Тихие троечники

Оценить
Тихие троечники
Фото Ангелина Черток
В число таких губернаторов попал Валерий Радаев

Лишь трое из двадцати губернаторов, назначенных за последние полтора года до возвращения выборов глав регионов, показали себя высокоэффективными региональными менеджерами. Об этом говорится в докладе коммуникационного холдинга Minchenko Consulting «Политические стратегии губернаторов-новичков, назначенных на свои посты в конце 2011-2012 гг.».

Как известно, именно в данный период Валерий Радаев сменил в кресле губернского начальника Павла Ипатова. Жителей нашего региона, конечно же, с самого начала интересовал вопрос, насколько новый руководитель «из местных» окажется профессиональнее «варяга», как политик и хозяйственник. Можно ли ожидать основательных перемен к лучшему?

Увы, по мнению авторов этого научного труда, губернатор Саратовской области в ведущую тройку лидеров никак не вписывается, а стало быть, высокоэффективными региональным менеджером не является. Во всяком случае, пока.

В число новичков, чья стратегия по укреплению вертикали власти в своем регионе оценивается как высокоэффективная, попали Андрей Воробьев (Московская область), Александр Дрозденко (Ленинградская область) и Сергей Жвачкин (Томская область). Радаев обосновался в одном ряду с губернаторами Ставрополья, Вологодской, Костромской, Мурманской и Самарской областей. Они признаны средними по эффективности.

Что это означает? В докладе поясняется, что под политической стратегией и ее эффективностью эксперты понимают способность губернатора выстраивать отношения с федеральным центром, населением, местными элитами и инвесторами, а также потенциальную способность выиграть выборы на региональном или муниципальном уровне. По всем этим позициям вышеперечисленные передовики получили от экспертов Minchenko Consulting в основном «четверки» по пятибалльной системе. Радаеву и остальным середнякам выставили сплошь «тройки». Однако и не «двойки», как их коллегам, угодившим в число руководителей с низкой эффективностью.

То есть аналитики признают, что саратовский губернатор в принципе пытается по мере сил и возможностей ладить и с Москвой, и с народом, и с бизнесом, но получается неважно. Занятия посещает, уроки прилежно учит, но в книге ведь каждый свое видит.

При этом, с одной стороны, признается плохое наследие саратовского губернатора, а с другой – слабоватая реакция. В докладе сей вывод звучит так:

«Стоит отметить, что многие люди, поставленные работать в промежутке 2011-2012, оказались назначены именно в политически сложные регионы, которые всегда характеризовались наличием сильных независимых элит с собственными интересами. В ряде регионов к моменту смены власти возникла и сохранялась ситуация политической турбулентности. К политически нестабильным регионам следует отнести и Саратовскую область».

Авторы считают, что реализация эффективной политической стратегии особенно затруднена в тех регионах, где конфликты стали правилом. Местные элиты, добившись отставки одного или даже нескольких не устраивающих их губернаторов, приобретают вкус к новым интригам.

Не равноценны и бюджетные возможности регионов, напоминают эксперты. Финансы большей части из них на момент прихода новых губернаторов во власть находились в печальном состоянии (в пример приводится и Саратовская область).

Типичными ошибками свеженазначенных губернаторов, по мнению экспертов Minchenko Consulting, является попытка выстроить в регионе собственную систему политического доминирования, что провоцирует раскол в местных элитах. Так, губернатор Волгоградской области Сергей Боженов сделал ошибку, попытавшись «зацементировать» политическую площадку назначениями таких же варягов, как и он сам, что вызвало сопротивление местных элит.

«Можно констатировать факт, что сам по себе эксперимент с назначением главами регионов варягов оказался неудачным и доказал свою неэффективность», – пишется в статье.

Есть, впрочем, и неэффективные губернаторы «из местных». Их главная беда в том, полагают аналитики, что они не занимают активной позиции по многим принципиальным вопросам. Некоторые из них совершили типичные ошибки своих предшественников. Этому способствовали, в частности, такие недостатки, как отсутствие опыта публичной политики и самостоятельной конкурентной борьбы. Помимо этого губернаторы, показывающие невысокую эффективность стратегии, характеризуются информационной закрытостью (Радаев и здесь значится в середняках), несамостоятельностью, коррупционными скандалами в окружении.

Политологи также отмечают, что регионы, в которых произошли замены, преимущественно характеризуются довольно низкой электоральной управляемостью (способностью губернатора достигать результата, избегая политических скандалов). В большинстве из них партия «Единая Россия» показала в декабре 2011 года результат ниже, чем в среднем по стране. Саратовская область составила одно из редких исключений (правда, это было еще при прежнем губернаторе), однако наблюдатели, в том числе столичные, назвали уровень фальсификаций в области беспрецедентным по своим масштабам.

