Индустриальный некролог

Оценить
Сколько заводов было в Саратове на начало 90-х годов? Точный ответ сейчас могут дать только архивы. Печальная статистика современного города: едва ли не каждый второй крупный магазин, деловой центр или рынок в «прошлой жизни» был заводским цехом.

Заводами у нас особенно сильно интересуются три категории граждан: спонсоры, рейдеры и диггеры. Спонсору интересен завод действующий, в который можно выгодно вложить средства. Рейдер тоже ищет завод действующий, чтобы выжать из него досуха все, что только можно. А диггер приходит на завод, на котором даже рейдеру ловить нечего.

Размышления у заброшенной проходной

От бесконечных диггерских фотосессий всегда веет чем-то тоскливым. Было предприятие, жило, работало, в цехах шумели станки, в ворота въезжали машины, по утрам вот к этой самой проходной спешили люди. Где теперь те люди, где те станки? Брошенный завод напоминает сломанный будильник. Завод, доставшийся магазину или клубу, – все тот же будильник, только разобранный на бижутерию шаловливыми ручками любителей стим-панка.

Первая запись в нашем некрологе – завод электронного машиностроения. «Элмаш». 1949-2005.

Магазин «МегаМебель» на улице Гвардейская,2. Бывший заводской цех
Магазин «МегаМебель» на улице Гвардейская,2. Бывший заводской цех.

Он начал работу спустя четыре года после окончания войны и к началу 50-х был уже флагманом электротехники в стране. Завод выпускал электромоторы, сложное оборудование для производства электроламп и кинескопов. При «Элмаше» было свое конструкторское бюро, были свои соцобъекты – санаторий, турбаза, дворец культуры, детские сады. Даже когда по промышленности ударили 90-е годы и заводы начали один за другим останавливаться, даже после распада СССР завод имел неплохие перспективы, он сумел сохранить и коллектив, и производственные мощности.

Крах завода настал в 2005-м, когда его приобрела некая группа компаний RBE, перепродав затем компании «Самарский деловой мир». Вскоре после этой купли-продажи завод существование прекратил. Оставив после себя проходную, на которой прошлой осенью висела огромная растяжка с надписью «Продается», и магазин «МегаМебель».

Не знаю, как бывшие заводчане смотрят на эту метаморфозу. Но человеку стороннему и от техники далекому при виде торговли диванами и шкафами в бывшем заводском цеху делается слегка не по себе. Уже никто, кроме бывших рабочих, не сможет сказать, что здесь выпускалось. Но мебелью занято помещение длиной несколько сотен метров. Диваны и кресла можно рассматривать в бинокль, а по территории лучше передвигаться на велосипеде. Захваченная территория приспособлена для сиюминутных целей и быстрой выгоды. Проходную пока не купили. Возможно, и там будут чем-нибудь торговать.

Корпус Межрегионального юридического института. Бывшая фабрика-кухня завода «Элмаш»
Корпус Межрегионального юридического института. Бывшая фабрика-кухня завода «Элмаш». Фото с сайта СГЮА.

А в бывшей заводской фабрике-кухне теперь Межрегиональный юридический институт. На сайте Саратовской государственной юридической академии о его вселении в заводские стены сказано коротко и скромно: «Впоследствии было приобретено еще одно здание по адресу: 410033, г.Саратов, Молодежный проезд, 7». Это произошло после 2001 года, точной даты сайт не дает. Но, скорее всего, фабрику-кухню завод потерял тогда же, когда и цеха. Не стоит винить уважаемых юристов, руководство института. В конце концов, стать учебным заведением для здания не так обидно, как магазином. Вопрос в том, кто продавал тогда заводские помещения. В нынешней ситуации он уже риторический.

Переход от цеха к рынку

Так или иначе, мало какой саратовский завод может похвастаться тем, что сохранил все свои производственные площади. Даже если предприятие сумело выжить в разруху 90-х и избежать цепких лап рейдеров, часть помещений оно безвозвратно теряло.

