«Зойкина квартира»: не распалась связь времен
Студенты третьего курса Саратовского театрального института государственной консерватории имени Л.Собинова (художественный руководитель курса – народный артист России Григорий Аредаков) показали зрителям свою первую дипломную работу. Ей стала во всех смыслах знаковая для Саратова «Зойкина квартира» по пьесе Михаила Булгакова.
Уже во время антракта оформились две четкие мысли. Первая – это не студенческий спектакль, а достаточно зрелая работа, с которой иди и штурмуй отечественные театры в режиме кастинга. Вторая (возможно, и пафосная) заключается в стойком ощущении, что не распалась связь времен. И не только потому, что в Зойкиной сценической «веселой квартире» работают сразу три дочери знаменитых саратовских актеров. В дефиле моделей ателье участвует Елизавета Данилина (модель, танцующая восточный танец, в ее исполнении завораживающе гибка). В другом танце можно увидеть начинающую Валерию Малинину.
Но главная интрига спектакля заключается в том, что роль Зои Пельц досталась Веронике Виноградовой, дочери замечательного и, увы, рано ушедшего от нас актера Саратовского театра драмы Евгения Виноградова. Его Аметистова в легендарной постановке начала 90-х, осуществленной Александром Дзекуном, саратовские театралы не забудут никогда. В зале можно было видеть и Валерия Емельянова, ныне ведущего актера ТЮЗа им. Ю.П. Киселева, и удивительно смешного Портупею в старой «Зойкиной квартире».
На этот раз домкомовского пройдоху сыграл студент Александр Степанов. Ему удалось изобразить и самозабвенную симпатию к деньгам, и феерическое их поедание в присутствии «людей в штатском», и суетливые ухаживания за Маняшкой. Всех красок в арсенале артиста не перечислить, но одно ясно – в саратовском театральном есть ученик с хорошим комедийным потенциалом.
Несколько долго «набирал разбег» Аметистов (студент Александр Куликов). Но уж когда набраааал! Во время дефиле моделей смотришь больше на него, нежели на концертирующих барышень. А уж когда он в экстатическом желании угодить Гусю восклицает «Русь моя!», даже как-то неловко становится от воспоминаний о псевдобиографическом сериале «Есенин». И все вот так в новой саратовской постановке – в меру, со вкусом, с тонкими намеками и легкостью настоящего юмора!
Большое спасибо за эстетическое наслаждение хочется сказать режиссеру-педагогу курса, заслуженной артистке России Эльвире Данилиной. Эффектная и лучистая Женщина, она предельно точно вычислила внутренний мир каждой своей ученицы. Поэтому в «Зойкиной квартире» каждый на своем месте: женщины дорогие, роскошные, выбравшие свою «обитель» сознательно. И есть в них вкус и собственное достоинство. Что касается Зои Пельц, Вероникой Виноградовой создан собирательный образ дамы, очень близкой по натуре современным женщинам. Она все решает сама, в умении «дать на лапу» проявляет чудеса эквилибристики. И нет в ней ничего комичного. Героиня деловита и несгибаема, актриса очень похожа на папу.
Дипломный спектакль аредаковцев лишний раз подтверждает, что произведение гения чем старше, тем актуальнее. Абольянинов (студент Петр Костряков), принимая от Гуся купюру в подарок, запальчиво кричит: «В другое время я пришлю вам секунданта». Ну просто гимн вневременного приспособленчества! А китайская экспансия «Санхая тепло» а-ля Булгаков вам ничего не напоминает? Наш изысканный Юрий Наместников тонко подчеркнул это, всю меблировку «веселой квартирки» выполнив из бамбука. Абольяниновское: «Власть создала такие условия, при которых порядочному человеку существовать невозможно», – комментировать вообще бессмысленно. И эти картины современной жизни глазами классика студенты показывают сыгранным ансамблем. А также демонстрируют то, что у достойных педагогов воспитываются достойные ученики, у талантливых родителей – не менее одаренные дети. Поэтому в Саратове и появляются такие серьезные работы, за которыми виден печальный взгляд другого гения с его извечным «скучно на этом свете, господа»! Своим талантом театральная школа Саратова умеет будить в нас грустные размышления о жизни, которые, как известно, источник света. А значит, и радости! Спасибо театральному институту!