В 2017 году – масштабные выборы губернаторов, то есть между выборами в Государственную думу РФ (2016 г.) и выборами президента РФ (2018 г.) пройдет еще одна полноценная федеральная кампания, которая охватит до трети регионов. Большая часть этих регионов уже сейчас характеризуются упомянутой выше низкой электоральной управляемостью, в то время как уверенности в том, что губернаторы-новички смогут решить обостряющиеся местные проблемы, нет. Потому что у восьми из двадцати новых губернаторов нет вообще никакого опыта участия в выборах, хотя большинство из них ранее занимались публичной политикой или находились на госслужбе, констатируют авторы доклада.

В ситуации столь плотного графика к главам регионов, несомненно, предъявляются высокие требования в области политического менеджмента и эффективности политического руководства. В то же время большая часть рассматриваемых назначений явилась результатом лоббистской активности корпораций и отдельных групп, входящих в правящую коалицию.

Очевидно, что новые главы регионов имеют двойную задачу, замечают авторы текста. Во-первых, они должны застраховать федеральный центр от неожиданных и нежелательных результатов на губернаторских выборах, во-вторых, упрочить позиции в регионах ряда крупных экономических и политических игроков. Таких, как, например, Вячеслав Володин. Ставленниками первого замглавы администрации президента, по данным Minchenko Consulting, являются региональные начальники в Волгоградской, Самарской областях, в Приморском крае, Мордовии. Ну и, конечно, в Саратовской губернии.

Экспертное мнение

Александр Пантелеев, политолог:

– Думаю, что подобные рейтинги – это чиновничья, административная игра, не более того. Нужно кого-то похвалить – пожалуйста, поставим на первое место. А потом и в Москву возьмем, как Аяцкова когда-то. Кого-то нужно поругать – опустим вниз. Хотя на самом деле эффективны те губернаторы, у которых есть финансовые возможности. Что может сделать Радаев с нашей промышленностью и долгами? Ничего. Налогооблагаемая база низкая, льготы уже сами себя сжирают. А то, что он в середине, – для него хорошо. Такая тихая, золотая середина.

Дмитрий Козенко, главный редактор «Газеты недели в Саратове»:

– Саратовскую область причислили к политически нестабильным регионам. У нас это связывают с тем, что Радаев якобы подмял под себя электорат и обеспечил для «ЕР» нужный процент на выборах. Это не так. Радаев к выборам отношения не имел. Ими занимались Панков, Грищенко и другие люди. И еще я не согласен, что Радаев в числе тех губернаторов, кто выбрал надпартийную позицию. Он не над партией, а скорее под ней. В остальном доклад меня не удивил. О том, что у нас ситуация средняя по стране, я догадывался.

Антон Ищенко, депутат Госдумы от ЛДПР:

– Персона Радаева, на мой взгляд, не самый худший вариант для региона. Есть немало недостатков в его работе, связанных с разными причинами. Но плюсов за год, по моим ощущениям, больше, чем минусов. Возьмем хотя бы реформу местного самоуправления. Теперь в каждом районе за все отвечает один руководитель, а не четверо, как раньше. Есть с кого спросить. Наконец-то сдвинулись с мертвой точки такие проекты, как строительство аэропорта, реконструкция филармонии, возведение дворца водных видов спорта. В общем, Радаева есть за что похвалить.

Ольга Алимова, депутат Госдумы от КПРФ:

– Радаев занимается чисто политикой, чтобы понравиться тем, кто его назначил. Поэтому я не могу оценить его деятельность как менеджера. Он просто, как я говорю, перерезает ленточки. Вот если бы он сосредоточился на экономике, тогда можно было бы рассуждать о его эффективности. А рейтингам я не верю, знаю, как это все делается. Кто заказывает, тот и расставляет всех по своему усмотрению.

Дмитрий Коннычев, председатель регионального отделения партии «Яблоко»:

– Согласен с тем, что к моменту прихода Радаева финансовая ситуация в регионе сложилась более чем удручающая. Согласен и с тем, что у нас все на среднем уровне. Конфликтов нет, работает местная команда тихих троечников. Впрочем, как и в былые времена. Что касается выборов губернаторов, то я уже на протяжении десяти лет стою на позиции их возвращения. Потому что это другой уровень отношений с населением, это вопрос доверия. Ответственность перед выбравшими тебя гражданами совсем другая, она заставляет губернатора работать эффективно. А назначенцы – не политики, они чиновники. О какой эффективности в таком случае можно говорить?