Деловой центр «Навигатор». В прошлом цех завода им. Орджоникидзе
Деловой центр «Навигатор».  В прошлом цех завода им. Орджоникидзе. Фото с сайта dc-navigator.ru

Вот Саратовский электроприборостроительный завод им. Орджоникидзе на улице Большой Садовой, 239. ЗАО «СЭЗ». Выпускал и продолжает выпускать авионику. Самый новый цех завода – ныне деловой центр «Навигатор».

Части помещений лишился и ближайший сосед покойного «Элмаша», завод «Рефлектор». Рейдеры сломали об него зубы, предприятие существует. Но часть территории его опять же досталась магазинам.

Торговый центр или базар – участь большинства погибших предприятий. Почему-то не желая производить, мы упорно стремимся торговать тем, что произвел кто-то еще. Производственные площади в Саратове поразительно быстро превратились в торговые. Сейчас сложно судить, когда именно это произошло. Но по опросам старожилов выходит – в начале «нулевых». В нашем некрологе саратовской промышленности продолжают прибавляться записи.

Знаменитый еще с дореволюционных времен маслобойный завод. В Саратове он был известен когда-то как «маслобойка Шумилина», по фамилии его первого владельца. Вся улица Астраханская пахла жареными подсолнечными семечками. Именно об этом месте пел некогда Владимир Ланцберг:

Дребезг стекол, грохот жести,
желто-красный, деревянный,
без ремонта лет по двести,
вправо-влево, точно пьяный,
меж тюрьмой и маслобойкой,
мимо чахнущего сквера...
Что там дальше, птица-«тройка»?
Ах, ограда универа!..

Маслобойный завод, дореволюционный снимок
Маслобойный завод, дореволюционный снимок. Фото с сайта oldsaratov.ru.

Маслобойный завод кончился к 2008 году. Теперь на его месте торговый комплекс «Триумф-Молл», злоречиво именуемый саратовскими остряками «Триумф моли». Триумф моли над старым заводом. Полный и окончательный. Старые заводские цеха – памятник промышленной архитектуры – были снесены до основания. Фасад до последнего не трогали. Видимо, чтобы создать видимость реставрационных работ. Но семечками на Астраханской давно уже не пахнет.

Как не пахнет и свежей выпечкой на проспекте Кирова, 7. В бывших булочной и кондитерской давно уже продают мобильные телефоны, а сама пекарня (вход в нее был со стороны улицы Сакко и Ванцетти) стала автостоянкой.

Что там дальше, птица-«тройка»?

Завод резинотехники в районе Сенного рынка превратился в рынок «Привоз»
Завод резинотехники превратился в рынок «Привоз».

Завод резинотехники в районе Сенного рынка превратился в рынок «Привоз». В одном из цехов также торгуют мебелью.

Завод ТБО – театрально-библиотечного оборудования. Выпускал типовые библиотечные стеллажи. Скорее всего, с его помощью было оборудовано книгохранилище научной библиотеки СГУ. И как знать, не там ли делался механизм вращающейся сцены старого ТЮЗа. Сейчас уже никто и не вспомнит, что был в Саратове такой завод. Но все знают рынок «Губернский».

Станкостроительный завод, угол улиц Рахова и Московской. Рынок «Народный».

Печальная археология

Сведения об этих заводах отрывочны. Кроме архивов да бывших рабочих едва ли кто скажет, какую именно продукцию они выпускали. Вообще, изучая промышленную историю Саратова, чувствуешь себя археологом на развалинах. И сведений у тебя примерно столько же. Из-под магазинных вывесок проступают стены цехов. Культурный слой.

На углу улиц Радищева и Большой Горной была некогда картонажная фабрика. Помимо прочего, выпускала елочные игрушки. Помните звездочки, снежинки и рыбок из тисненого позолоченного картона? Теперь там тоже магазины.

Памятник Ленину на перчаточной фабрике
Памятник Ленину на перчаточной фабрике.

Перчаточная фабрика на Астраханской, 43, исчезла без следа, оставив свои помещения массе фирм и фирмочек, занимающихся всем – от спецодежды до детского питания. От прежнего предприятия «живее всех живых» только памятник Ленину, который кто-то периодически красит в разные веселые цвета.

