пошло.

Еще одной проблемой стала плохая связь, несмотря на то, что ведущие операторы сотовой связи обещали установить дополнительные передвижные станции. Как на поле, где проходил концерт, так и на подходах к нему, телефоны работали из рук вон плохо. Хотя, как говорят в народе, «все палочки» были на месте, ни смс, ни звонки не доходили до адресатов. Разве что после не одного десятка попыток. По словам специалистов, это связано с тем, что на одном участке оказалось одновременно столько народа, зарегистрированного в сети, сколько оборудование не поддерживает. Что ж, остается только предположить, что после такой организации в следующем году подобных проблем не будет.

Погода в этом году благоприятствовала «Року над Волгой» – дождя ни до, ни во время фестиваля не было. Но этот факт сыграл со зрителями злую шутку: из-за многотысячной толпы в воздух поднялось огромное облако пыли и частиц сухой травы, которое в конечном итоге осело на легких, волосах, в глазах и продуктах питания. После окончания фестиваля одна девушка из нашего автобуса возмущенно жаловалась своей соседке: «О боже, у меня нос полон пыли, как будто я им землю рыла! Все салфетки черные. Боюсь представить, что с моими легкими».

Что немцу хорошо, русскому – фууууу

Говоря об организации питания, тоже не могу удержаться от критики. Ассортимент продуктов в этом году поражал однообразием. Из напитков были стандартная газировка, вода, кофе и пиво. В этот раз пиво продавалось снова только одной марки и только в пластиковых бутылках – по 200 рублей за 1,5 литра. Разливного не было вовсе. Почти вся еда за исключением мороженого (50 рублей) стоила раз в пять дороже своей обычной цены. Так, хот-доги посетители нехотя покупали за 200 рублей, шаурму за 250, а шашлык в комплекте с овощным салатом за 400. Отдельно шашлык купить было нельзя, хотя в прейскуранте на официальном сайте фестиваля это предусмотрено, а в прошлом году он стоил на 100 рублей дешевле. Ближе к концу фестиваля хот-доги, как самый неходовой продукт, стали продавать по 100 рублей, а шаурму по 200.

Достаточного количества мусорных урн тоже не нашлось (они иногда встречались у торговых палаток), и по традиции уже к полудню все поле напоминало одну большую мусорку, на отдельных оазисах которой разлеглись притомившиеся от пива зрители. Наконец, на выезде на трассу после окончания концерта образовалась огромнейшая пробка, которая рассосалась только около пяти утра. По словам водителей, это произошло из-за того, что сотрудники полиции, регулировавшие движение в районе места проведения «Рока над Волгой», сначала выпускали самарские автобусы, и только потом все остальные. Такими образом, основные проблемы прошлых фестивалей так и не были решены.

Проанализировав отзывы о фестивале в социальных сетях, пришел к выводу, что я не один такой и впечатление о юбилейном, пятом фестивале в целом отрицательное. «В этом году организация очень подкачала. Чувствовалась экономия на всем, наверное, все ресурсы были кинуты на Rammstein (за них огромное спасибо!) Но видеотрансляция – отвратительная, про туалеты (даже в вип-зоне были часовые очереди) уже и говорить не хочется, из года в год одно и то же. И складывается ощущение спаивания зрителей. Полторашка пива стоит 200 рублей, а скромненький хот-дог – 250. Подумайте, что выберут люди (особенно студенты) и купят в итоге? Самим организаторам, наверное, выгодно такое поведение – чем больше народа упьется и уснет, тем меньше драк. Искренне сочувствую людям, проторчавшим в пробке на выезде, потерявшимся в темноте. Даже указателей, куда идти на поезда или на автобусы, не было. При выходе толпа шла без присмотра полиции, на моих глазах избили парня, а стражей порядка рядом не было. Зато эта же полиция не забыла включить айфончики и поснимать Rammstein, забыв, что находятся на службе. В общем, от фестиваля остались смешанные чувства на этот раз», – пишет участница всех фестивалей Наталья Еркаева.

Некоторых посетителей поразили действия медицинского персонала: «Официально, как мне кажется, явно умолчали о количестве происшествий, коих было о-го-го... Особенно удивил медпункт, где пьяных людей и тех, кто просто свалился в обморок, положили на солнце и ничего не делали», – пишет Антон Пушкарев в официальной группе фестиваля в соцсети «Вконтакте».

Пользователь Ольга Ливанова возмущена необъективностью официальной новости на сайте: «И опять статья только о том, как все было круто! А как же то, что воду пить невозможно было? На цистернах даже написано было, что вода техническая! А как же то, что была куча драк (которые, прямо скажем, никто не предотвращал) и даже поножовщина была! И это еще основные «недочеты», если можно их так назвать. Понятно, вроде, что народа куча и организовать все трудно, но если уж взялись что-то делать, нужно делать это хорошо!».

Кипелов

Единственное, что меня порадовало – выступление любимых групп – «Кипелов», «Смысловые галлюцинации», «Чиж&Co», «Пикник». Музыканты, как обычно, были хороши и выложились на 100%. Почти все с удовольствием отвечали на вопросы журналистов и раздавали автографы. Исключением, как обычно, стал лидер «Алисы» Константин Кинчев, отказавшийся от пресс-конференции и в очередной раз запретивший его снимать, а также солист «Аквариума» Борис Гребенщиков, который просто не пришел на свою пресс-конференцию, без объяснения причин. Последнее было несколько странно, учитывая то, что БГ обычно охотно общается с прессой.

Удивила и аккредитация прессы на фестиваль. Организаторы очень избирательно подошли к этому, аккредитовав по большей части только столичные и самарские СМИ. Они сослались на большое количество заявок, которых, по их словам, было около 800, тогда как пресс-центр рассчитан на чуть более 100 человек. Палатка для пресс-центра была такой же, как и в прошлом году, а на новую, судя по всему, не хватило денег. Видимо, освещение фестиваля в прессе, как и качественный звук, для организаторов не так важно.

Сглаживающим все углы фактором могло стать выступление группы Rammstein, которого все ждали с замиранием сердца. Но не стало. Пресс-конференцию немецкой группы отменили, точнее говоря, провели только «для избранных» корреспондентов за сценой. То же самое касалось и фотосъемки, которую разрешили проводить только десятку фотографов, которых аккредитовали менеджеры Rammstein. Пиротехническое шоу, сопровождавшее каждую песню группы, конечно, оставило незабываемые впечатления, особенно пролетевшие над толпой имитаторы ракет. Но то, что было дальше, по моему мнению, перешло всякие границы.

Как мне кажется, пытаясь эпатировать публику, немцы немного перегнули палку. Во время одной из последних песен Тиль Линдеманн вывел на платформу клавишника Кристиана Лоренца, снял с него штаны, а затем изобразил, что занимается с ним сексом, обильно поливая зрителей белой пеной из специального приспособления, которое он достал из штанов. Реакция зрителей была неоднозначной. Кто-то пришел в экстаз вместе с мэтром немецкого индастриала, а кто-то после этого развернулся и двинулся к выходу, не выдержав такого явного натурализма. Из-за этих казусов общее впечатление от выступления немцев и концерта в целом смазалось, оставив неприятный осадок.

Если организаторы продолжат относиться к фестивалю в том же духе, то в ближайшие годы «Рок над Волгой» наверняка побьет новый рекорд посещаемости, на этот раз уже минимальной.