Пенсионер Мурашов против ЖСК «Локомотив»: кто кого?

Оценить
Пенсионер Мурашов против ЖСК «Локомотив»: кто кого?
Водосточную трубу много лет как пора менять. Фото Маргарита Нерода
Градостроительные нормы и все законодательные акты, касающиеся жилья, Геннадий Мурашов выучил практически наизусть. И уже несколько лет пытается заставить руководство ЖСК «Локомотив», которое управляет домом, их соблюдать. Пока без особого успеха.

Пятиэтажку по улице Емлютина ветхой не назовешь. Обычный кирпичный дом постройки конца 60-х годов. Таких в Саратове много. Однако при ближайшем рассмотрении становится понятно, что не все так уж благополучно и гладко. Житель дома – пенсионер Геннадий Мурашов – устраивает небольшую экскурсию.

Почему в Саратове так много ветхих домов

– Вот здесь на потолок посмотрите – потеки и трещины. А почему? Течет крыша. Шифер на ней весь зеленый от времени, не меняли его со дня постройки дома, хотя положено – через 30 лет, – рассказывает он. – Больше того, на крыше безо всяких разрешений устанавливают частные антенны. Будь покрытие новое – было бы не так плохо. Но старый шифер стал хрупким. И выходя на крышу, люди волей-неволей проламывают его. Потом крыша течет. В соседней квартире в дождь протекает потолок.

Не менялся со дня постройки дома не только шифер. Электропроводка тоже является своего рода «археологическим памятником». Даже переключатели-автоматы, как можно убедиться, открыв щиток на любом этаже, по большей части старые. Можно порадоваться за советское качество, раз уж они пережили страну, где их произвели. А можно задуматься, насколько безопасно жить в доме с такой проводкой, если принять во внимание еще и периодически текущую крышу.

Дожди добавляют проблем не только крыше, но и стенам. Водосточные трубы ржавые, вода с крыши стекает частично по самой стене, размывая кирпичную кладку. Трубы также положено менять вовремя.

– Вы думаете, почему в Саратове столько ветхих домов? – размышляет Геннадий Николаевич. – Да потому что за ними никто не следит.

Градостроительные нормы и все законодательные акты, касающиеся жилья, Геннадий Мурашов выучил практически наизусть. И уже несколько лет он пытается заставить руководство ЖСК «Локомотив», которое управляет домом, эти нормы соблюдать и им следовать. Пока без особого успеха.

Дела домашние, административные

Понятно, что дом, который относится к ЖСК «Локомотив», старый, и его инженерные системы и коммуникации обветшали. Их полагается менять. Но у руководства ЖСК традиционно нет на это средств, поэтому все расходы ложатся на жильцов. Так, трубы отопления в квартирах жильцы меняли за свой счет. Поскольку каждый нанимал для этой цели мастеров исходя из своих финансовых возможностей, не во всех квартирах этот процесс прошел гладко и в соответствии с техническими нормами. Расплата за это пришла в следующий же отопительный сезон – в одних квартирах воцарилась почти тропическая жара, в других жильцы мерзли. Пенсионеры, не имеющие денег на замену труб, остались сидеть со старыми трубами и заиленными от времени батареями.

Единственное, чего дождались жители дома не за свой счет, это ремонта крыши в 2009 году. Судя по пятнам на потолке в подъезде, течь она так и не перестала.

Геннадий Мурашов попытался добиться от руководства ЖСК нормальной работы. Ведь и крыша, и батареи, и уже упомянутая проводка – это общедомовое имущество, а значит – забота ЖСК, а не частных лиц. Заметим, дома на Емлютина примерно одного возраста и конструкции, однако следят за ними по-разному. Не все управляющие компании относятся к своим обязанностям спустя рукава. Соседний дом, на него Геннадий Николаевич указывает специально, был приведен в почти идеальный вид силами председателя правления местного ЖСК. Его жильцам повезло больше, чем их соседям по двору.

У руководства ЖСК «Локомотив» сложилась весьма своеобразная практика. Проверка Госжилинспекции, прокуратуры или Госпожнадзора находит нарушения и вносит предписания. Предписания не исполняются, как результат – ЖСК попадает под административное производство, и дело заканчивается штрафом. Штраф на ближайшем собрании правления ЖСК большинством голосов раскидывают по жильцам и вписывают в платежки. Хотят ли сами жильцы платить за просчеты руководства кооператива, никого не интересует. 

Когда такое было допущено в первый раз, возмущенный Геннадий Мурашов (он один из старейших членов ЖСК, проживающий в доме с момента его постройки), обратился в прокуратуру Кировского района. Это было в 2010 году. В августе прокуратура прислала ответ. В нем говорилось буквально следующее: «Проверкой обоснованности включения в платежные квитанции штрафа 11 000 рублей установлено, что решение было принято на заседании правления, но уставом ЖСК «Локомотив» принятие подобных решений к компетенции кооператива не относится, а является исключительной компетенцией общего собрания, которое для решения данного вопроса и созывалось.