Кожзавод на Чернышевского, 1, окончил свое существование в виде «Макдоналдса». Нынешней зимой кафе удостоилось премии за лучшее новогоднее оформление витрин.

Метизный завод не так давно похоронил под собой супермаркет «Реал».

«Ликсар» – ликеро-водочный завод Саратова – оставил после себя на радость обществу трезвости пустые цеха дореволюционной постройки по улице Чернышевского.

Когда-то на 2-й Садовой у самой Волги был завод, выпускавший фарфоровые изоляторы. Теперь уже и названия точного никто не помнит. Завод «ушли» в 1993 году. Теперь на том месте пустая промзона.

Несколько лет назад «сел на мель» судоремонтный завод в Затоне. Номинально он еще считается действующим. На деле наполовину заброшен. У завода остался один только действующий участок – судоподъемный. Работают там по разовым заказам, в основном – собирают лодки-«гулянки». Там, где раньше находилось основное производство – литейный и штамповочный цеха, кузница, – сейчас строят жилой комплекс «Водник». А суда в области теперь чинят в Балакове.

В Заводском районе некогда был Биохимический завод. Теперь большая его часть – офисно-деловой центр «Север». Дрожжи завод, правда, по-прежнему выпускает, но от былых производственных мощностей мало что осталось.

Потеснили торговые комплексы и Саратовский дизельный завод – теперь на его территории торгуют дорожной техникой, выпускаемой за тысячи километров от Саратова. Завод выживает на частных заказах. Остались производственные мощности, но серийного производства практически нет.

Кто крепил оборону

Во время оно Саратов был столицей военной радиоэлектроники. Большая часть почивших в бозе заводов так или иначе работала на оборонный комплекс. И «Саратоврезинотехника», и «Элмаш», и «Рефлектор» исполняли много военных заказов. О том, почему они их растеряли, можно долго говорить. А можно молча снять шапку.

Когда-то на 3-й Дачной существовал целый научно-исследовательский институт, работавший на оборонную промышленность – НИИ «Волна». Рядом был и завод того же названия. НИИ разрабатывал, а завод выпускал торпедные гироскопы и системы наведения для ракет, занимался также СВЧ-технологиями. Теперь бывшие помещения НИИ обжил «Газпром».

Пустой цех авиазавода
Пустой цех авиазавода. Фото Андрея Чеботарева.

О том, как до последнего пытался выживать Саратовский авиазавод, пресса писала последние лет десять, если не больше. САЗ несколько раз обещали спасти, но так и не спасли. Ни распиаренный «Суперджет», ни турбины для «Русгидро» на нем никто не делает. Стоят пустые цеха, а на бывшем аэродроме «Южный» устраивают дискотеки. Кто-то спит и видит, как бы распилить его территорию под очередной элитный жилой комплекс. Конечно, пропитанная авиатопливом почва – не лучшее место для жилых домов, но когда застройщиков смущали такие мелочи? Ждет погибший завод «эффективного менеджера», потому что ничего больше дождаться не может. То, что не удалось в 1943 году немецким бомбардировщикам, прекрасно удалось… Следствие, будем надеяться, когда-нибудь все-таки покажет, кому именно.

Эпилог, или скорее эпитафия

Есть такой термин «градообразующее предприятие». Завод, вокруг которого и благодаря которому вырос город. Погибнет такой завод – и город опустеет. Саратову не грозит подобная участь, предприятия у нас еще остались, но каждый из ушедших заводов тоже образовывал наш город, давал рабочие места, ценную продукцию, поддерживал свою социальную инфраструктуру – поликлиники, детские сады, дома отдыха. Исчезнув с карты Саратова, они унесли с собой в прошлое и частицу самого города. Потому что магазины, кафе и развлекательные заведения – это еще не город. И не стоит об этом забывать. А то как бы однажды не полетели по белу свету приглашения на открытие нового торгово-развлекательного комплекса «Саратов». Площадью с город на берегу Волги.