Про это... Про любовь...

Оценить
«А любовь-то есть, оказываетсяяяяяя! Есть! Есть!»

На Малой сцене Саратовского академического театра драмы имени И.А.Слонова состоялась премьера спектакля «Класс Бенто Бончева» по пьесе Максима Курочкина. Постановку осуществил художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры имени Алексея Казанцева и Михаила Рощина и Театра.doc Михаил Угаров.

Этот спектакль саратовцы ждали с особым интересом, и дело даже не в маркировке «18+». Просто до «Класса Бенто Бончева» на саратовских театральных подмостках не было опыта постановки спектаклей в документальной стилистике. Да еще и режиссер на предпремьерной пресс-конференции подлил масла в огонь, заявив: «В пьесе «Класс Бенто Бончева» есть серьезный момент – отрицание любви. На это люди обычно реагируют нервно... Но это же правда: любви не существует. Мы отдали ее в сферу рекламы, торговых отношений, в шоу-бизнес. Самые жуткие попсовые песни – про любовь. Мы ее отдали. Себе не оставили ничего. Собственно говоря, это трагическая тема. И для современного человека, который очень нервно существует, возникла проблема: даже самому любимому человеку сложно прямо признаться в своих чувствах, подойти и сказать: «Я тебя люблю». Как будто какой-то порог есть». И можно было бы по наивности купиться... Но... И лукавый прищур режиссера, которым сопровождался этот антилюбовный «манифест», и сам спектакль показали – мы имеем дело с ВЕЛИКИМ ПРОВОКАТОРОМ С ТОНКОЙ ДУШОЙ. Но обо всем по порядку.

…Драматург Максим Курочкин домыслил предлагаемые обстоятельства «пространства без любви» и превратил их в футуристическую комедию. Половой период цивилизации в его пьесе не просто атавизм, а теория, в достоверность которой уже никто не верит. Еще какая-то надежда на то, что «а любовь-то есть, оказывается», остается у профессора Тирса (заслуженный артист России Игорь Баголей). Но на попытках преподавателя найти доказательства «науки страсти нежной» ставит крест его лучший ученик Бенто Бончев (Александр Фильянов). «Любовь придумана для повышения рождественских продаж», – убежден он.

«И когда мне говорят, что поцелуй – это не поэтический образ, не порождение творческой фантазии, а реальное физическое действие, я предлагаю моим оппонентам представить, что влажные губы другого человеческого существа прикасаются к вашим губам, его язык соприкасается с вашим языком, двигается, пульсирует, проникает глубоко в ваш рот. Вы допускаете, что такое может произойти с вами? Я – нет», – такими изящно-утрированными отрицаниями плотских утех текст пьесы сдобрен на славу.

Реплики Бончева благодарно сопровождаются хохотом зрителей. Улыбку вызывают и потрясенные фантазиями об этом «ужасающем акте» студенты. Возможность ожидания любви в них словно ампутирована – вот на таком уровне живут Бенто и его ученики. Хочешь детей – пожалуйста, ребеббинг. Что-то ГЛОБАЛЬНОЕ мешает изменить жизнь к лучшему – так выковырни кусочек ореха из зуба. В обществе XXII века все равны и рОвны. Поэтому неважно, в ярких ли (даже кислотных) они одеждах или без оных. Кстати, по моим личным ощущениям, сцены «ню» в спектакле даны в проброс. И хотя на все той же пресс-конференции Михаил Угаров предупреждал, что новая драма намерена шокировать, «голая правда» в «Классе» оказалась обстоятельством само собой разумеющимся и потому необходимым. Эта режиссерская провокация номер один – просто супер! «Вот стою я перед вами словно голенький» – в этой ситуации оказался скорее зритель. Вечно бегущий... Живущий, чтобы работать... Разучившийся сказать «люблю»...

Саратовский спектакль «Класс Бенто Бончева» на тему отсутствия любви на самом деле получился историей об отрицании очевидного – актеры Театра драмы превратили ее в настоящий гимн любви. Какая-то звонкая струна рвется в твоей душе в ответ на настоящую страсть Эммы Ковальски (Вера Феоктистова) к Фрэнку Вуду (народный артист России Григорий Аредаков)! Ничего, что ей всю жизнь приходится приправлять любовь «соусом игры» и кочевать со своим мужчиной по ток-шоу «про это» – ведь таково негласное требование общества. И Фрэнк принимает правила игры! Ведь этого хочет любимая!

А какую изящную сатиру на взаимоотношения современных мужчины и женщины «дает» вторая пара – Александра Коваленко и Александр Фильянов. Как трогательно смотрит эта маленькая женщина Санди на своего «борца» с «несколькими случаями откровенной патологии истерического порядка, инспирированных силой так называемого искусства, обслуживающего интересы группы алчных шарлатанов»! Именно такое определение любви дает Бончев. Александр Фильянов интонационно очень разнообразен в подаче своего героя. Он оставляет решать нам: уверен ли в своем заблуждении Бенто или прикрывается им как щитом, не желая что-либо менять в своей жизни. Впрочем, в этой паре – те же правила игры. Санди, если нужно любимому, на вопрос, откуда появились четверо детей, готова придумать контрвагинальную имплантацию вместе с постмортальным копированием. Ужас.

«Интересно ставить зрителя в тупик. Только кажется, что это вызывает у него раздражение. На самом деле он получает удовольствие. Как при чтении детектива.

Система постановки в тупик хорошим автором сегодня работает очень точно. За этим в театр идет значительная категория зрителей. Тех, кто уже много знает об этой жизни», – считает Михаил Угаров. Постановочная группа сделала все возможное, чтобы разорвать твое сознание на части, а ты бы потом сам себя «собирал» заново. И отдельные слова искренней благодарности хочется сказать в адрес Григория Аредакова. Художественный руководитель театра имени Слонова готовностью к эксперименту показал, что о любви можно говорить на каком угодно языке. Ее все одно не отменишь.

...Через секунду после смерти любимой Фрэнк суетливо берет ружье и, словно стесняясь самого себя, поспешно уходит... Подвиг любви... Спасибо Вам, Григорий Анисимович!