В связи с этим прокуратура Кировского района внесла председателю ЖКС представление о недопустимости подобного впредь».

Обращался в прокуратуру не только сам Геннадий Мурашов. Уполномоченный по правам человека в Саратовской области Нина Лукашова, чьей поддержкой он заручился, направила обращение уже в прокуратуру области.

Проверка, проведенная надзорным ведомством, усмотрела в действиях правления ЖСК «Локомотив», переложившего оплату штрафа на плечи жильцов, нарушение положений статей 115, 116 Жилищного кодекса РФ. Прокуратура Кировского района в итоге потребовала от руководства ЖСК провести перерасчет и вернуть жильцам выплаченные в счет штрафа деньги. 

Заметим также, что на сайте саратовской мэрии в разделе, где размещена информация об управляющих организациях, которая по закону должна быть раскрыта, нет ни слова о том, что ЖСК «Локомотив» вообще привлекался к административной ответственности. Сами сведения о кооперативе, впрочем, там не обновлялись с 2006 года. 

Однако от привычки заставлять жильцов расплачиваться за все просчеты и нарушения руководство кооператива «Локомотив» так и не излечилось. Правда, наученное Кировской прокуратурой, ЖСК «Локомотив» теперь выносит вопросы со штрафом на собрание жильцов, что отлично видно из объявления о проведении очередного собрания в октябре 2012 года. Первые два пункта финансовых расходов говорят сами за себя: «Штраф 70 тысяч рублей по постановлению суда за нарушения правил пожарной безопасности, штраф 10 тысяч рублей за общее загрязнение поверхности фасада дома». Плюс еще 72 тысячи рублей на ликвидацию аварии в водопроводной системе.

Об авариях на водопроводе стоит сказать отдельно. У дома ЖСК «Локомотив» нет подвала. Есть только так называемое «техническое подполье» – пространство под домом высотой ниже метра. Несколько лет назад фундамент дома уже заливала вода, что сразу сказалось на состоянии первых этажей. В подъездах просели и накренились ступени лестниц первого этажа. Вокруг дома, что сразу замечает опытный глаз, просела отмостка. Приводить ее в порядок тоже никто не торопится. Судя по всему, дом такой конструкции очень чувствителен к подобным происшествиям.

Передо мной платежка за лето 2012 года. Это то, что оплачивает Геннадий Мурашов, пенсионер, проживающий в двухкомнатной квартире вместе с женой. Обратим внимание на два весьма чувствительных для пожилых людей, живущих на пенсию, раздела (помимо графы оплаты за коммунальные услуги): ремонт на водопроводе – это трубы на входе в дом (890 рублей 61 копейка) и текущий ремонт (472 рубля 46 копеек). Другие жильцы также перечисляют деньги по этим разделам. Между тем, никаких следов текущего ремонта, кроме покрашенных, судя по виду, пару лет назад стен в подъезде, обнаружить не удалось. Нашелся, правда, ремонт водопровода. Он выражался в явных следах вскрышных работ возле дома со стороны улицы Емлютина. Вернуть на место тротуар, как того опять же требуют правила, при этом забыли. Поэтому в сырую погоду вдоль дома пройти довольно сложно. Водосточные трубы проржавели и частично разлезлись по швам. Кладку нижних этажей бороздят тонкие трещины, рассекающие кирпичи пополам – похоже, это следы той самой аварии или более ранней, когда фундамент дома заливало водой. 

Проигравший платит

Итак, выводы напрашиваются неутешительные. ЖСК в исках и предписаниях как в шелках, но в итоге платят штрафы сами жильцы. О собраниях, на которых принимаются подобные непопулярные решения, их уведомляют не всегда. А предписания и требования контролирующих организаций так и остаются неисполненными. Здесь стоит отметить еще один существенный нюанс: в наше время граждане нередко стараются уладить коммунальные проблемы собственными силами, поскольку это хотя и затратно, но, увы, гораздо быстрее, чем заставить управляющую компанию добросовестно исполнять свои непосредственные обязанности. При этом человек, который пытается добиться исполнения закона, не всегда находит поддержку у своих же соседей и собратьев по коммунальным бедам. Особенно часто такое бывает в случае с той системой оплаты штрафов за счет жильцов, которой придерживается ЖСК «Локомотив». Жильцам как бы заявляется – в том, что вы платите больше, виноват ваш сосед. Не надо было жаловаться. 

Таким образом, граждане оказываются заложниками ситуации. Потому что самим разбираться с текущими крышами и гнилыми трубами или требовать от управляющей компании нормальной работы – платить все равно жильцам. При любом раскладе они оказываются проигравшими. 

А дом пока стоит. В Саратове, где столько ветхого жилья, готового упасть своим обитателям на головы в прямом смысле слова, мало кто будет плотно заниматься проблемами дома, который еще не торопится разваливаться.